Юлия Дмитриева
Дидактическая игра как ресурс формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Дидактическая игра как ресурс формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Актуальность:
Для некоторых детей наиболее трудным предметом на первых годах обучения в школе становится математика. Это объясняется тем, что овладение математическими знаниями связано с достаточно развитыми способностями к отвлечению, анализу, синтезу, умению сравнивать, классифицировать, дифференцировать. В то время как вышеназванные функции мыслительной деятельности у части детей к моменту поступления в школу еще недостаточно развиты.
Публикация «Дидактическая игра как ресурс формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Для их развития используются различные методы и приемы, разнообразные обучающие материалы, но, я считаю, одним из самых эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному занятию является дидактическая игра. Почему именно игра? Потому что это ведущий вид деятельности дошкольников : игра для них учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания и развития.
Почему дидактическая игра? Психологи, оценивая роль дидактических игр, указывают на то, что они способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей. Игры направлены на развитие у детей логического мышления, пространственных и временных представлений; дают возможность упражнять детей в счете, вычислениях.
Что же отличает дидактическую игру от других игр? Ее структурные элементы : все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие одного из них разрушает игру. Проблема:
Занимаясь с детьми математикой, у меня всегда вызывало тревогу то, что дети не всегда могут использовать полученные знания в разных видах деятельности.
Цель: Совершенствование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактическую игру.
Задачи:
1. Создание психолого-педагогические условий для формирования элементарных математических представлений, развития познавательных интересов детей, привлечение их к решению совместных задач: преодоление трудностей, поиску решений.
2. Разработка перспективных планов, подбор игр для изучения, повторения и закрепления материала.
3. Обеспечение необходимого уровня знаний, умений, способствующий оптимальной адаптации при переходе от одной возрастной ступени к другой.
4. Совершенствование игровой культуры поведения детей.
Концепция: Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к математическому заданию, которое заложено в содержании игры
Работу с детьми я вложила в системе клубной жизни «Хочу все знать».
Когда я притворяла задумку организации клубной работы в жизнь, были сомнения, как распределить мероприятия в течение недели. Практика показала, что удобнее встречи в клубе проводятся ежедневно, длительность мероприятий от 5 минут до получаса, в зависимости от формы работы, настроения и желания детей.
Работу строю, основываясь на следующиу принципы:
1. Природосообразности, который предполагает, что определять содержание, выбирать формы, средства образования, стиль взаимодействия с каждым ребенком необходимо на основе целостного знания о ребенке.
2. Деятельности. Знания подаются не в готовом виде, а через процесс самостоятельного открытия ребенка.
3. Психологического комфорта. Создание развивающей среды, обеспечивающий эмоционально-комфортные условия.
4. Творчества. Ориентирование педагога на приобретение каждым ребенком опыта творческой деятельности.
5. Вариативности. Предоставляет ребенку право собственного выбора действия.
6. Индивидуального и дифференцированного подхода.
Понедельник «Здравствуй математика» /утро/
Начинается день с разминки. Так как это понедельник нужно собрать внимание детей, настроить на решение познавательных задач. Поэтому содержание не сложное состоит из загадок, логических упражнений, стихов –шуток, дидактических игр :
на количество и счет «Чудесный мешочек», «Путаница»;
величину «Подбери по величине», «Что в руке»;
форму «Дорисуй до предмета»;
ориентировка во времени «Назови скорей», «Живая неделя».
Работа проводится как со всей группой, так и в индивидуальном порядке, когда ставлю цели каждому в зависимости от темперамента, способностей, уровня развития. Так осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Такая работа помогает настроить детей на предстоящую неделю, заинтересовать, вызвать желание узнать что-то новое, необычное о известном и знакомом. Дети закрепляют математические знания, применяют их на практике. Это развивает настойчивость в достижении цели, самостоятельность, активность. Особенно эффективна эта работа с ослабленными детьми, в начале дня они еще не устали, меньше отвлекаются.
Вторник «Веселый калейдоскоп» /вторая половина дня/
Цель: Формирование умения анализировать воспринимаемый материал, выделять в нем главное, обобщать его, сравнивать, делать выводы, рассуждать.
Применяются такие игры:
На развитие мышления «Танграмм», «Колумбово яйцо», «Разрезные картинки», «Найди пропущенную фигуру», «Составь цепочку», «Кто лишний», «Пазлы», «Задачи-шутки», головоломки, шарады, кроссворды, сказки и загадки.
«Веселый калейдоскоп» позволяет доступно в игровой, занимательной форме вводить детей в мир сложных математических понятий, развивать способности, внимание, мышление. Они учатся выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать, знакомить с количественными и качественными соотношениями между предметами : больше и меньше, выше и ниже, длиннее и короче, уже и шире.
Среда «Математический марафон» /прогулка/
После того как ребята наиграются и насытятся общением с природой, я начинаю постепенно привлекать детей, которые не заняты. Мои несложные вопросы непринужденно перерастают в игру, которая привлекает остальных детей и двигательная активность сменяется умственной. Здесь у меня есть время уточнить пространственные представления : на, над, под, справа, слева, между, посередине, снаружи. Закрепить знания о геометрических фигурах (куб, шар, призма, пирамида). Научить применять приобретенные знания в игровых и жизненных ситуациях. Считаю уместным использовать следующие игры:
Форма «Охотимся на геометрические фигуры», «Угадай, что спрятали», «Найди такую же фигуру», «Назови фигуру», «На что похоже»;
Количество и счет «В какой руке сколько», «Сосчитай и построй»;
Ориентировка в пространстве «Внизу вверху», «Вперед назад», «Добеги до…».
Широко использую для игр природный материал и предметы окружающего : песок, камушки, листочки, окружающие здания, деревья, транспорт, что является основой для счета, знакомства с формами. Широко использую штампы, палочки для рисования на снегу на песке, плоскостные и объемные геометрические фигуры для составления узоров.
Это дает мне возможность вести контроль за ходом усвоения знаний, навыков на занятиях, дети не перегружаются и закрепляют материал в непринужденной, интересной для них форме, рассуждают, доказывают.
Четверг «Зарядка для ума» /утро/
Проводится с целью проверить, закрепить, уточнить знания детей о количестве, числе, величине, времени, пространстве, геометрические фигуры.
Садимся в круг, вспоминаем, какое число, какой сегодня день недели, называем предыдущие и последующие дни, читаем стихи о днях недели, о цифрах, поем песенки о временах года, проводим игры «Узнай по описанию», «Угадай число», «Найди игрушку», «На что похоже», «Спроси».
Такая форма помогает активизировать математический словарь, учить выражать мысли простыми и распространенными предложениями, связно, понятно для присутствующих, развивать сообразительность, внимание, наблюдательность, быстроту мышления, память на числа.
Пятница «Вечер великих открытий» /вторая половина дня/.
Темы бывают, например, такие: «Все об измерениях», «Взвесь, измерь, сравни», «Когда это бывает», «Считаем, сравниваем».
Задачи: Развивать наблюдательность, сообразительность, умение пользоваться в речи математическими терминами, учить сравнивать картинки, находить признаки сходства и отличия в фигурах, в их количестве, расположении, цвете. Учить анализировать и обобщать, видеть целые части. Закреплять умения составлять силуэты предметов и фигур из частей и палочек.
Игры и материал подбирается в зависимости от темы.
Такие вечера помогают развивать восприятие, память, внимание, воображение, речь детей, а также формировать умение анализировать воспринимаемый материал, видеть в нем главное, обобщать, сравнивать, делать выводы, рассуждать.
Каждую четвертую пятницу месяца у нас математический праздник «Ну-ка звездочка зажгись», цель которого подвести итог работы за месяц, отметить достижения детей и наметить перспективу дальнейшей работы.
Проводится на основе разнообразного, занимательного математического материала, дидактических игр, которые подбираются с учетом уровня развития детей, их знаний, умений, приобретенных на занятиях и различных видах математической деятельности в течение месяца.
Это позволяет мне как воспитателю, проанализировать свою работу по усвоению математических знаний с детьми, а им получить удовольствие от еще одной встречи с удивительной страной математики.
Но работая исключительно с детьми вряд ли можно добиться хороших результатов. Многое зависит не только от самого ребенка, но и от его семьи, насколько родители будут поддерживать интерес ребенка к математике.
Целью в работе с родителями является:формирование заинтересованности родителей в математическом развитии детей. Знакомство с программными задачами и играми по формированию элементарных математических представлений.
Провожу с родителями консультирование, совместные с детьми праздники, широко использую информационные стенды.
Проект адресован воспитателям дошкольных учреждений и целью моей работы с ними является формирование интереса к новым педагогическим идеям, находкам.
Формы работы с педагогами следующие: консультации, организация выставок дидактических игр и материалов, конкурс воспитателей – знатоков методики преподавания математики.
Работа, проводимая в системе с детьми, воспитателями и родителями, позволяет добиваться следующих результатов (в презентации).
Дидактические игры доставляют детям радость победы, радость участия в совместной со сверстниками деятельности, а удовольствие, которое они испытывают от занятия умственным трудом, развивают интерес к математической деятельности и желания заниматься ею, что является залогом успешного обучения в школе. И еще не маловажным результатом является то, что работа нашего клуба дает возможность ребенку почувствовать себя умным, сообразительным, быть о себе высокого мнения. Успех в играх вдохновляет его на новые победы. А счастливого ребенка легче учить, воспитывать, легче развивать его духовный потенциал.