ВЕРА ЗИНОВЬЕВА
«Делу — время, потехе — час». Фольклорное мероприятие на муниципальном семинаре-практикуме
▼ Скачать + Заказать документы
«Делу – время, потехе – час»
Сценарий фольклорного мероприятия со старшими дошкольниками.
Интеграция образовательных областей: «Музыка», «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы».
Зиновьева В. В., музыкальный руководитель
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Сказка»
п. Троицкий, Губкинский район, Белгородская область
Публикация «„Делу — время, потехе — час“, Фольклорное мероприятие на муниципальном семинаре-практикуме» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» октябрь 2013
Программное содержание: - Подвести детей к пониманию, что искусство отражает окружающий мир. Все произведения народного искусства создавались ручным способом, каждый мастер выполнял все от начала до конца. Тайны мастерства передавались от учителя к ученику из поколения к поколению.
- Воспитывать любовь и уважение к труду;
- Развивать эмоционально-образное восприятие средствами разного вида искусства;
-формировать умение образно передавать особенности трудовой деятельности человека с помощью художественного слова, музыки и декоративно-прикладного искусства;
- формировать навыки выразительного исполнения художественного замысла в разных видах искусства.
Предварительная работа:
- Занятия в кружках по интересам.
- Знакомство детей с предметами старинного быта, с образцами декоративно-прикладного искусства, с русским народным творчеством.
- Заучивание стихотворений, песенного и танцевального материала.
Оборудование:
- Музей «Русская горница».
- Глина, кисти, краски, образцы дымковской игрушки, хохломской росписи.
- Ткань, иголки, нитки мулине.
Ход мероприятия:
1 часть:
В зал входят мальчик и девочка, в зале стоит сундук.
Мальчик: Сестрица, смотри, ларец!
Девочка: Что ты, братец, ларцы такими не бывают. Это бабушкин сундук. Интересно, что в нем? Открывают сундук, видят старинную одежду.
Мальчик: Сестрица, давай нарядимся в эти вещи?
Дети одевают одежду, входит ведущая.
Хозяйка: А вот вы где? Мой сундук нашли и уже нарядились. Дети, такую одежду люди в старину носили.
Дети. Вот бы посмотреть, как жили люди на Руси, чем занимались, как проводили свой досуг?
Хозяйка: Я вам помогу. Из сундука достает блюдце с яблочком.
Катись, катись, яблочко наливное по серебряному блюдечку.
Покажи нам старую старину: морей глубину, гор высоту,
Лесов гущину, небес красоту.
Нашу родимую Русь - матушку, ее житье, бытье и досуг…
Звучат колокола.
Хозяйка: Россия, Русь моя!
Как же мне не гордиться тобой
И твоей необычной судьбой.
Я горюю, когда опечалена ты,
А улыбка моя от твоей доброты.
Ты, Россия, как совесть, как солнце для нас
Каждый день, каждый час. (Л. Хаустов)
Россияне всегда чтите следы своего прошлого.
Хореографическая композиция «Русь»р. н. м.
В конце выносят гостям «хлеб-соль»
Хозяйка: Вот она старинная хлебосольная Русь. Я вас приглашаю в горницу- рукодельницу, там вы увидите, как жилось людям в старину.
Гости входят в горницу, их встречает хозяйка и дети, здороваются.
Хозяйка. Издавна русский народ славился трудолюбием и стремился украсить свой быт. Почти все в избе делалось своими руками: вырезали посуду из дерева, лепили из глины, плели корзины, лапти, валяли валенки, ткали, шили одежду, вышивали изделия, лепили и расписывали игрушки для детей. Все делали тщательно, с любовью, поэтому все было не только полезным, но и красивым. Сегодня в моей горнице собрались мастера: умельцы да рукодельцы. (подходит к художникам) Здесь работают художники, расскажите о своей работе.
1 ребенок: Мы расписываем посуду хохломской росписью.
Хозяйка: (рассматривает оригинал) Красивый хохломской орнамент, из каких же элементов он состоит?
2 ребенок: (показывает образцы с элементами росписи) Здесь изгибающаяся веточка с листочками и ягодами (смородиной, вишней, малиной, цветы, травка, завитки.
Хозяйка: Ах, каков колорит узора!
3 ребенок: Да, великолепно сочетание золотого, красного, зеленого, черного цвета.
Хозяйка: Молодцы, работайте внимательно, ведь «хорошая работа –
Все: Два века живет!»
Хозяйка: (переходит к белошвейкам) Не скучно ли вам, девочки?
Девочки: «Нет скуки, коль заняты руки!»
Хозяйка: А чем же они у вас заняты?
1 девочка: Мы заняты вышивкой.
Хозяйка: О, вышивка! Это одно из древних в нашей стране художественных ремесел. Какую вещь вы вышиваете?
2 девочка: Мы вышиваем полотенце, ведь в жизни ни одно событие без него не обходится. А еще «Хлеб-соль» тоже на расшитом полотенце подносят.
Хозяйка: Правильно говорите. Не боитесь ли обращаться с иголкой?
3 девочка: Нет! Иголка, иголка! Ты остра и колка,
Не коли мне тельце, шей полотенце!
Хозяйка: Как в народе говорится: «Матушка, не учи безделью,
Все: А учи нас рукоделью!»
Хозяйка: (подходит к лоскутной мозаики) А здесь, как говориться:
Все: Дело мастера боится!
Хозяйка: Как же называется ваше увлечение?
1 ребенок: Это лоскутная мозаика. А картина называется «Уж, как я ль мою коровушку люблю».
Хозяйка: За что ж вы так любите свою коровушку?
2 ребенок: В старину корову всегда называли кормилицей. Она дает людям продукты питания: молоко, а из него делают творог, сметану, масло, сыр.
3 ребенок: В народе говорят: «Корова на дворе – харч на столе!»
Хозяйка: Ишь, какие умники. И картина прекрасная получилась
Дети: Красна птица перьями, а человек уменьем.
Хозяйка: (переходит к дымковским мастерам) А здесь чудо ремесло: дымковская глиняная игрушка! Наши дети любят лепить и играться с глиняной игрушкой.
Мастер: У нас старшие дети лепят и расписывают игрушки, а младшие расписывают заготовки-силуэты. Все делают свою работу с великим удовольствием.
Хозяйка: Вот вы слепите, распишите игрушку и что с ней делаете дальше?
1 ребенок: Игрушками мы украшаем горницу, групповую комнату, затеваем с ними игры, показываем настольный театр, дарим детям на день рождения.
Хозяйка: Вон сколько пользы от вашей работы!
Ребята, в старину в каждом доме были только самодельные игрушки из глины, из дерева, тряпичные, которыми играли дети. (показывает экспозицию «Забава для дитяти». На заднем плане ставятся декорации к сказке «Гуси-лебеди»). А детей в каждой избе было много, их воспитанием занимались старенькие бабушки и дедушки. Они рассказывали детям много шуток, прибауток, добрых сказок, где всегда добро побеждает зло.
2 часть:
Сестрица: Бабушка, где же мой братец? (плачет и причитает).
Ой, худо мне будет от отца с матерью. Братец, где ты?
Хозяйка: Смотри вон стоит избушка, может там прячется твой братец? Сестрица бежит к избушке на курьих ножках, стучит в окно.
Сестрица: Тук-тук! Кто в домике живет?
Открывается окошко, выглядывает Баба Яга.
Б. Яга: Я здесь живу. Ты зачем ко мне явилась?
Сестрица: (кланяется) Здравствуй, бабушка! Я по мхам, по болотам ходила, платьице измочила, пришла погреться. Обсохну и пойду дальше братца искать.
Б. Яга: Конечно, я обогрею тебя, красавица. Баньку истоплю, вымою, выпарю тебя, в печь посажу…
Сестрица: Бабушка, зачем меня в печь сажать?
Б. Яга: Тьфу ты, ошиблась, тебя на печь посажу… зажарю и съем, сама на твоих косточках покатаюсь.
Сестрица в ужасе отходит от избы и слышит голос братца «Сестрица».
Сестрица: (Захлопнула окно). Ах, ты Бабка Яга – костяная нога! Отдай мне Братца! Забегает за дом, берет братца за руку и бежит с ним к реке.
Б. Яга: Караул! Эге-ге-й, Гуси-лебеди! Летите в погоню за сестрицей с братцем. Дети подбежали к реке.
Сестрица: Речка –матушка, спрячь нас от Бабы Яги.
Голос реки: Поешьте моего простого киселька. Сестрица с братцем руками едят (имитация) и залазят под реку. Мимо пролетают лебеди.
Сестрица: Спасибо тебе, речка! Гуси-лебеди летят, дети бегут к яблоньке.
Яблонька-матушка, спрячь нас!
Голос яблоньки: Поешьте моего лесного яблочка! Дети едят яблоко и прячутся под ветками Гуси-лебеди пролетают мимо.
Сестрица: Спасибо тебе, яблонька! Гуси-лебеди летят, дети бегут к печи. Печка-матушка, спрячь нас от гусей-лебедей!
Голос печки: Поешь моего ржаного пирожка! Дети берут пирожки и закрываются заслонкой, гуси-лебеди пролетают мимо, улетают.
Сестрица: (ставит на место заслонку) Спасибо тебе, печка!
Подходят к Хозяйке.
Хозяйка: Ай-да, умница сама убежала и братца спасла от злющей Бабы Яги!
3 часть: Зал оформлен под околицу.
Хозяйка:Я приглашаю вас за околицу, посмотреть, как в старину люди веселились. (Гости идут в зал).
Ведущий: Делу – время, потехе – час! Красны девицы, да добры молодцы, собирайтесь, наряжайтесь, на гулянье отправляйтесь!
Со всех сторон сходятся дети и выстраиваются в хоровод.
У Петровых у ворот вьется, вьется хоровод!
Вьется, вьется хоровод – собирается народ!
1 ребенок: Русь деревянная, края дорогие!
Здесь издавна русские люди живут!
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют!
2 Ребенок: Эх, пойду я разойдуся по зеленой по траве.
Заиграют гармонисты, все волнуется во мне.
Гармонист: Поулошная…
Хоровод «С рушниками», «Как пойду я по улице…» р. н. п.
Ведущий: Ах, как пели, даже глотки заболели.
3 ребенок: Как возьму я в руки балалайку, да потешу я свою хозяйку.
Сядем, братцы, все рядком да сыграем-ка ладком!
Дети: (по очереди) Гуси – в гусли, утки – в дудки,
Чечетки – в трещотки, перепелки – в сопелки,
Чайки – в балалайки, свирели – в свиристели,
Синицы – в скрипицы, кукушки – в свистунки,
Скворцы – в бубенцы, рябчики = в органчики,
Соловейки – в жалейки, соколы – в колокола!
Гармонист: Подгорная!
«Подгорная» р. н. м. исп. Взрослый оркестр русских народных инструментов совместно с детским шумовым оркестром.
Ведущий: Гармонист наш устал, запинаться уже стал.
Дайте крынку молока, напоите игрока!
Девочка подносит кувшин с молоком гармонисту.
Девочка: Раздайся, народ! Меня пляска берет!
На месте нам не устоять, так и хочется плясать.
Мальчик: Эх, топни, нога, топни правенькая,
Все равно пойду плясать, хоть и старенький я!
Гармонист: Кадриль!
Танец «Кадриль» р. н. м.
Ведущий: Ах, как плясали! Чуть подолы не порвали!
Хорошо б чайку попить, о том, о сем поговорить…
Ребенок. Самоварчик разогреем, чаю крепко заварим.
Всех гостей, чтоб не болели, вволю чаем напоим!
Гармонист: Частушки!
Вокально-хореографическая миниатюра «Чайные частушки р. н. п.»
Ведущий: Как хорошо ребята играют! Играют, народ забавляют.
Трень-брень, струночки, трень-брень, звонкие!
Мальчики: 1. Ой, тари-тари-тари, куплю Свете янтари!
2. Останутся деньги – куплю Тане серьги!
3. Останутся пятаки – куплю Насте башмаки.
4. (обращается к гармонисту) Ну-ка, русскую давай-ка!
Гармрнист: Барыня!
Танец «Барыня»р. н. м.
Маша: Вань, отгадай загадку:
Деревянная подружка, без нее мы, как без рук.
На досуге веселушка и накормит всех вокруг…
Ванька: Лук!
Маша: По лбу тебя стук, ложка это, Ваня!
Выступление ансамбля ложкарей «Русский сувенир»
Ведущий: Вот уж солнце закатилось, вся деревня навеселилась, а девчата с ребятами разошлись по домам. До свидания, гости, и вам…