Нина Евреева
Cенсорное воспитание детей раннего возраста средствами дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен. Если брать новорожденного, то большинство клеток его мозга еще не работают, но уже в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает 50% своего взрослого потенциала. К трем годам его структура формируется, размер достигает 70-80%, а к восьми годам рост мозга практически завершен.
Публикация «Cенсорное воспитание детей раннего возраста средствами дидактических игр» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Видный ученый, психолог, доктор медицинских наук Николай Матвеевич Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Л. А. Венгер считал, что «сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка».
Сенсорное воспитание имеет важное значение в развитии ребенка потому что:
- является основой для интеллектуального развития;
- развивает наблюдательность, воображение
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Прежде чем начать работу с ребенком, нам необходимо узнать его индивидуальные особенности. Когда ребенок приходит первый раз, мы о нем не знаем ничего, кроме имени, фамилии и возраста. Т. к. родители являются активными участниками образовательного процесса, мы знакомимся с ними и с ребенком, путем анкетирования и бесед. Выявляем режим ребенка, его здоровье, интересы, привязанности, любимые игрушки, и как называют малыша дома. Параллельно из бесед узнаем особенности воспитания : как кушают, как спят, чем занимаются с ребенком, в какие игры играют, какие книги читают. Это помогает организовать образовательный процесс детей и родителей.
Следующий шаг – выявить особенности нервно – психического развития ребенка.
После проведения адаптационного периода, проводим обследование особенностей развития ребенка по методике К. Л. Печора, Л. Г. Голубевой, Г. В. Пантюхиной. По сенсорному развитию из 18 человек 4 ребенка не соответствуют возрасту, остальные 14 детей частично соответствуют возрасту.
На основании обследования поставлена следующая цель: Создать условия сенсорного воспитания средствами дидактических игр.
Эти задачи мы реализуем по 4 этапам :
Целью первого этапа является привлечение внимания детей к определенному сенсорному признаку, который должен быть освоен.
На втором этапе обучаем детей перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках.
Цель третьего этапа - группировать предметы по тому или иному качеству.
На четвертом этапе - создаём условия для самостоятельного применения детьми освоенных знаний и навыков в анализе окружающей действительности и в организации собственной деятельности.
На первом этапе мы знакомим детей с предметами ближайшего окружения, их свойствами, цветом, формой, размером. Основной метод: обследование и наблюдение.
На втором этапе мы активизируем обучение детей перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках. Сначала учили детей различать величины, формы и цвета, подбирая тождественные.
На третьем этапе основная цель: группировать предметы по тому или иному качеству.
Цель четвертого этапа - создание условий для самостоятельного применения детьми освоенных знаний и навыков в анализе окружающей действительности и в организации собственной деятельности.
Разнообразие игр, имеющих похожие цели, с одной стороны, помогали закрепить пройденный материал, с другой стороны - поддерживать у детей познавательную активность. С каждой игрой дети проявляли все больший интерес, старались добиваться результатов, тянули воспитателя за руку к сенсорному уголку, просили повторить игру еще раз и неохотно отдавали пособия.
Трудности возникали при необходимости выполнить орудийные действия с предметом: посадить цветочки на полянки, насадить волчок на палочку, прикрепить иголки к ёлочке, лучику к солнышку и т. д. Таким детям оказывалась индивидуальная помощь.
Предметно – развивающая среда является необходимым условием развития личности ребенка и всех видов детской деятельности.
Оформили «сенсорную зону», где находятся все материалы для развития восприятия цвета, формы и величины предметов, а также для развития слухового восприятия и пространственных отношений. Это различные пирамидки; предметы-вкладыши (матрёшки, кубы, коробочки, шары и др.) дощечки с плоскими геометрическими вкладышами; объёмные контейнеры с отверстиями разной формы; плоские геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник); объёмные геометрические формы (шар, призма, куб, кирпич); центр для игры с водой и песком; для развития мелкой моторики рук (шнуровки, кнопочницы, мозаики, бусинки и пуговицы разного цвета и размера, бутылочки с закручивающимися крышками и др.); шумящие коробочки, звоночки; предметные картинки с изображением больших и маленьких животных, предметов мебели, посуды, одежды и др. Есть пособия, выполненные нашими руками («Солнышко», «Облачка», «Елочки», «Машинки», «Сделай бусы», «Разноцветные домики», «Разноцветные флажки», «Воздушные шарики», «Цветные волчки», «Разноцветные коврики», «Разноцветный сарафан») они полностью соответствуют программным и эстетическим требованиям.
Включение родителей в процесс воспитания и обучения, не только облегчает процесс адаптации ребенка к новым условиям, но и учит родителей относиться к воспитанию ребенка как к сложному и кропотливому процессу развития ребенка.
Результаты повторного обследования детей показали положительную динамику.
На основе это наметили перспективы работы:
Продолжать использовать дидактические игры и разнообразный материал в сенсорном воспитании детей
Продолжать работу с родителями по сенсорному воспитанию и предложить оформить семейные опыты по сенсорному воспитанию детей
Обогащать предметно-развивающую среду дидактическим материалом по сенсорному воспитанию (многофункциональные скатерти)