Приложение МААМ

Дидактический синквейн как средство активизации работы по развитию речи детей с нарушениями речи. Из опыта работы (12 фото)

Ольга Белухина
Дидактический синквейн как средство активизации работы по развитию речи детей с нарушениями речи. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

Особую группу детей с речевыми нарушениями составляют дети с общим недоразвитием речи.

Публикация «Дидактический синквейн как средство активизации работы по развитию речи детей с нарушениями речи, Из опыта работы» размещена в разделах

Практика моей логопедической работы показала, что в качестве эффективного коррекционного средства при работе с детьми с ОНР можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст, научиться работать с ними.

Дидактический синквейн как средство активизации работы по развитию речи детей с нарушениями речи. Из опыта работы

Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами:

Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым.

Заключался он в том, что мышление ребёнка развивают с помощью

специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми с ОНР состоит в том, что

- во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей с нарушениями речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

- во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью;

- в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Коррекционную работу по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников я провожу комплексно, по следующим направлениям:

коррекция звукопроизношения;

формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук – слово – предложение – текст);

формирование лексико-грамматических категорий;

формирование связной речи;

профилактика дисграфии и дислексии.

На всех этапах коррекционной работы я использую метод наглядного моделирования.

Одним из видов моделирования является синквейн.

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Это один из эффективных методов развития речи ребенка.

Преимущество синквейна в том, что я могу включать его в коррекционно-развивающую работу с детьми логопедической группы не нарушая при этом основной структуры занятия.

Данный метод легко интегрируется с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

Поэтому в своей коррекционной работе основной акцент делаю на обучение детей составлению синквейна.

Схема составления синквейна следующая :

1 строчка (Кто? Что) - существительное - одно ключевое слово,.

2 строчка (Какой? Какая? Какое) - два прилагательных, характеризующих первую строчку;

3 строчка (Что делает) – три глагола, обозначающих действие, относящееся к теме;

4 строчка - предложение, показывающаее отношение автора к теме;

5 строчка – одно слово (существительное) или словосочетание –

ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке.

Фото №1 Анализ реальной ситуации сложившейся в настоящее время в системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста показал что количество детей имеющих отклонения в речевом развитии неуклонно растёт

Пример синквейна :

1. Весна

2. Теплая, красивая.

3. Радует, наступает, приходит.

4. Я люблю весну.

5. Капель.

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работу я начинаю с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», я тем самым готовлю платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», я накапливаю материал для распространения предложения определением. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета, изображать их графически.

Использование наглядно-графических схем помогают детям быстрее усвоить эти понятия.

Синквейн я использую :

• На занятиях для закрепления изученной лексической темы.

• Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.

• На занятиях по развитию связной речи : используя слова из синквейна, дети придумают рассказ.

На начальном этапе обучения детей составлению синквейна мной используются следующие упражнения:

«Подбери определения» - например, к слову «яблоко». Какое оно: спелое, сочное, румяное, вкусное.

«Узнай предмет по определению»- белое, длинное, чистое, махровое … (полотенце)

«Кто что делает?» - повар … (варит, жарит, печет); лист … (падает, кружится, летит, растет).

«Что чем делают?» - рисуют … карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой)

«Назови часть целого» - дерево … (ствол, ветки, корень, листья); и др.

Большое значение на данном этапе имеет работа с родителями. После проведения консультаций обучающих семинаров родителям вместе с детьми предлагается написать «Сочинения» на тему недели, что находит свое отражение в комплексно-тематическом планировании. Лексические темы, которые усваивают дети логопедической группы, служат темами синквейнов. Свои работы (синквейны) дети старшей группы оформляли в форме графических рисунков.

Фото №2 Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости особенно при овладении письмом и чтением Фото №3 Особую группу детей с речевыми нарушениями составляют дети с общим недоразвитием речи

Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе я использую различные картинки и предметы.

А к концу второго года обучения дети, умеющие читать, создают синквейн записывая печатными буквами на листе бумаги.

Фото №4 Публикация Дидактический синквейн как средство активизации работы по развитию речи детей с нарушениями речи Из опыта работы размещена в разделах Опыт работы практика Работа с Особыми детьми Фото №5 Дети с особыми возможностями здоровья ОВЗ Развитие ребенка

Сначала детям с трудом удавалось сочинять синквейны, работали вместе со взрослыми.

Фото №6 Материалы для педагогов Синквейн

Потом детям данный метод понравился и они стали сами без помощи сочинять синквейны в детском саду и дома.

Фото №7 Сочиняем стихи синквейны Сочинительство

Также в данном направлении я использую такие варианты работы :

-составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего);

Фото №8 Учимся сочинять Темочки Практика моей логопедической работы показала что в качестве эффективного коррекционного средства при работе с детьми с ОНР можно использовать метод наглядного моделирования

-составление синквейна по прослушанному рассказу;

-коррекция и совершенствование готового синквейна;

-анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы, первой строки - на основе существующих строк необходимо ее определить.

Фото №9 Он позволяет ребёнку зрительно представить абстрактные понятия звук слово текст научиться работать с ними Фото №10 Это особенно важно для дошкольников поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств наглядный материал усваивается лучше вербального

Сравнительная диаграмма показывает, что использование синквейна сказалось на результативности речевого развития : словарный запас у детей увеличился, речь стала богаче, ярче, дети перестали бояться высказывать свои мысли вслух.

Фото №11 Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами Д

Таким образом, использование синквейна в коррекции ОНР позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы.

Применение данного метода позволяет развивать у детей следующие умения и навыки.

- добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

- формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения; - использование синквейна оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, мышления.

Использование синквейна на занятиях позволяет учителю-логопеду гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Публикации по теме:

Анкета для родителей подготовительной группы «Ваше отношение к речевому развитию в детском саду» Анкета для родителей подготовительной группы «Ваше отношение к речевому развитию в детском саду» 1. Ф. И. О., образование, место работы,.

Развитие мелкой моторики на коррекционных занятиях. Презентация опыта работы. Развитие мелкой моторики на коррекционных занятиях. Использование разных видов деятельности в работе с детьми с общим недоразвитием речи. В.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактический синквейн как средство активизации работы по развитию речи детей с нарушениями речи. Из опыта работы
Опубликовано: 16 мая 2013 в 13:41
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактический синквейн как средство активизации работы по развитию речи детей с нарушениями речи. Из опыта работы» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Белухина (УИ 63206) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД