Ольга Стефанова
Дидактическая игра как метод активного обучения на уроках ОБЖ
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра как метод активного
обучения на уроках ОБЖ.
В числе наиболее распространенных и эффективных технологий – активное обучение, которое отличают:
• Принудительная активизация мышления, при которой обучаемый вынужден быть активным независимо от своего желания;
• Самостоятельная выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых;
• Постепенное взаимодействие обучаемых и преподавателя.
Публикация «Дидактическая игра как метод активного обучения на уроках ОБЖ» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- ОБЖ в школе
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Активное обучение проводится на неимитационных и имитационных занятиях.
К неимитационным занятиям относятся традиционные виды: лекции, семинары и т. д.
Особенностью имитационных занятий – наличие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной и коллективной деятельности).
Имитационные методы делятся на игровые и неигровые. К игровым относятся такие, при которых обучаемые играют определенные роли. Они дают наибольший эффект при усвоении материала, так как достигается существенное приближение учебного процесса к практической деятельности при высокой степени мотивации и активности обучаемых.
Использование дидактических игр на разных этапах изучения учебного материала – эффективное средство активизации познавательной деятельности учащихся, положительно влияющее на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся. В игре они чувствуют себя свободно, активно мыслят и действуют творчески.
Дидактическая игра позволяет реализовать ведущие функции обучения : образовательную, воспитательную и развивающую.
Л. С. Выготский выявил и сформировал своеобразный педагогический парадокс игры: казалось бы, ученик в игре делает то, что ему хочется, но, тем не менее, он в игре учится подчиняться заранее принятым условиям, правилам, логике.
Играть любят все дети. Учиться, играя, не откажется ни один ученик. В процессе игры у школьников вырабатывается привычка сосредоточится, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают и запоминают новое, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные ученики включаются в игру с огромным желанием, прилагая усилия, чтобы не подвести партнеров. Игра оказывает значительное воздействие на формирование положительного отношения школьников к обучению. Разнообразные игровые действия поддерживают и усиливают интерес к учебному предмету. Конечно, считать, что использование игровых ситуаций на уроке дает возможность школьникам овладевать предметом ОБЖ легко, было бы наивно, но чтобы они учились с интересом, осознали притягательные стороны ОБЖ, необходимо использовать все возможности.
Надо учитывать, что дидактическая игра на уроке – не самоцель, а средство воспитания и обучения, не забава, не удовольствие ради удовольствия, а вид преобразующей творческой деятельности, тесно связанный с другими видами учебной работы.
В последнее время большое внимание уделяется технологиям игрового обучения, которые можно использовать для различных возрастных категорий обучаемых.
Практика проведения дидактических (деловых, ролевых, управленческих и др.) игр способствует становлению творческого педагогического сотрудничества преподавателя с учащимися, которое активно переносится на другие виды их педагогических отношений.
Игра оказывает большое влияние на усвоение способов взаимодействия с другими людьми и развитие способностей учащихся к такому сотрудничеству. Они приобретают опыт взаимопонимания, учатся пояснять свои действия и намерения, согласовывать их друг с другом.
Психологи и педагоги установили, что в игре развивается способность учащихся к воображению. Образному мышлению благодаря тому, что они стремятся воссоздать различные сферы деятельности, выходящие за пределы их собственной практической деятельности, и получают возможность сделать это с помощью условных действий.
Игра на только доставляет удовольствие учащемуся, но и служит мощным средством его развития, формирования полноценной личности. Игровые технологии позволяют создавать на занятиях непринужденною обстановку и вовлекать учащихся в обсуждение серьезных проблем.
Один из широко используемых в школе типов дидактических игр – так называемые деловые игры, представляющие собой имитацию принятия решений в различных искусственно созданных или взятых из практики ситуациях путем разыгрывания соответствующих ролей (индивидуальных и групповых) по заданным или выработанным участниками игры правилами.
Массовое применение деловых игр вызвано двумя причинами. Первая – они значительно повышают познавательную активность учащихся. Это связано с широкими возможностями применения полученных знаний на практике. В процессе деловой игры учащиеся получают и усваивают значительно больше прикладной информации, чем при традиционном изучении. Свойственный деловой игре азарт, возможность рискованных решений без опасений реального ущерба позволяет участникам игры быть более раскрепощенными, полнее проявить себя. Игра способствует также формированию способностей учащихся к самооценке, делая ее более объективной, так как все основные действия и их результаты зависят от самих играющих, которые, как правило, находятся в одинаковых стартовых условиях.
Решая поставленную задачу, учащиеся анализируют ситуацию, выбирают оптимальный вариант, доказывают правильность своих суждений. Все это активизирует их познавательную деятельность, приучает к самостоятельности, инициативности, вырабатывает практические умения, способствует воспитанию организованности, дисциплинированности, четкости и оперативности в решениях, готовности к сотрудничеству.
Вторая причина популярности деловых игр определяется спецификой требований к учащемуся. Расширяющих сферу деловых контактов, требующих от выпускника помимо специальных знаний и профессиональных умений еще и навыков делового общения в различных ситуациях с различными людьми. Часто решающим фактором достижения цели становится продуктивность деловых контактов, зависящая от выбора тактики общения, культуры переговоров, гибкости, выдержки и такта. Знание правил делового этикета позволяет завоевать доверие и уважение партнеров, создавать положительный имидж, что весьма важно, особенно в начале самостоятельного жизненного пути.
В последние годы популярны индивидуальные занятия с использованием моделей на компьютере. Отличительной особенностью таких занятий является наличие только одного участника игры, взаимодействующего с компьютером, который реализует алгоритм реакции на решение играющего. Однако в этом алгоритме должны быть представлены все перечисленные выше признаки деловых игр кроме наличия различных ролей и взаимодействия участников. Отсутствие какого – либо из признаков выводит занятие за рамки игровых. Например, решение на персональном компьютере различных задач, результаты которых могут быть достигнуты с помощью формальных действий, не является игровым занятием.
Особое значение имеют ролевые игры, которые дают обучаемым возможность освоить разные социальные формы поведения в приближенных к действительности игровых ситуациях. Можно согласиться с Г. П. Щедровицким, писавшим что «игра – это инструмент, который дает возможность вытащить из людей то, чего до игры в них не было. Игра – форма и метод запуска наших возможностей».
Эффективность деловых игр зависит от многих факторов -полноты организационной подготовки; степени условности моделируемой ситуации, активности руководителя игры, четкости ее условий и цели, специфики личности преподавателя и учащихся.
В конце игры обязательно провести ее анализ, подвести итоги, указать на ошибки, отметить лучших и выставляю им оценки.
Занятия, организованные таким образом, позволяют активизировать познавательный процесс, прививать учащимся навык коллективной работы и принятия решений. Данный метод способствует положительной мотивации к изучению теоретического материала, формированию познавательных интересов, а также повышает интерес к предмету.
В своей практике использую различные дидактические игры, такие как «Восхождение на пик знаний», «Брейн -ринг», «Аукцион», «Что? Где? Когда?», «Интегрированное лото», «Суд над курением», «Счастливый случай» и т. д.
Использование дидактических игр дает наибольший эффект в классах, в которых преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересам к ОБЖ, для которых этот предмет кажется скучным малоинтересным. Создание игровых ситуаций на уроках повышает интерес к ОБЖ, придает разнообразие и эмоциональную окраску учебной работе, снимает утомление. Развивает внимание, сообразительность, состязательность и навыки взаимопомощи.
Использованная литература
1. Основы безопасности жизнедеятельности: Методическая разработка городского учебно – методического центра по делам ГО и ЧС / сост. Е. С. Егоров, В. Г. Трифонов, - Волгоград,1994
2. Основы безопасности жизнедеятельности. Н. Н. Миньков. – Самара,1994
3. Ситников, В. П. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник школьника. М. :АСТ «Ключ-С», 1997
4. Топоров, И. К. Методика преподавания курса «ОБЖ» в ОУ: - М. :Просвещение,2000
5. Топоров, И. К. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. - М. : Просвещение, 1996
6. Бабанский М. И. Современный урок. - Москва,1999
7. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
8. Концепция модернизации на период до 2010 года.
9. М. И. Фролов Основы безопасности жизнедеятельности. АСТ:Астрель,2008.
10. Основы безопасности жизнедеятельности. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах/авт. – сост. Г. П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2005
11.