Наталия Бацаева
Консультация «Что такое фонематический слух?»
▼ Скачать + Заказать документы
"Что такое фонематический слух?"
Что такое слух?
Это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает неречевой и речевой и музыкальный.
Неречевой слух – это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов.
Музыкальный слух - способность человека различать и оценивать звуки по тембру, высоте;
Речевой слух – это слух на звуки речи, то есть различение звуков речи их количество и последовательность.
Это и есть фонематический слух.
Публикация «Консультация „Что такое фонематический слух?“» размещена в разделах
Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Но если у ребенка нарушен или недостаточно сформирован фонематический слух, то ребенок при чтении и письме может допускать следующие ошибки:
• Замены одних звуков речи другими: твёрдых на мягкие, звонких на глухие, свистящих - шипящими и. т. д. (вместо дом- "том", лук - "люк", шуба - "суба, рыба - "лыба".)
• Пропуск звуков, слогов при написании слов:(кровать- "ковать", скороговорка- "скоговока"
• Перестановка звуков, слогов при написании слов:(шоколад- "кошолад", градусник-"градунсик").
• Добавление лишних звуков и слогов в слова:(трава-"тарава", девочка-"девочека")
Чтобы этого не случилось, поиграем в игры занимательно –развлекательного характера, которые помогут развить фонематический слух у вашего ребенка.
Развиваем фонематический слух на неречевом материале.
1. "Отгадай источник звука".
(издаём разные звуки, а дети отгадывают их источник, можно использовать звукозапись)
• шуршим (рвём, режем, мнём) бумагу;
• переливаем воду;
• стучим молоточком;
• рисуем карандашиком, фломастером.
2. "Слушаем тишину".
(Прислушиваемся в течении минуты к окружающим звукам. Нужно услышать и запомнить их как можно больше.)
• скрип двери;
• сигнал автомобиля;
• стук каблуков;
• покашливание (чихание) человека;
• тикание часов;
3. "Что звучит?".
(Знакомим детей с разным звучание музыкальных инструментов и определяем какой играет на слух.)
• Барабан, гитара, флейта, арфа, скрипка.
4. "Чей голосок?".
(В семейном кругу или в компании можно узнавать друг друга по тембру голоса нас слух.)
5. "Сказочный голос".
(Интересно загадывать сказочных героев изменяя тембр собственного голоса.)
• Что-то русским духом запахло! (Баба Яга)
• Корову заведём, молочко будем пить (кот Матроскин)
• Ну, заяц, погоди! (волк).
• Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! (Дед Мороз)
• Какая славная песенка, но я с тара стала. Сядь ко мне на носок, да пропой ещё разок!
6. "Громко-тихо-шёпотом".
(Учимся с детьми говорить с разной силой голоса.)
7. "Хлопни как я".
(Знакомим детей с разными ритмами, учимся повторять и ритмические рисунки.)
Игры на развитие фонематического слуха на речевом материале.
1. "Кто (что) так звук издает?" (связать услышанный звук с "картинкой-символом")
• "ЖЖЖЖ" - пылесос, жук, машина;
• "СССССС" - водичка,насос, ветер;
• "ЛЛЛЛЛЛ" - самолёт,пароход;
2. "Поймай звук".
(Нужно ребёнку хлопнуть в ладоши, если он слышит данный звук в звуковом, слоговом яду, из цепочки слов.)
Звук "З"
• з-р-д-к-в-м-щ-ц; сы-зу-до-аш-жу-щу;
• заяц-носорог-зонтик-коза-муха.
•
3. "Подбери слово на заданный звук.
• на с; сапог, сани, сын, сапоги, самовар
Сложные варианты игры:
"Интервью" - Отвечаем на вопросы на один звук;
Звук с
• Как тебя зовут?
• Что ты ешь?
• Чем ты играешь?
• Какое животное тебе больше всего нравится?
• Что ты носишь из одежды?.
"Группировка слов" - Называем с заданным звуком только овощи, посуду, птиц, профессии, ягоды….
4. "Слоговой аукцион"
(Подбираем слова на заданный слог, кто больше.)
му: муравей, муха, мумия, музыка.
5. "Разведчики"
(Ребёнку нужно отыскать предметы, в названии которых есть нужный звук на кухне, в гараже, в ванной, в коридоре.)
6. "Прятки"
(Объясняем ребёнку, что звуки живут в словах в разных позициях: в начале, в середине, в конце, просим определить место звука в слове.)
Звук "Р" (Ракета-корова-помидор)
7. "Мы-роботы"
(Рассказываем ребёнку, что слова состоят из частей (слогов, можно их проговаривать слогами как роботы. Это замечательное упражнение для подготовки к обучению чтения.)
При-вет ре-бя-та! Как у вас де-ла? Я хо-чу по-иг-рать с ва-ми.
• Другой вариант игры "телеграфисты" (отстукивать или прохлопывать слова по слогам).
Замечательно развивает фонематический слух разучивание и, отгадывание последней строчки стихотворения:
Я захотел устроить бал
и я гостей к себе. (позвал)
купил муку, купил творог
испёк рассыпчатый пирог).
• Можно попробовать себя в роли поэта и поиграть в рифмы со словами:
Кошка-мошка
Маша-каша.
А потом сочинить весёлый стишок или небылицу с этими рифмами.
На окошке сидит мошка
Её ловит наша кошка,
за столом сидела Маша
в чашке остывала каша.