Ольга Белухина
Дидактический синквейн как средство активизации работы по развитию речи детей с нарушениями речи. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.
Особую группу детей с речевыми нарушениями составляют дети с общим недоразвитием речи.
Публикация «Дидактический синквейн как средство активизации работы по развитию речи детей с нарушениями речи, Из опыта работы» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
Практика моей логопедической работы показала, что в качестве эффективного коррекционного средства при работе с детьми с ОНР можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст, научиться работать с ними.
Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами:
Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым.
Заключался он в том, что мышление ребёнка развивают с помощью
специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми с ОНР состоит в том, что
- во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей с нарушениями речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
- во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью;
- в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Коррекционную работу по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников я провожу комплексно, по следующим направлениям:
коррекция звукопроизношения;
формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук – слово – предложение – текст);
формирование лексико-грамматических категорий;
формирование связной речи;
профилактика дисграфии и дислексии.
На всех этапах коррекционной работы я использую метод наглядного моделирования.
Одним из видов моделирования является синквейн.
Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Это один из эффективных методов развития речи ребенка.
Преимущество синквейна в том, что я могу включать его в коррекционно-развивающую работу с детьми логопедической группы не нарушая при этом основной структуры занятия.
Данный метод легко интегрируется с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.
Поэтому в своей коррекционной работе основной акцент делаю на обучение детей составлению синквейна.
Схема составления синквейна следующая :
1 строчка (Кто? Что) - существительное - одно ключевое слово,.
2 строчка (Какой? Какая? Какое) - два прилагательных, характеризующих первую строчку;
3 строчка (Что делает) – три глагола, обозначающих действие, относящееся к теме;
4 строчка - предложение, показывающаее отношение автора к теме;
5 строчка – одно слово (существительное) или словосочетание –
ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке.
Пример синквейна :
1. Весна
2. Теплая, красивая.
3. Радует, наступает, приходит.
4. Я люблю весну.
5. Капель.
Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работу я начинаю с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», я тем самым готовлю платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», я накапливаю материал для распространения предложения определением. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета, изображать их графически.
Использование наглядно-графических схем помогают детям быстрее усвоить эти понятия.
Синквейн я использую :
• На занятиях для закрепления изученной лексической темы.
• Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.
• На занятиях по развитию связной речи : используя слова из синквейна, дети придумают рассказ.
На начальном этапе обучения детей составлению синквейна мной используются следующие упражнения:
• «Подбери определения» - например, к слову «яблоко». Какое оно: спелое, сочное, румяное, вкусное.
• «Узнай предмет по определению»- белое, длинное, чистое, махровое … (полотенце)
• «Кто что делает?» - повар … (варит, жарит, печет); лист … (падает, кружится, летит, растет).
• «Что чем делают?» - рисуют … карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой)
• «Назови часть целого» - дерево … (ствол, ветки, корень, листья); и др.
Большое значение на данном этапе имеет работа с родителями. После проведения консультаций обучающих семинаров родителям вместе с детьми предлагается написать «Сочинения» на тему недели, что находит свое отражение в комплексно-тематическом планировании. Лексические темы, которые усваивают дети логопедической группы, служат темами синквейнов. Свои работы (синквейны) дети старшей группы оформляли в форме графических рисунков.
Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе я использую различные картинки и предметы.
А к концу второго года обучения дети, умеющие читать, создают синквейн записывая печатными буквами на листе бумаги.
Сначала детям с трудом удавалось сочинять синквейны, работали вместе со взрослыми.
Потом детям данный метод понравился и они стали сами без помощи сочинять синквейны в детском саду и дома.
Также в данном направлении я использую такие варианты работы :
-составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего);
-составление синквейна по прослушанному рассказу;
-коррекция и совершенствование готового синквейна;
-анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы, первой строки - на основе существующих строк необходимо ее определить.
Сравнительная диаграмма показывает, что использование синквейна сказалось на результативности речевого развития : словарный запас у детей увеличился, речь стала богаче, ярче, дети перестали бояться высказывать свои мысли вслух.
Таким образом, использование синквейна в коррекции ОНР позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы.
Применение данного метода позволяет развивать у детей следующие умения и навыки.
- добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
- формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения; - использование синквейна оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, мышления.
Использование синквейна на занятиях позволяет учителю-логопеду гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.