Получи документы

Консультация «Что такое фонематический слух?»

Наталия Бацаева
Консультация «Что такое фонематический слух?»
▼ Скачать + Заказать документы

"Что такое фонематический слух?"

Что такое слух?

Это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает неречевой и речевой и музыкальный.

Неречевой слух – это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов.

Музыкальный слух - способность человека различать и оценивать звуки по тембру, высоте;

Речевой слух – это слух на звуки речи, то есть различение звуков речи их количество и последовательность.

Это и есть фонематический слух.

Публикация «Консультация „Что такое фонематический слух?“» размещена в разделах

Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Но если у ребенка нарушен или недостаточно сформирован фонематический слух, то ребенок при чтении и письме может допускать следующие ошибки:

Замены одних звуков речи другими: твёрдых на мягкие, звонких на глухие, свистящих - шипящими и. т. д. (вместо дом- "том", лук - "люк", шуба - "суба, рыба - "лыба".)

• Пропуск звуков, слогов при написании слов:(кровать- "ковать", скороговорка- "скоговока"

• Перестановка звуков, слогов при написании слов:(шоколад- "кошолад", градусник-"градунсик").

Добавление лишних звуков и слогов в слова:(трава-"тарава", девочка-"девочека")

Чтобы этого не случилось, поиграем в игры занимательно –развлекательного характера, которые помогут развить фонематический слух у вашего ребенка.

Развиваем фонематический слух на неречевом материале.

1. "Отгадай источник звука".

(издаём разные звуки, а дети отгадывают их источник, можно использовать звукозапись)

• шуршим (рвём, режем, мнём) бумагу;

• переливаем воду;

• стучим молоточком;

• рисуем карандашиком, фломастером.

2. "Слушаем тишину".

(Прислушиваемся в течении минуты к окружающим звукам. Нужно услышать и запомнить их как можно больше.)

• скрип двери;

• сигнал автомобиля;

• стук каблуков;

• покашливание (чихание) человека;

• тикание часов;

3. "Что звучит?".

(Знакомим детей с разным звучание музыкальных инструментов и определяем какой играет на слух.)

• Барабан, гитара, флейта, арфа, скрипка.

4. "Чей голосок?".

(В семейном кругу или в компании можно узнавать друг друга по тембру голоса нас слух.)

5. "Сказочный голос".

(Интересно загадывать сказочных героев изменяя тембр собственного голоса.)

• Что-то русским духом запахло! (Баба Яга)

• Корову заведём, молочко будем пить (кот Матроскин)

• Ну, заяц, погоди! (волк).

• Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! (Дед Мороз)

• Какая славная песенка, но я с тара стала. Сядь ко мне на носок, да пропой ещё разок!

6. "Громко-тихо-шёпотом".

(Учимся с детьми говорить с разной силой голоса.)

7. "Хлопни как я".

(Знакомим детей с разными ритмами, учимся повторять и ритмические рисунки.)

Игры на развитие фонематического слуха на речевом материале.

1. "Кто (что) так звук издает?" (связать услышанный звук с "картинкой-символом")

• "ЖЖЖЖ" - пылесос, жук, машина;

• "СССССС" - водичка,насос, ветер;

• "ЛЛЛЛЛЛ" - самолёт,пароход;

2. "Поймай звук".

(Нужно ребёнку хлопнуть в ладоши, если он слышит данный звук в звуковом, слоговом яду, из цепочки слов.)

Звук "З"

• з-р-д-к-в-м-щ-ц; сы-зу-до-аш-жу-щу;

• заяц-носорог-зонтик-коза-муха.

3. "Подбери слово на заданный звук.

• на с; сапог, сани, сын, сапоги, самовар

Сложные варианты игры:

"Интервью" - Отвечаем на вопросы на один звук;

Звук с

• Как тебя зовут?

• Что ты ешь?

• Чем ты играешь?

• Какое животное тебе больше всего нравится?

• Что ты носишь из одежды?.

"Группировка слов" - Называем с заданным звуком только овощи, посуду, птиц, профессии, ягоды….

4. "Слоговой аукцион"

(Подбираем слова на заданный слог, кто больше.)

му: муравей, муха, мумия, музыка.

5. "Разведчики"

(Ребёнку нужно отыскать предметы, в названии которых есть нужный звук на кухне, в гараже, в ванной, в коридоре.)

6. "Прятки"

(Объясняем ребёнку, что звуки живут в словах в разных позициях: в начале, в середине, в конце, просим определить место звука в слове.)

Звук "Р" (Ракета-корова-помидор)

7. "Мы-роботы"

(Рассказываем ребёнку, что слова состоят из частей (слогов, можно их проговаривать слогами как роботы. Это замечательное упражнение для подготовки к обучению чтения.)

При-вет ре-бя-та! Как у вас де-ла? Я хо-чу по-иг-рать с ва-ми.

• Другой вариант игры "телеграфисты" (отстукивать или прохлопывать слова по слогам).

Замечательно развивает фонематический слух разучивание и, отгадывание последней строчки стихотворения:

Я захотел устроить бал

и я гостей к себе. (позвал)

купил муку, купил творог

испёк рассыпчатый пирог).

Можно попробовать себя в роли поэта и поиграть в рифмы со словами:

Кошка-мошка

Маша-каша.

А потом сочинить весёлый стишок или небылицу с этими рифмами.

На окошке сидит мошка

Её ловит наша кошка,

за столом сидела Маша

в чашке остывала каша.

Публикации по теме:

Презентация «Дома играем — фонематический слух развиваем» Каждый человек знает, что такое слух и какое значение он имеет. Но не все знают, что "слухов” у человека, по крайней мере, три. Один – физический.

Консультация «Фонематический слух» Фонематический слух - основа речи Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать.

Фонематический слух и его формирование у детей дошкольного возраста ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ И ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Учитель-логопед МБДОУ детского сада №3 общеразвивающего вида Волохова.

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы «Что такое хорошо и что такое плохо» Образовательные области: социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое. Цель: закрепить с детьми представления.

Конспект занятия по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного Возраста. Задачи: Образовательные: 1. Способствовать формированию разнообразных.

Консультация для родителей «Фонематический слух — основа правильной речи» Очень часто родители обращаются к логопеду с тем, что ребенок невнятно разговаривает и его понимают только близкие, не произносит некоторые.

Консультация для родителей «Развиваем фонематический слух у дошкольников» Особенность формирования речи ребенка напрямую зависит от его способности слышать, узнавать и различать речевые звуки. Фонематический слух.

Консультация для воспитателей «Фонематический слух-основа речи» Фонематический слух – это способность различать фонемы, звуки русского языка. Фонема- (от др. греч. - «звук») – минимальная смыслоразличительная.

Методические рекомендации для родителей «Развиваем фонематический слух» Методические рекомендации для родителей Развиваем фонематический слух Развитие фонематического слуха является важнейшей предпосылкой обучения.

Новогодний КВН для детей старшей-подготовительной группы «Что такое хорошо, и что такое плохо» Новогодний КВН для детей старшей — подготовительной группы «Что такое хорошо, и что такое плохо». Татьяна Лысанская Новогодний КВН для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Что такое фонематический слух?»
Опубликовано: 20 февраля 2019 в 04:48
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Что такое фонематический слух?»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Бацаева (УИ 351116) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД