Получи документы

Конспект урока для учащихся 7–9 классов «Дорога к успеху. Мир профессий»

Ситникова Наталья
Конспект урока для учащихся 7–9 классов «Дорога к успеху. Мир профессий»

«МИР ПРОФЕССИЙ»

Цель занятия: формирование представления о мире профессий, его многообразии на основе классификации.

Задачи занятия:

1. Познакомить обучающихся с основными понятиями (профессия, специальность, должность) и видами классификаций профессий.

2. Развивать у обучающихся способность к анализу, синтезу, классификации и обобщению.

Публикация «Конспект урока для учащихся 7–9 классов „Дорога к успеху, Мир профессий“» размещена в разделах

3. Формировать у обучающихся устойчивый интерес к получению знаний, необходимых для успешного профессионального самоопределения.

Время проведения: 30-40 минут.

Возраст детей: 7-9 класс

- Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся, чтоб зарядиться хорошей энергией на занятие.

- А теперь, чтоб определить тему нашего занятия, я вам раздам карточки, где написаны буквы и примеры. Нужно разложить карточки в порядке возрастания ответов.

- Что же у нас получится? Давайте прочитаем? (МИР ПРОФЕССИЙ)

- Да, речь пойдет у нас о профессиях. Скоро перед вами встанет выбор: куда пойти учиться? Т. е. определиться с выбором профессии.

- Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Что такое профессия? (Своими словами)

Профессия - это необходимая для общества, ограниченная область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему взамен возможность существования и развития. (либо Профессия - род трудовой деятельности человека, для выполнения которой он должен обладать определенными знаниями, навыками, способностями.)

- А что же тогда означает специальность?

Специальность - вид занятий в рамках одной профессии. (т. е. уточнение направления профессии.)

-Например: врач - профессия, а хирург - специальность.

- Приведите теперь свои примеры.

- Сколько же существует профессий?

- Никто не знает….

- Но Существует Единый тарифно-квалификационный справочник, в котором приводятся все профессии, которые имеются на сегодняшний день в России.

В нем перечислено более 6 тысяч профессий. Чтобы как-то сориентироваться в этом огромном мире профессий, ученые классифицировали профессии по определенному признаку.

«Человек-человек» - тип профессий, направленный на прямое воздействие с людьми. (Приведите примеры)

«Человек - техника» - тип, включающий в себя профессии, связанные с эксплуатацией любых технических средств. (Приведите примеры)

«Человек - природа» - тип, объединяющий профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными. (Приведите примеры)

«Человек-знак» - тип, собирающий профессии, связанные с работой с текстами, цифрами, формулами, таблицами, чертежами, картами, схемами, со звуковыми, световыми сигналами. (Приведите примеры)

«Человек-художественный образ» - тип профессий, связанный с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, образов, творческих представлений. (Приведите примеры)

- А теперь я предлагаю вам разделиться на две команды и самим распределить каточки с предложенными профессиями по 5 типам. (Выполняют, проверяем вместе)

- Молодцы, с заданием справились хорошо. А сейчас поиграем в игру «Ошибочка вышла», но для начала повторим: чем отличаются профессия, специальность и должность. (Можно раздать памятки каждому.)

Профессии УЧАТ в специальных учебных заведениях.

Специальность - УТОЧНЕНИЕ направления профессии.

На должность не учат, а НАЗНАЧАЮТ по результатам работы.

- Сейчас я вам зачитаю высказывания, а вы мне ответите: верно или нет, если нет, то почему. Итак, начнем:

№п/п Задание Ответ

1. Профессия «администратор» - очень интересная, потому что позволяет быть в курсе всего! (Администратор - это не профессия, а должность)

2. Продавец компьютеров относится к типу профессии «человек-техника», потому что продает технику (Нет, он относится к типу «человек-человек», потому что цель его работы - продать товар человеку, товар здесь вторичен)

3. Режиссер относится к типу «человек-художественный образ», потому что в работе его первостепенная задача увидеть образ фильма

(Да, именно так)

4. Когда я вырасту, то получу профессию - военнослужащий (Всё правильно)

5. Инспектор ГИБДД относится к типу профессии «человек-человек», потому что постоянно работает с водителями (Нет, инспектор - это классический случай «человек-знаки», его задача - проверять соблюдение правил (знаки, а человек здесь вторичен)

6. Выучиться на прораба можно в любом строительном институте (Нет, прораб - это должность, а в институте можно только получать профессию «строитель», которая позволит в дальнейшем стать прорабом)

7. Тренер по типу является «человек-человек», потому что он работает с людьми, а спортинвентарь это уже не так важно (Да, все верно)

8. Проработав кондуктором в общественном транспорте, намного проще потом стать водителем (Работа кондуктора не имеет никакого отношения к работе водителя)

9. Ювелир относится к типу «человек-природа», потому что работает с природными камнями и минералами (Нет, ювелир - это «человек-художественный образ, потому что цель его работы заключается в создании образа из камня или металлов)

10. Мама всегда хотела, чтобы я выучился на матроса, потому что профессия матрос связана с путешествиями (Всё правильно)

11. Археолог относится к типу «человек-природа», потому что постоянно работает на природе (Нет, на самом деле он относится к типу «человек-знак», потому что преимущественно работает с книгами, картами, схемами. А копать - это вторично, всего лишь 1/10 его работы, следствие работы со знаками)

12. Мой отец всегда был для меня образцом для подражания, ведь уже к 27 годам он дослужился до агронома (Нет, «агроном» - это профессия, а вот например «главный агроном» - это уже должность)

13. Учитель - очень нужная и важная профессия! (Да.)

14. Быть по профессии акушером - вот моя мечта с детства (Акушер - специальность, профессия врач)

15. Путь от менеджера до врача весьма непрост ( Фраза неверна технически: менеджер и медицина - это разные сферы, не имеющие причинно-следственной связи)

16. От охранника до генерального директора - один шаг! (В плане терминов здесь все верно, но фраза неверна логически, потому что охранник не занимается напрямую деятельностью компании, которую он охраняет, а значит - карьерный рост невозможен)

17. Освоить профессию писателя может не каждый (Нет, писатель - это не профессия, а род деятельности)

Игра взята из проекта «Навигатум»

(Подвести итог по игре)

Далее вашему вниманию предлагается методика Евгения Александровича Климова, отечественного психолога, специалиста в области психологии труда. Прохождение данного теста позволяет определить интересы и склонности к определенной группе профессий. Е. А. Климов условно выделяет пять больших групп профессий в зависимости от предмета труда — «техника», «человек», «природа», «знак», «художественный образ».

Вашему вниманию представлены 20 пар утверждений. Вы должны обязательно в каждой паре выбрать то, что вам ближе, и записать ответы в бланке.

Ответьте на вопрос: «Мне нравится…»

1а. Ухаживать за животными.

1б Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2а. Помогать больным людям, лечить их.

2б. Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин.

3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок.

3б. Следить за состоянием, развитием растений.

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, пластмассу и т. д.).

4б. Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать).

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи.

5б. Обсуждать художественные книги.

6а. Выращивать молодняк животных какой-либо породы.

6б. Тренировать сверстников (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных).

7а. Копировать рисунки, изображения, настраивать музыкальные инструменты.

7б. Управлять каким-либо грузовым, подъёмным, транс портным средством (подъёмным краном, машиной и т. п.).

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные для них сведения в справочном бюро, во время экскурсии и т. д.

8б. Художественно оформлять выставки, витрины, участвовать в подготовке концертов, пьес и т. п.

9а. Ремонтировать изделия, вещи (одежду, технику, жилище.

9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках.

10а. Лечить животных.

10б. Выполнять расчёты, вычисления.

11а. Выводить новые сорта растений.

11б. Конструировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома и т. д.).

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать.

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).

13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности.

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы и аппараты.

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т. п.

15а. Составлять точные описания, отчёты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

15б. Художественно описывать, изображать события наблюдаемые или представляемые.

16а. Делать лабораторные анализы в больнице.

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.

17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий.

17б. Осуществлять монтаж здания или сборку машин, приборов.

18а. Организовывать культ походы людей в театры, музеи, на экскурсии, в туристические путешествия и т. п.

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах.

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду, строить здания.

19б. Заниматься черчением, копировать карты, чертежи.

20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада.

20б. Работать на машинах (пишущая машина, компьютер, телетайп, телефакс).

Запишите свои ответы в таблицу

Группы профессий

Человек — природа Человек — техника Человек — человек Человек — знаковая система Человек — художественный образ

1а 1б 2а 2б 3а

3б 4а 4б 5а 5б

6а 6б 7а

7б 8а 8б

9а 9б

10а 10б

11а 11б 12а 12б 13а

13б 14а 14б 15а 15б

16а 16б 17а

17б 18а 18б

19а 19б

20а 20б

Результаты тестирования

Теперь подсчитайте, сколько вариантов вы отметили в каждом столбике. Там, где оказалось наибольшее количество ответов — ваша профессиональная сфера.

Рассмотрим особенности каждой из сфер и определимся, насколько они близки и Вам.

Профессии сферы «Человек-человек» :

Главное содержание труда сводится к взаимодействию между людьми. Нужно уметь устанавливать и поддерживать деловые контакты с людьми, понимать состояния людей, разбираться в их особенностях, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности. Выделяют несколько подтипов профессий :

1. Профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами: диспетчер, бригадир, менеджер и т. д.

2. Профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, с организацией детских коллективов, профессиональной подготовкой : воспитатель, тренер, репетитор и т. д.

3. Профессии, связанные материально-бытовым и торговым обслуживанием людей: продавец, проводник, стюардесса.

4. Профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами: библиотекарь, художественный руководитель.

5. Профессии, связанные с медицинским обслуживанием: медсестра, врач.

Эти профессии требуют от человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции. Повышенный уровень агрессии недопустим для специалистов этой сферы.

Профессии сферы «Человек-знак» :

Сюда входят профессии, связанные с обработкой информации, сведений, представленных в виде условных знаков, формул, текстов. Вы можете выбрать профессию этой сферы, если вам нравится выполнять письменные работы по разным предметам, вести записи, дневники, коллекционировать разного рода выписки, вырезки, упорядочивать их. Современный человек погружен в мир знаков и знаковых систем: чертежи, схемы, топографические и географические карты, тексты, дорожные знаки и т. д. Профессии сферы «Человек-знак» настолько разнообразны, что среди них также выделяются несколько подтипов:

1. Профессии, труд в которых направлен на создание и оформление документов, делопроизводство, анализ текстов или их преобразование, перекодирование: оператор связи, переводчик, архивист, делопроизводитель и т. п.

2. Профессии, труд в которых направлен на числа, количественные соотношения: кассир, бухгалтер, экономист, программист, математик.

3. Профессии, труд в которых направлен на систематизирование знаков, схематическое изображение объектов: картограф, чертежник-конструктор, топограф.

Чтобы успешно трудиться в профессии «Человек-знак», у Вас должны быть способности к отвлеченному/абстрактно-логическому мышлению (теоретическое обобщение, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости.

Профессии сферы «Человек-искусство/художественный образ» :

Все профессии этой сферы можно разделить на области в соответствии с исторически обособившимися видами художественного отображения действительности:

1. Профессии, связанные с изобразительной деятельностью: реставратор, скульптор, облицовщик, фотограф, резчик по камню.

2. Профессии, связанные с литературно-художественной де6ятельностью: литературный редактор, корреспондент.

3. Профессии, связанные с актерской сценической деятельностью: артист, ведущий концерта и т. д.

4. Музыкальная деятельность: настройщик музыкальных инструментов, концертмейстер, артист-вокалист и т. д.

От человека профессии этой сферы требуется развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность и яркое воображение.

Профессии сферы «Человек-техника» :

Если вам больше нравятся профессии, труд в которых направлен на технические объекты (машины, механизмы, виды энергии, то ваша будущая профессия находится в сфере «Человек-техника». Данная сфера самая многочисленная. В ней находятся тысячи профессий :

1. Профессии, связанные с обработкой, добычей грунтов, горных пород: машинист горных выемочных машин, бульдозера, экскаватора, бурильщик, техник-геолог.

2. Профессии по переработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов: столяр, плотник, оптик, швея, станочник деревообрабатывающих станков.

3. Профессии по производству и обработке металлов: фрезеровщик, шлифовщик, оператор станков с программным управлением, электросварщик, слесарь механосборщик.

4. Профессии по ремонту, наладке, обслуживанию механического оборудования, технологических машин, установок транспортных средств: слесарь-ремонтник, наладчик технологического оборудования, инженер строитель, архитектор.

5. Профессии по сборке, монтажу электрооборудования, приборов, аппаратов: радиомонтажник, кабельщик, электромонтажник.

6. Профессии по ремонту, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов: радиомеханик, регулировщик электроизмерительной аппаратуры, слесарь-электрик, инженер- электрик.

7. Профессии, связанные с применением подъемных транспортных средств, управлением ими: водитель, крановщик, техник водолазного дела и т. д.

Особенность технических объектов состоит в том, что они могут быть точно измерены, точно определены по многим признакам. При их обработке, преобразовании, перемещении требуется от работника точность, определенность действий.

От специалиста сферы человек-техника требуется высокая исполнительская дисциплина, высокий уровень наглядно-образного мышления, пространственных представлений, техническая осведомленность и сообразительность, хорошие двигательные навыки. Сориентироваться в этой сфере профессий вам помогут такие школьные предметы как физика, труд, химия, математика, черчение.

Профессии сферы «Человек-природа» :

Если вам нравится зоология, ботаника, анатомия, химия, если вы любите ухаживать за животными, растениями, наблюдать за ними, то возможно, что свою профессию вы найдете в сфере «человек-природа».

Следует помнить, что мало только любить природу, восхищаться ее красотами, удивляться ее многообразию, важно любить ее как творческую мастерскую, в которой ты собираешься оставлять все силы. Проверить прочность своей любви можно лишь в практическом общении с ней. Сюда относятся такие профессии, как садовод, животновод, эколог, физиолог ( изучает закономерности функционирования всех организмов: человека, животного, растения, ихтиолог (изучает эволюцию рыб и разрабатывает рациональное рыболовство) и т. д.

Особенность биологических объектов состоит в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны, изменяются по своим внутренним законам, растут, развиваются, живут без всяких выходных. Работнику нужно не только держать в уме много разной информации, но и мысленно предвидеть изменения наблюдаемых объектов.

От работника требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач, важны заботливость и дальновидность, выносливость и терпение к недостатку комфорта.

Итак, на данном этапе выбора профессии вы ознакомились с понятием «профессия», пятью группами профессий (по методике Е. А. Климова, определили, в какой сфере профессий лежат ваши интересы и склонности. Но необходимо учесть, что многие профессии трудно отнести к одному из типов. Например, хороший секретарь должен не только быть специалистом в области знаковой информации (работа с документами, но и уметь пользоваться компьютером и офисной техникой, эффективно общаться с людьми. Хороший учитель кроме профессиональных знаний и умения общаться должен обладать артистизмом и т. д.

На этом наше занятие с вами подошло к концу.

Но я хочу посмотреть, с какими эмоциями вы уходите с занятия: выберите смайлик и поставьте его в вазу. Спасибо за работу!

Публикации по теме:

Конспект интегрированного урока «Путешествие в деревню «Сказкино» для учащихся 1–4-х классов с ОВЗ Интегрированный урок учителя-логопеда и педагога-психолога для учащихся 1–4-х классов с ограниченными возможностями здоровья Цель урока:.

Конспект занятия для учащихся 9–11 классов «Коммуникативные способности» Конспект занятия для учащихся 9-11 классаТема «Коммуникативные способности»Цель: совершенствование коммуникативных умений и навыков. Задачи:.

Конспект урока чтения и развития речи «Как белка готовится к зиме» для учащихся 2 класса с недостатками слуха Конспект урока чтения и развития речи Тема: «Как белка готовится к зиме» Г. Скребицкий Цель: продолжить работу над совершенствованием навыка.

Конспект урока труда «Грузовик» для учащихся второго класса коррекционной школыКонспект урока труда «Грузовик» для учащихся второго класса коррекционной школы Цель: Формировать у учащихся представления о грузовом транспорте. Задачи: Образовательные: Учить школьников работать с геометрическими.

Конспект воспитательного часа «Путешествие по Москве» для учащихся 1–5 классов с презентацией Представленный воспитательный час проводился в виде открытого мероприятия для учащихся школы-интерната 4 вида воспитателем Огурцовой И. В.

Конспект урока истории для учащихся учреждения среднего профессионального образования на тему «Куликовская битва» Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Купинский межрайонный аграрный лицей» Методическая.

Конспект урока для учащихся начальной школы «Математическое путешествие на остров Знаний» Математическое путешествие на остров Знаний Цели: • Формирование интеллектуальных умений, связанных с анализом ситуации, сопоставлением.

Конспект беседы для учащихся 1–5 классов в лагере дневного пребывания «Петровский урок»Конспект беседы для учащихся 1–5 классов в лагере дневного пребывания «Петровский урок» ПЕТРОВСКИЙ УРОК Этот урок был проведен в Лагере дневного пребывания среди учащихся 1-5 класса (12 человек). Мои юные художники приятно.

Программа кружка «Творческая мастерская» для учащихся 1–4 классов и 5–8 классов Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 120 ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ: Протокол № ___ Директор МАОУ гимназии №.

Конспект занятия «Правила движения достойны уважения» для учащихся 1–2 классовКонспект занятия «Правила движения достойны уважения» для учащихся 1–2 классов Цель: способствовать формированию безопасного поведения детей на улицах и дорогах. Универсальные учебные действия: личностные: формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока для учащихся 7–9 классов «Дорога к успеху. Мир профессий»
Опубликовано: 7 ноября 2021 в 11:45
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД