МААМ-картинки

«Делу — время, потехе — час». Фольклорное мероприятие на муниципальном семинаре-практикуме

ВЕРА ЗИНОВЬЕВА
«Делу — время, потехе — час». Фольклорное мероприятие на муниципальном семинаре-практикуме
▼ Скачать + Заказать документы

«Делу – время, потехе – час»

Сценарий фольклорного мероприятия со старшими дошкольниками.

Интеграция образовательных областей: «Музыка», «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы».

Зиновьева В. В., музыкальный руководитель

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Сказка»

п. Троицкий, Губкинский район, Белгородская область

Публикация «„Делу — время, потехе — час“, Фольклорное мероприятие на муниципальном семинаре-практикуме» размещена в разделах

Программное содержание: - Подвести детей к пониманию, что искусство отражает окружающий мир. Все произведения народного искусства создавались ручным способом, каждый мастер выполнял все от начала до конца. Тайны мастерства передавались от учителя к ученику из поколения к поколению.

- Воспитывать любовь и уважение к труду;

- Развивать эмоционально-образное восприятие средствами разного вида искусства;

-формировать умение образно передавать особенности трудовой деятельности человека с помощью художественного слова, музыки и декоративно-прикладного искусства;

- формировать навыки выразительного исполнения художественного замысла в разных видах искусства.

Предварительная работа:

- Занятия в кружках по интересам.

- Знакомство детей с предметами старинного быта, с образцами декоративно-прикладного искусства, с русским народным творчеством.

- Заучивание стихотворений, песенного и танцевального материала.

Оборудование:

- Музей «Русская горница».

- Глина, кисти, краски, образцы дымковской игрушки, хохломской росписи.

- Ткань, иголки, нитки мулине.

Ход мероприятия:

1 часть:

В зал входят мальчик и девочка, в зале стоит сундук.

Мальчик: Сестрица, смотри, ларец!

Девочка: Что ты, братец, ларцы такими не бывают. Это бабушкин сундук. Интересно, что в нем? Открывают сундук, видят старинную одежду.

Мальчик: Сестрица, давай нарядимся в эти вещи?

Дети одевают одежду, входит ведущая.

Хозяйка: А вот вы где? Мой сундук нашли и уже нарядились. Дети, такую одежду люди в старину носили.

Дети. Вот бы посмотреть, как жили люди на Руси, чем занимались, как проводили свой досуг?

Хозяйка: Я вам помогу. Из сундука достает блюдце с яблочком.

Катись, катись, яблочко наливное по серебряному блюдечку.

Покажи нам старую старину: морей глубину, гор высоту,

Лесов гущину, небес красоту.

Нашу родимую Русь - матушку, ее житье, бытье и досуг…

Звучат колокола.

Хозяйка: Россия, Русь моя!

Как же мне не гордиться тобой

И твоей необычной судьбой.

Я горюю, когда опечалена ты,

А улыбка моя от твоей доброты.

Ты, Россия, как совесть, как солнце для нас

Каждый день, каждый час. (Л. Хаустов)

Россияне всегда чтите следы своего прошлого.

Хореографическая композиция «Русь»р. н. м.

В конце выносят гостям «хлеб-соль»

Хозяйка: Вот она старинная хлебосольная Русь. Я вас приглашаю в горницу- рукодельницу, там вы увидите, как жилось людям в старину.

Гости входят в горницу, их встречает хозяйка и дети, здороваются.

Хозяйка. Издавна русский народ славился трудолюбием и стремился украсить свой быт. Почти все в избе делалось своими руками: вырезали посуду из дерева, лепили из глины, плели корзины, лапти, валяли валенки, ткали, шили одежду, вышивали изделия, лепили и расписывали игрушки для детей. Все делали тщательно, с любовью, поэтому все было не только полезным, но и красивым. Сегодня в моей горнице собрались мастера: умельцы да рукодельцы. (подходит к художникам) Здесь работают художники, расскажите о своей работе.

1 ребенок: Мы расписываем посуду хохломской росписью.

Хозяйка: (рассматривает оригинал) Красивый хохломской орнамент, из каких же элементов он состоит?

2 ребенок: (показывает образцы с элементами росписи) Здесь изгибающаяся веточка с листочками и ягодами (смородиной, вишней, малиной, цветы, травка, завитки.

Хозяйка: Ах, каков колорит узора!

3 ребенок: Да, великолепно сочетание золотого, красного, зеленого, черного цвета.

Хозяйка: Молодцы, работайте внимательно, ведь «хорошая работа –

Все: Два века живет!»

Хозяйка: (переходит к белошвейкам) Не скучно ли вам, девочки?

Девочки: «Нет скуки, коль заняты руки!»

Хозяйка: А чем же они у вас заняты?

1 девочка: Мы заняты вышивкой.

Хозяйка: О, вышивка! Это одно из древних в нашей стране художественных ремесел. Какую вещь вы вышиваете?

2 девочка: Мы вышиваем полотенце, ведь в жизни ни одно событие без него не обходится. А еще «Хлеб-соль» тоже на расшитом полотенце подносят.

Хозяйка: Правильно говорите. Не боитесь ли обращаться с иголкой?

3 девочка: Нет! Иголка, иголка! Ты остра и колка,

Не коли мне тельце, шей полотенце!

Хозяйка: Как в народе говорится: «Матушка, не учи безделью,

Все: А учи нас рукоделью!»

Хозяйка: (подходит к лоскутной мозаики) А здесь, как говориться:

Все: Дело мастера боится!

Хозяйка: Как же называется ваше увлечение?

1 ребенок: Это лоскутная мозаика. А картина называется «Уж, как я ль мою коровушку люблю».

Хозяйка: За что ж вы так любите свою коровушку?

2 ребенок: В старину корову всегда называли кормилицей. Она дает людям продукты питания: молоко, а из него делают творог, сметану, масло, сыр.

3 ребенок: В народе говорят: «Корова на дворе – харч на столе!»

Хозяйка: Ишь, какие умники. И картина прекрасная получилась

Дети: Красна птица перьями, а человек уменьем.

Хозяйка: (переходит к дымковским мастерам) А здесь чудо ремесло: дымковская глиняная игрушка! Наши дети любят лепить и играться с глиняной игрушкой.

Мастер: У нас старшие дети лепят и расписывают игрушки, а младшие расписывают заготовки-силуэты. Все делают свою работу с великим удовольствием.

Хозяйка: Вот вы слепите, распишите игрушку и что с ней делаете дальше?

1 ребенок: Игрушками мы украшаем горницу, групповую комнату, затеваем с ними игры, показываем настольный театр, дарим детям на день рождения.

Хозяйка: Вон сколько пользы от вашей работы!

Ребята, в старину в каждом доме были только самодельные игрушки из глины, из дерева, тряпичные, которыми играли дети. (показывает экспозицию «Забава для дитяти». На заднем плане ставятся декорации к сказке «Гуси-лебеди»). А детей в каждой избе было много, их воспитанием занимались старенькие бабушки и дедушки. Они рассказывали детям много шуток, прибауток, добрых сказок, где всегда добро побеждает зло.

2 часть:

Сестрица: Бабушка, где же мой братец? (плачет и причитает).

Ой, худо мне будет от отца с матерью. Братец, где ты?

Хозяйка: Смотри вон стоит избушка, может там прячется твой братец? Сестрица бежит к избушке на курьих ножках, стучит в окно.

Сестрица: Тук-тук! Кто в домике живет?

Открывается окошко, выглядывает Баба Яга.

Б. Яга: Я здесь живу. Ты зачем ко мне явилась?

Сестрица: (кланяется) Здравствуй, бабушка! Я по мхам, по болотам ходила, платьице измочила, пришла погреться. Обсохну и пойду дальше братца искать.

Б. Яга: Конечно, я обогрею тебя, красавица. Баньку истоплю, вымою, выпарю тебя, в печь посажу…

Сестрица: Бабушка, зачем меня в печь сажать?

Б. Яга: Тьфу ты, ошиблась, тебя на печь посажу… зажарю и съем, сама на твоих косточках покатаюсь.

Сестрица в ужасе отходит от избы и слышит голос братца «Сестрица».

Сестрица: (Захлопнула окно). Ах, ты Бабка Яга – костяная нога! Отдай мне Братца! Забегает за дом, берет братца за руку и бежит с ним к реке.

Б. Яга: Караул! Эге-ге-й, Гуси-лебеди! Летите в погоню за сестрицей с братцем. Дети подбежали к реке.

Сестрица: Речка –матушка, спрячь нас от Бабы Яги.

Голос реки: Поешьте моего простого киселька. Сестрица с братцем руками едят (имитация) и залазят под реку. Мимо пролетают лебеди.

Сестрица: Спасибо тебе, речка! Гуси-лебеди летят, дети бегут к яблоньке.

Яблонька-матушка, спрячь нас!

Голос яблоньки: Поешьте моего лесного яблочка! Дети едят яблоко и прячутся под ветками Гуси-лебеди пролетают мимо.

Сестрица: Спасибо тебе, яблонька! Гуси-лебеди летят, дети бегут к печи. Печка-матушка, спрячь нас от гусей-лебедей!

Голос печки: Поешь моего ржаного пирожка! Дети берут пирожки и закрываются заслонкой, гуси-лебеди пролетают мимо, улетают.

Сестрица: (ставит на место заслонку) Спасибо тебе, печка!

Подходят к Хозяйке.

Хозяйка: Ай-да, умница сама убежала и братца спасла от злющей Бабы Яги!

3 часть: Зал оформлен под околицу.

Хозяйка:Я приглашаю вас за околицу, посмотреть, как в старину люди веселились. (Гости идут в зал).

Ведущий: Делу – время, потехе – час! Красны девицы, да добры молодцы, собирайтесь, наряжайтесь, на гулянье отправляйтесь!

Со всех сторон сходятся дети и выстраиваются в хоровод.

У Петровых у ворот вьется, вьется хоровод!

Вьется, вьется хоровод – собирается народ!

1 ребенок: Русь деревянная, края дорогие!

Здесь издавна русские люди живут!

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют!

2 Ребенок: Эх, пойду я разойдуся по зеленой по траве.

Заиграют гармонисты, все волнуется во мне.

Гармонист: Поулошная…

Хоровод «С рушниками», «Как пойду я по улице…» р. н. п.

Ведущий: Ах, как пели, даже глотки заболели.

3 ребенок: Как возьму я в руки балалайку, да потешу я свою хозяйку.

Сядем, братцы, все рядком да сыграем-ка ладком!

Дети: (по очереди) Гуси – в гусли, утки – в дудки,

Чечетки – в трещотки, перепелки – в сопелки,

Чайки – в балалайки, свирели – в свиристели,

Синицы – в скрипицы, кукушки – в свистунки,

Скворцы – в бубенцы, рябчики = в органчики,

Соловейки – в жалейки, соколы – в колокола!

Гармонист: Подгорная!

«Подгорная» р. н. м. исп. Взрослый оркестр русских народных инструментов совместно с детским шумовым оркестром.

Ведущий: Гармонист наш устал, запинаться уже стал.

Дайте крынку молока, напоите игрока!

Девочка подносит кувшин с молоком гармонисту.

Девочка: Раздайся, народ! Меня пляска берет!

На месте нам не устоять, так и хочется плясать.

Мальчик: Эх, топни, нога, топни правенькая,

Все равно пойду плясать, хоть и старенький я!

Гармонист: Кадриль!

Танец «Кадриль» р. н. м.

Ведущий: Ах, как плясали! Чуть подолы не порвали!

Хорошо б чайку попить, о том, о сем поговорить…

Ребенок. Самоварчик разогреем, чаю крепко заварим.

Всех гостей, чтоб не болели, вволю чаем напоим!

Гармонист: Частушки!

Вокально-хореографическая миниатюра «Чайные частушки р. н. п.»

Ведущий: Как хорошо ребята играют! Играют, народ забавляют.

Трень-брень, струночки, трень-брень, звонкие!

Мальчики: 1. Ой, тари-тари-тари, куплю Свете янтари!

2. Останутся деньги – куплю Тане серьги!

3. Останутся пятаки – куплю Насте башмаки.

4. (обращается к гармонисту) Ну-ка, русскую давай-ка!

Гармрнист: Барыня!

Танец «Барыня»р. н. м.

Маша: Вань, отгадай загадку:

Деревянная подружка, без нее мы, как без рук.

На досуге веселушка и накормит всех вокруг…

Ванька: Лук!

Маша: По лбу тебя стук, ложка это, Ваня!

Выступление ансамбля ложкарей «Русский сувенир»

Ведущий: Вот уж солнце закатилось, вся деревня навеселилась, а девчата с ребятами разошлись по домам. До свидания, гости, и вам…

Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование на неделю. Вторая младшая группа. Событие:осень Тема:Птицы и животные осенью. Цель:Дать представление о подготовке животных и птиц с зиме. Литература:Фисенко М. А. "физкультура.

Режим реализации образовательных областей в средней группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Делу — время, потехе — час». Фольклорное мероприятие на муниципальном семинаре-практикуме
Опубликовано: 9 октября 2013 в 21:21
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Делу — время, потехе — час». Фольклорное мероприятие на муниципальном семинаре-практикуме» (включая файлы) размещена пользователем ВЕРА ЗИНОВЬЕВА (УИ 112077) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД