Лучший педагог года

Детский Фенологический парк как инновационная модель предметно-пространственной развивающей среды дошкольной организации

Ольга Заболотнова
Детский Фенологический парк как инновационная модель предметно-пространственной развивающей среды дошкольной организации

Аннотация

В статье изложен опыт реализации инновационного проекта «Детский Фенологический парк». Данный проект позволяет модернизировать развивающую среду дошкольной организации в Фенологический парк с целью совершенствования системы экологического воспитания дошкольников. Благодаря грамотно организованной деятельности в Фенологическом парке воспитанники детских садов мегаполиса имеют возможность в активной игровой форме знакомиться с основными закономерностями хода развития природы своего региона, одновременно участвуя в настоящих научных исследованиях совместно с Фенологическим центром Ботанического института им. В. Л. Комарова РАН (БИН РАН) по созданию Фенологического атласа Санкт- Петербурга и в эксперименте по сохранению редких видов растений, т. е. сохранению биоразнообразия на нашей планете.

Публикация «Детский Фенологический парк как инновационная модель предметно-пространственной развивающей среды дошкольной организации» размещена в разделах

Ключевые слова

Фенологический парк; модель развивающей предметно-пространственной среды; дошкольное учреждение; детский сад; фенологические наблюдения, календарь природы; инновационный продукт.

В мае 2019 года на территории ГБДОУ детского сада №106 комбинированного вида Фрунзенского района торжественно открылся первый в мире Детский Фенологический парк (далее- Фенопарк). Детский сад является Федеральной инновационной площадкой по теме : «Инновационная модель предметно-пространственной развивающей среды дошкольной организации». Свое название Фенопарк получил от слова «фено», что по латыни значит «явление», т. к. одна из функций этого парка - проведение наблюдений за сезонными явлениями в природе, растениями, его обитателями: насекомыми и птицами, а также определенными метеорологическими явлениями на детской метеорологической площадке. В Фенопарке используется единая программа фенологических наблюдений русского географического общества, адаптированная для дошкольных образовательных учреждений.

С 2017 года наш детский сад является корреспондентом Детской фенологической сети Санкт-Петербурга, которая работает под руководством Фенологического Центра Ботанического института им. В. Л. Комарова РАН (БИН РАН). Кроме того, с 2017 по 2019 гг. детский сад участвовал в проекте «Детская Фенология», организованного Международной академией современного профессионального образования совместно с Фенологическим центром БИН РАН.

Опыт создания Фенопарка может быть успешно использован в детских садах не только Санкт-Петербурга, но и других регионов, т. к. Фенологический центр планирует расширение географии проекта «Детская фенологическая сеть».

Актуальность создания Фенологического парка и организации на его базе педагогической и научной деятельности.

Дошкольников, живущих в мегаполисе, окружают антропогенные ландшафты, а детям для своего развития необходим контакт с живой природой. При изучении лексических тем о природных экосистемах педагоги используют в основном картинный материал и мультимедиа источники, тогда как в Фенологическом парке дети не только могут знакомиться с различными экосистемами, но и организовывать вместе с педагогами и родителями опыты, эксперименты, наблюдения, игры в непосредственном природном окружении с живыми природными объектами в различные фенологические сезоны. Создание на базе существующего озеленения территории детского сада Фенологического парка дает возможность наблюдать за изменением сезонного ритма экосистем, проводить экспериментально-исследовательскую деятельность. Объекты наблюдений за природой вызывают у детей эмоциональный интерес, а если процесс организован в активной игровой форме, то интерес становится устойчивым, познавательным, развивается мышление. Наблюдения за природой способствуют развитию эстетического восприятия, экологической культуры, прививают любовь к природе, дают толчок к ранней профессиональной ориентации.

Практические занятия в Фенопарке помогают сконцентрировать внимание на объекте и сформулировать свой вопрос, как хорошо говорящим детям, так и детям с задержкой речевого развития. Важную роль играет и то, что все объекты в Фенопарке можно не только рассматривать, но и трогать, обонять. Это развивает сенсорные навыки. Развитие психических процессов детей 5-7 лет дает возможность формировать у них способность устанавливать взаимосвязи между объектами живой и неживой природы, т. е. заложить основы фенологических знаний.

Грамотно организованные фенологические наблюдения за живой природой не требуют специального оборудования, просты и понятны и в то же время позволяют проводить настоящую научную работу по сбору фенологических данных, организованному Фенологическим центром при БИН РАН. На основе полученных детьми под руководством педагогов фенологических данных, которые отправляются в Фенологический центр, будет составлен фенологический атласа Санкт-Петербурга.

Актуальность фенологических наблюдений возрастает в связи с изменениями климата. В условиях городской среды на основе ежегодных данных календаря природы составляют прогнозы времени посадки и ухода за древесными растениями, делают прогнозы цветения растений-аллергенов, выделяют районы города с разной теплообеспеченностью. Наблюдения за природной средой являются основным способом адаптации населения к изменяющимся климатическим условиям.

Цель проекта: совершенствование системы экологической работы с дошкольниками через создание в детском саду развивающей среды - Фенологического парка, позволяющей дошкольникам мегаполиса знакомиться с основными закономерностями хода развития природы данного региона в активной игровой форме, одновременно участвуя в настоящих научных исследованиях.

Задачи создания Фенологического парка и организации на его базе педагогической и научной деятельности:

1. Создание развивающей предметно-пространственной среды – разработка проекта Фенологического парка и благоустройство территории.

2. Презентация проекта фенологического парка для родителей и общественности. Привлечение родителей и социальных партнеров к совместной деятельности по проекту.

3. Обучение педагогов фенологическим наблюдениям, основным закономерностям хода развития природы, связанными с сезонными изменениями температуры воздуха приземного слоя атмосферы, продолжительностью светового дня, количеством осадков и микроклиматическими условиями.

4. Разработка педагогами под руководством научного руководителя инновационных продуктов : актуальных, биологических и фенологических познавательных занятий, квестов, сказок, игр, способствующих получению детьми навыков и умений проводить начальные самостоятельные научные исследования; помогающих привить любовь к исследовательской деятельности в природе; развивающих познавательный интерес, параллельно развивая сенсорику и речь детей; способствующих формированию экологической культуры дошкольников среднего и старшего возраста.

5. Получение детьми под руководством педагогов грамотных многолетних фенологических данных по Календарю природы Фенопарка, их анализ и составление ежегодного Календаря природы Фрунзенского района совместно со специалистами Фенологического центра БИН РАН.

6. Анализ, обобщение и систематизация полученного опыта, подготовка публикаций.

7. Создание механизма деятельности ДОУ в статусе ресурсного районного центра по теме проекта.

Опыт реализации проекта

Создание Фенологического парка началось с обследования территории детского сада. Был определен видовой состав древесных и травянистых растений, состояние насаждений, их болезни и вредители. При дендрологическом обследовании было выявлено 26 видов древесных растений: карагана древовидная (акация желтая, арония Мичурина (черноплодная рябина, береза повислая, вяз шершавый (вяз голый, дерен красный (свидина, жимолость татарская, ива козья, ирга круглолистная (каринка) кизильник блестящий, клен остролистный, клен приречный (клен Гиналла) липа крупнолистная, липа мелколистная, липа европейская, лиственница сибирская, пузыреплодник калинолистный, сирень венгерская, сирень обыкновенная (белая, снежноягодник приречный, спирея дубравколистная, спирея иволистная, тополь дрожащий, туя западная, черемуха обыкновенная, яблоня sp., ясень обыкновенный.

Возраст основных посадок в среднем 45 лет, максимальный возраст растений - 70 лет, есть также молодые 5-8-летние растения. В целом насаждения относятся к категории здоровых. По методике наблюдений по Календарю природы (Комарова, 2009, Фадеева, 2011) используют средневозрастные или спелые половозрелые насаждения 1 или 2 категории состояния (Булыгин, 1976; Методика фенологических наблюдений, 1975; Фенологические наблюдения, 1982). Согласно методике были выбраны и отмечены на местности модельные экземпляры ранних фенотипов. Наблюдения за остальными растениями проводятся дополнительно. Фенологические наблюдения осуществляются по сокращенной методике, включающей наблюдения за растениями, энтомо- и орнитофауной, используемой добровольными наблюдателями фенологической сети России. Кроме того, с 2019 г. для анализа наблюдений используется специально разработанный для Ладого-ильменского флористического района Календарь природы, индикаторы которого были математически аргументированы крупнейшим фенологом проф. Н. Е. Булыгиным. Для сравнения используются средние даты, опубликованные за 30 лет по данным, собранным на Фенологических стационарах Санкт-Петербурга (Фирсов, Фадеева, 2011).

Составлен список отсутствующих на территории, но необходимых для наблюдений, видов деревьев и кустарников, которые были запроектированы для посадки в Фенопарке. Чтобы не затенять детские площадки, посадочные места крупных деревьев по возможности были размещены ближе к ограде детского сада. Места для посадки в большинстве случаев, согласно методике выбирались хорошо освещенные. Для продуктивного опыления, а за тем плодоношения запроектированы посадки древесных растений парами, причем у двудомных растений рядом должны расти мужской и женский экземпляры.

Чтобы у модельных растений в стриженных живых изгородях (сирени венгерской, жимолости татарской, акации желтой, аронии Мичурина, не нарушались естественные сроки закладки листовых и цветочных почек, их перестали стричь. В целях сохранения регулярного стиля Фенопарка и предотвращения затенения нестриженными живыми изгородями территории прогулочных площадок детского сада, в Фенопарке перестали стричь только модельные растения, находящиеся на солнечной стороне, по углам или в конце изгороди. В дальнейшем верхнюю часть их кроны планируется подрезать, а наблюдения проводить за соцветиями на побегах средней части кроны.

Проект озеленения Фенопарка выполнен в программе Realtime landscaping architect. Эта ландшафтная программа позволяет спроектировать озеленение участка не только на плане, но и на экране компьютера. Визуализация объектов Фенопарка высоко реалистична. Программа позволяет записывать видеоролики «путешествия по ландшафтам Фенопарка». Основные объекты фенологических наблюдений - древесные растения пронумерованы на плане. На основе сплошного перечета деревьев составлен список, где указан вид растения, количество экземпляров, диаметр, а для кустарников высота и количество. Звездочкой отмечены растения, за которыми проводятся фенологические наблюдения (модельные растения). На план нанесены как уже существующие растения, так и проектируемые. Они отмечены цифрами соответствующих цветов. В экспликацию под номерами вынесены все виды растений.

Для организации различных видов детской деятельности и реализации работы по образовательным областям совместно взрослых и детей Фенологический парк разделен на зоны.

За объектами неживой природы наблюдения проводятся на Детской метеорологической площадке. На ней же организуется экспериментально-исследовательская деятельность с использованием приборов: термометра, осадкомера, шкалы измерения снежного и травяного покрова, ветряного рукава, флюгера, солнечных часов. Дети знакомятся с трудом метеорологов и его значимостью для горожан и сельских жителей, а также значением метеонаблюдений для охраны природы, например, для спасения Балтийской нерпы.

Зона метеоплощадки отгорожена невысоким заборчиком. На ее территории произрастают различные травянистые растения: гравилат городской, гусиная лапка, ежа сборная, клевер белый, купырь лесной, лютик ползучий, манжетка лекарственная, мышиный горошек, мятлик луговой, одуванчик лекарственный, подорожник большой, сныть обыкновенная, тимофеевка луговая, яснотка белая. Эти растения не выкашивают, чтобы можно было проводить наблюдения за их ростом, цветением, плодоношением и диссеминацией.

Неподалеку от метеоплощадки находится зона «Планетария» с инновационным объектом Фенологического парка «Цветочные часы». В центре часов круглая деревянная основа, на которой техникой «выжигание» нанесены циферблат, реалистичные изображения цветов и насекомых и символьные изображения частей суток. Вокруг высаживаются цветы у которых открываются и закрываются венчики в течении суток в определенное время. Перечень растений с примерным временем (по литературным данным) раскрытия и закрытия венчиков, характерным для суточного ритма растений, произрастающих в ближайших регионах (Московская и Ленинградская область) включает в себя: одуванчик лекарственный - открытие 5-6 ч., закрытие - 15 ч. ; мак голостебельный 5 ч. и 18-19 ч. соответственно; цикорий обыкновенный 6-7 ч. и 15-16 ч. ; картофель 6-7 ч. и 16-17 ч. ; вьюнок полевой 7-10 ч. и 20 ч. ; колокольчик крапиволистный 8-9 ч. и 13-14 ч. мать-и-мачеха 8-10 ч. и 18 ч. Нужно иметь ввиду, что в трудах Карла Линнея (ссылка, который изобрел цветочные часы, указано время открывания и закрывания венчиков растений для территории Швеции. Рекомендуется уточнение времени цветения высаженных растений для местности, в которой находится детский сад.

Рядом с метеоплощадкой еще одна зона Фенопарка : «Огородик» с культурными растениями: фасоль, овес, озимая рожь, пшеница, картофель. На этом участке детки наблюдают и ухаживают за растениями, под руководством воспитателей проводят прополку, окучивание и выкапывание картофеля. В 2018-2019 гг. воспитанники собрали гербарий злаков, которые вырастили сами.

У каждой группы есть свой цветник с однолетними и многолетними декоративными растениями, коллекция которых ежегодно пополняется весной при активном участии родителей. При посеве растений дети с воспитателями используют не только покупные семена, но и семена растений, выращенные в предыдущем году. Воспитанники с интересом заботливо помогают взрослым ухаживать за растениями.

В зоне «Зеленая аптека» самые распространенные неядовитые лекарственные растения, такие как: ромашка лекарственная, крапива двудомная, лопух большой, лук репчатый, чеснок, земляника. Каждое высаженное растение подписано. На табличках изображены ботанические рисунки этих растений.

На территории фенопарка размещены скворечники и синичники. Домики для пернатых построили родители. В течение года проведены наблюдения за прилетом скворцов, за их гнездованием, выкармливанием птенцов, поведением слетков. Удалось пронаблюдать, как зимой скворечники используют синицы.

В процессе разработки находится «Тропа самоцветов». Это аналоговая инновация сенсорной тропы.

В 2020 году планируется высадка в Фенопарк «редких диковинок» - новых видов древесных растений, перспективных для озеленения, успешно выращиваемых в БИН РАН, но нуждающихся в дальнейших испытаниях в разных районах города. Также планируется организация дендрофенологических наблюдений за ними. Таким образом, дети под руководством педагогов будут участвовать в сохранении биологического разнообразия и опытах по расширению ассортимента насаждений разных районов города в условиях изменений климата. Это стало возможно благодаря сотрудничеству с Ботаническим институтом, поскольку с 2019 года детский сад является его опытно-экспериментальной площадкой и в целях эксперимента получает необходимый посадочный материал и необходимые консультации.

Первые посадки растений-индикаторов Календаря природы при содействии БИН РАН были осуществлены в мае и октябре 2019 г. Майские посадки спонсировал наш социальный партнер ООО «АПЛ СНГ». Кроме того, каштан конский обыкновенный (2 растения в возрасте 10 лет) Фенопарку пожертвовал Храм Державной иконы Божией Матери на пр. Культуры. Было высажено 23 древесных растения: вишня птичья 4 шт., ель европейская 1 шт., каштан конский обыкновенный 2 шт., можжевельник обыкновенный 2 шт., ольха серая 2 шт., сирень обыкновенная (сиреневая) 2 шт., смородина альпийская 9 шт., сосна обыкновенная 1 шт. В начале октября 2019 г. было высажено еще 11 растений: рябина обыкновенная 2 шт., лещина обыкновенная 2 шт., рябинник рябинолистный 2 шт., дуб черешчатый 1 шт., малина обыкновенная 2 шт., калина обыкновенная 2 шт. Растения были привезены из научно-опытной станции Ботанического института в Отрадном агрономом станции Александром Хмариком. В посадке растений участвовали социальные партнеры детского сада и агроном станции Отрадное. Итого было высажено 34 древесных растения 14 видов. Таким образом, в настоящее время в Фенопарке произрастает 40 видов древесных растений. Для посадки, по возможности отбирались растения с ранними сроками начала вегетации и цветения.

В честь открытия уникальной федеральной инновационной площадки «Фенологический парк» был организован костюмированный праздник фенологической тематики с участием педагогов и воспитанников детского сада.

Каждому объекту фенологического парка была посвящена авторская сказочная история, придуманная и разыгранная детьми и воспитателями. Педагоги создали условия для проявления детской активности в различных видах деятельности на объектах фенопарка : экспериментально-исследовательской (чем измерить осадки и как прогнозировать дождь, речевой (птичья вишня и птенцы у скворцов, музыкальной (хороводные игры у ивы козьей и березы, театрализованной (инсценирование авторской сказки о колючках еловых и ёжике).

В течение года педагоги проходят обучение фенологии согласно разработанному учебно-тематическому плану. Обучение происходит как в виде занятий, так и в группе в социальной сети «Вконтакте», где научный руководитель Фенологического парка к. б. н. И. В. Фадеева выкладывает информацию о текущих фенологических изменениях в природе, дает пояснения и задания, а педагоги делятся своими идеями, наработками, наблюдениями, фотографиями. Итогом совместной деятельности, в том числе являются красочные презентации по каждому подсезону года, содержащие краткие фенологические пояснения происходящих явлений в природе, рассказывающие о событиях, связанных с экспериментально-исследовательской деятельностью в Фенопарке, и других сезонных событиях из жизни детского сада. Презентации публикуются на официальном сайте детского сада и в группе «Вести из ОУ Фрунзенского района «Вестюши».

Для каждого вида древесного растения в парке в совместной деятельности педагогов и воспитанников разрабатывается определитель, в дальнейшем он будет переведен в электронный вид и размещен на сайте ГБДОУ. Содержание его будет считываться с информационной таблички, расположенной около каждого фенологического объекта, с помощью QR-кода, прикрепленного к объекту фенопарка. Пройдя по ссылке QR-кода, педагогическая общественность и родители с мобильного смартфона смогут ознакомиться с основными характеристиками фенологических объектов, их сезонными изменениями, познакомиться с интересными научными и культурно-историческими фактами о данном объекте, прочитать авторские фенологические сказки.

В детском саду разработан также инновационный продукт – настенный «Фенологический календарь- 2020», который в настоящее время апробируется в нашем дошкольном учреждении.

Календарь представляет собой наглядно-иллюстрированный альбом формата А-3 на 12 листах (на каждый месяц года). На каждом развороте представлен материал для развития познавательно-исследовательской, речевой и художественной деятельности ребенка. В совместной деятельности воспитанники с педагогами имеют возможность рассматривать, исследовать, замечать, отмечать и делать выводы, отражать свои впечатления в продуктивной деятельности. Материал подобран с опорой на научные фенологические данные, природоведческую детскую художественную литературу, русское народное творчество в виде поговорок, хороводов.

Календарь способствует формированию мотивов, потребностей, привычек, поведения положительной экологической направленности, формированию общекультурной компетентности, развития системы теоретических и практических умений по изучению природы, оценке сезонных изменений в окружающей природной среде.

Публикации по теме:

Модель предметно-развивающей среды в ДОУ Введение. Одним из определяющих факторов воспитания детей является предметно-развивающая среда. Понятие предметно-развивающая среда определяется.

Паспорт развивающей предметно-пространственной среды Групповое оснащение Работа в группе строится в соответствии с содержанием основной образовательной программы дошкольного образования МДОУ.

Создание музыкальной развивающей предметно-пространственной среды 3.3. Создание развивающей предметно- пространственной среды Содержание музыкальной развивающей предметно-пространственной среды отражает.

Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ[/b] Одним из принципов дошкольного образования, реализуемых в Стандарте,.

Организация развивающей предметно-пространственной среды Средняя группа Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» «Центр социализации» Иллюстрации с изображением детей разного.

Основные требования и принципы организации развивающей предметно-развивающей среды В связи с потребностями модернизации системы образования в России сегодня происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный.

Отчёт о создании развивающей предметно-пространственной среды При создании развивающей предметно-пространственной среды своей группы я учитывала федеральные государственные образовательные стандарты.

Памятка для воспитателей по организации развивающей предметно — пространственной среды в групповой комнате Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для ребят раннего возраста ИГРА КАК ОСОБОЕ ПРОСТРАНСТВО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.

Современные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации Предметно-пространственная игровая среда (психологический взгляд) -поле социальной и культурной деятельности, сфера передачи и закрепления.

Ведущая роль игровой деятельности при организации развивающей предметно-пространственной среды Ведущая роль игровой деятельности при организации развивающей предметно-пространственной среды. Особое значение в ДОУ придается предметно-игровой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детский Фенологический парк как инновационная модель предметно-пространственной развивающей среды дошкольной организации
Опубликовано: 9 декабря 2019 в 16:56
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД