МААМ-картинки

Цифровые электромузыкальные инструменты в работе музыкального руководителя

лилия молчанова
Цифровые электромузыкальные инструменты в работе музыкального руководителя

«Цифровые электромузыкальные инструменты

в работе музыкального руководителя».

В современном мире технический прогресс развивается очень активно, с каждым днем появляются все более новые и новые технологии. Почти каждый современный человек имеет дома компьютер, сотовый телефон, умеет обращаться с фото- и видеокамерами.

Публикация «Цифровые электромузыкальные инструменты в работе музыкального руководителя» размещена в разделах

В наш век стремительно растущего научно-технического прогресса, появилась необходимость улучшения методов в образовательной деятельности музыкальных руководителей в дошкольных учреждениях: внедрение различных современных цифровых технологий, позволяющих активизировать познавательную деятельность воспитанников.

В связи с общей тенденцией информатизации образования, современных музыкальных технологий этот вопрос явился актуальным и для педагогов-музыкантов, которые стали внедрять и использовать современные цифровые технологии в своей практике. Одним из инструментов информатизации музыкального развития явился клавишный синтезатор.

Синтезатор – довольно молодой, по-своему, уникальный современный музыкальный инструмент. С фортепиано его связывает только клавиатура – белые и чёрные клавиши, длина которых на 1-1,5 сантиметра короче, а в остальном, это совершенно оригинальный, многоплановый, многофункциональный инструмент.

В основном, синтезатор имеет функцию автоаккомпанемента, память с несколькими дорожками для сочинения и записи музыки, он оснащён жидкокристаллическим дисплеем, отображающим все происходящие действия и текущие настройки. Имеет «лёгкую», активную пятиоктавную клавиатуру, чувствительную к нажатию клавиатуру.

Технические возможности синтезатора позволяют музыкальному руководителю овладеть навыками исполнителя, звукорежиссёра и композитора, быть информационно грамотным, являться исследователем, новатором в своей области, стремиться к самообразованию, самосовершенствованию. Возможности синтезатора позволяют использовать игру в режиме «автоаккомпанемент», применять различные шумовые эффекты, изменять инструменты, находить интересные звуки.

При игре в режиме «автоаккомпанемент», у воспитанников хорошо развивается и дисциплинируется чувство ритма, формируется гармонический слух.

Развитая информативность и функциональность синтезатора позволяет окунуться в многообразие стилей исполняемой музыки, свободно ориентироваться в музыкальных жанрах, а музыкальному руководителю помогает освоить навыки аранжировки, познакомиться с элементами импровизации. Богатый банк тембров и стилей даёт возможность проявить свои творческие способности, находясь в состоянии постоянного поиска, экспериментировать.

Цифровые инструменты, т. е. клавишный синтезатор, предъявляют к музыканту иные, более универсальные требования по сравнению с требованиями, которые предъявляют традиционные механические инструменты. Если раньше музыкант мог взять на себя одну из трё х ролей: или композитора, или исполнителя, или звукорежиссёра, то, опираясь на цифровые инструменты, он объединяет в своём творчестве все эти виды деятельности.

Чтобы озвучить на синтезаторе нотный текст, сначала надо выбрать из большого числа наличных электронных тембров лучше всего подходящие данному тексту и соответственно скорректировать их фактуру, т. е. создать проект аранжировки (элемент композиторской деятельности). Затем надо озвучить этот проект – исполнить его или ввести в память инструмента (исполнительская деятельность, а также выстроить виртуальную электроакустическую работу среду звучания (т. е. провести звукорежиссёрскую работу). Каждый из этих видов деятельности в музицировании на клавишном синтезаторе намного легче по сравнению с аналогичными видами традиционной музыкальной деятельности, поскольку опирается на программные заготовки, включающие в себя всю рутинную черновую работу.

Клавишный синтезатор можно использовать в практической деятельности, связанной с транспонированием, поскольку эту функцию берёт на себя электроника, и можно легко протранспонировать музыкальное звучание на любой интервал нажав соответствующую кнопку на панели инструмента (например, выбрав новую песню, которая написана в более высокой тональности, выбрать функцию «транспорт», установить необходимую тональность, а играть по нотам в той тональности, в которой она написана). Облегчается также процесс подбора по слуху, в связи с упрощением партии левой руки при игре в режиме автоаккомпанемента (например, подобрать мелодию и, с помощью нажатия одной клавиши в левой части клавиатуры, подбирать аккомпанемент, при этом звучать будет готовый шаблон). Значительно укорачивается путь выработки навыка импровизации, так как режим автоаккомпанемента вместе с упрощением игры, позволяет получать красочно оформленный зажигательный ритмический рисунок сопровождения (например, при развитии чувства ритма. На синтезаторе выбрать шаблон автоаккомпанемента, а дети сопровождают его хлопками, импровизируя ритм, но в ансамбле с музыкой. Возможно исполнение группой, подгруппами и индивидуально).

Значительно оживить занятие можно с помощью введения музыкально-игровых ситуаций. Звуковой материал электронного инструмента позволяет проводить некоторые необычные и полезные для музыкального развития детей игры. К ним можно отнести, например, игру «Звуковую угадайку», когда педагог озвучивает на электронном инструменте звучание «лая собачки», «крик птицы», «шум ветра», «гром» и т. д., а дети пытаются их определить;

Игра «Звуковые картины», где педагог использует шумовые эффекты синтезатора, дети слушают, представляют их себе и рассказывают свои воображаемые картины. Игра «Музыкальная цепочка», когда педагог исполняет автоаккомпанемент, а дети импровизируют мелодию или исполняют знакомые песни под звучащий «оркестр» (автоаккомпанемент).

Использование современных музыкальных технологий (клавишного синтезатора) в работе музыкального руководителя возможно в качестве дополнительного инструмента, который позволяет расширить звуковой материал на занятиях, развлечениях, досугах и праздника.

Исходя из опыта работы, с использованием клавишного синтезатора в совместной музыкальной деятельности с воспитанниками, могу отметить заметно возросший интерес и повышение мотивации в развитии музыкальных способностей. Дети с большим желанием и внимательностью откликаются на новые звуковые эффекты, звучание необычных инструментов, целого оркестра, ритмических шаблонов. Участвуют в музыкальных играх, исполняют песни с автоаккомпанементом или ритмической поддержкой. Дети исполняют на синтезаторе простые попевки, подыгрывают на музыкальных инструментах одновременно со звучанием ритмических шаблонов и музыкальных паттернов.

Использование клавишного синтезатора в подготовке к праздникам и развлечениям заметно облегчает работу над звуковыми эффектами, записью соответствующей музыки к образам героев, подбором автоаккомпанемента к новым или старым песням. Современные цифровые технологии заметно улучшают качество проводимых мероприятий.

Творчество музыкального руководителя, таким образом, становится не только более многогранным и увлекательным, но и продуктивным. Клавишный синтезатор становится чрезвычайно ценным средством музыкального обучения.

Широкий фронт музыкально - творческой деятельности позволяет преодолеть одностороннюю направленность традиционного музыкального обучения, способствует активизации музыкального мышления ребёнка и развитию в более полной мере его музыкальных способностей.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Красильников И. М., «Примерные программы по учебным дисциплинам «клавишный синтезатор», «ансамбль клавишных синтезаторов», «студия компьютерной музыки» для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств. М. : Министерство культуры Российской Федерации. Научно-методический центр по художественному образованию, 2002. – 55с.

2. Будкина Е. М., программа «Электронные музыкальные инструменты : синтезатор». М., Зеленоградский окружной методический центр, 2008 г.

3. Рапецкая Л. В., образовательная программа по предмету синтезатор. Пермский край, г. Добрянка, 2010 г.

Публикации по теме:

Готовимся к аттестации. Анкета для определения рейтинга музыкального руководителя среди родителей Уважаемые коллеги! Одним из критериев аттестации является определение рейтинга педагога среди родителей. С этой целью мною была разработана.

Методическое объединениеМетодическое объединение 15 марта 2012 года в МБДОУ д/с " Золотой петушок", МО cело " Бутырки" состоялось методическое объединение музыкальных руководителей детских.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Цифровые электромузыкальные инструменты в работе музыкального руководителя
Опубликовано: 27 октября 2013 в 19:05
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД