Татьяна Щербакова
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Друзья учат Кронтика различать звуки»
▼ Скачать + Заказать документы
Щербакова Татьяна Валерьевна, воспитатель, МБДОУ д/с №6 «Тополек» г. Балаково Саратовской обл.
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе
Тема: «Друзья учат Кронтика различать звуки»
Дидактическая задача: формировать у детей овладения системой звуков (фонем) русского языка.
Основные задачи:
Предметные:
1. Формировать устную речь детей, обогащать словарный запас, развивать коммуникацию.
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе „Друзья учат Кронтика различать звуки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
2. Учить различать звуки.
2. Учить определять количество слогов в слове.
Метопредметные:
1. Формировать УДД: умение записывать буквы по произношению звуков.
2. Закрепить понятия: гласный звук
3. Развивать память, внимательность, мелкую моторику.
4. Воспитывать интерес к самостоятельному чтению.
Мотивация, целеполагание:
Работа с учебником «Кронтик осваивает звуки» И. С. Рукавишников, Т. Г. Раджувейт; страницы 42-45.
Материалы и оборудование: учебник «Кронтик осваивает звуки»; зоркое око, каталог картин, игрушки, Маша, Кронтик,Воли Волкович, корова Мумука, ворона, кот Рыжик, собака Жучка; простой карандаш, счетные палочки, листочки для каждого ребенка в большую клетку, наглядные пособия, музыкальный проигрыватель
Постановка проблемы и её решения:
Научат ли Кронтика друзья различать звуки?
Зоны: 1часть - игровая
2 часть - учебная
3 часть- игровая
Ход занятия:
Звучит мелодия «полет- гусей».
По просьбе воспитателя дети встают у доски полукругом.
Воспитатель:
«Посмотрите все на меня!
Сегодня экскурсоводом работаю я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!
Я улыбнулась вам, вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение.
1 часть.
А вот над чем летят наши сейчас гуси, я предлагаю отгадать ребус.
По первым буквам.
(картинка- очки, зонтик, ель, ракета, осел)
Запишите это слово на листочках.
«озеро»
уда мы отправимся сегодня, узнаем сейчас. Посмотрите на доску. Случился словопад. Слова рассыпались на слоги. Нужно собрать слоги в слова.
И тогда мы узнаем, куда мы сегодня попадем и с кем встретимся.
Ребята складывают слова. (Получается картина в рамке.)
Дети:
Жу-ки, му-хи, у-жи, мы-ши (дети читают слова на картине)
Воспитатель:
У нас с вами получилась картина в рамке. Где же мы можем встретить картины у нас на занятиях?
Дети:
В музейном доме волшебного леса,где находится большая картинная галерея.
Воспитатель:
Значит, мы сейчас отправляемся на страницы нашего учебника в музейный дом волшебного леса, где и встретимся с этими животными сегодня.
Пройдите за столы.
Откройте учебники по закладке на странице 42
Проблема: Научат ли Кронтика друзья различать звуки?
Воспитатель читает текст с. 42-44 (дети следят по тексту)
Гимнастика для глаз. (в середине текста)
Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре - вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Продолжает воспитатель чтение текста.
Динамичная пауза Д/и «Определи место звука в слове»
Я вам читаю слова из текста,со звуком «Ш» ,еще раз. А вы определяете его место в слове
В начале слова – руки над головой в виде домика
В середине слова –руки сложите на грудь
В конце слова – опустите руки на стол
«Шалим, мышь, шепчемся, послушайте, шелестим, шушукаемся.»
Молодцы!
Воспитатель:
Сейчас мы проведем диктант из букв.
Узнаем, как вы мо жете услышав звук, записать в виде буквы. Возьмите листочек и карандаш.
Вот и встретились наши мухи на страницах учебника. (воспитатель открывает картинку на доске с изображением мух).
Какой звук больше всего издавали мухи в своих словах?
Дети:
«З»
Воспитатель:
Напечатайте букву издающую этот звук на листке.
Затем воспитатель открывает карточку на доске -буква «З»
Кто записал так, молодец! Кто допустил ошибку, исправьте,зачеркните и напечатайте рядом.
Воспитатель:
Вот и встретились наши жуки. (открывает картинку с изображением жуков)
Какой звук издавали чаще всего жуки?
Дети:
«Ж»
Воспитатель:
Напечатайте букву издающую этот звук на листке.
(Затем воспитатель открывает карточку на доске -буква «Ж»)
.Кто записал так,молодец! Кто допустил ошибку,исправьте,зачеркните и напечатайте рядом.
Воспитатель:
Вот и встретились наши ужи.. (открывает картинку с изображением ужей).
Какой звук издавали ужи?
Дети:
«С»
Воспитатель:
Напечатайте букву издающую этот звук на листке.
(Затем воспитатель открывает карточку на доске -буква «С»)
.Кто записал так,молодец! Кто допустил ошибку,исправьте,зачеркните и напечатайте рядом.
Воспитатель:
Вот и встретились наши мыши. (на доске вывешивается изображение мышей)
Какой звук издавали чаще всего мыши?
Дети:
«Ш»
Воспитатель:
Напечатайте букву издающую этот звук на листке.
(Затем воспитатель открывает карточку на доске -буква «Ш»)
.Кто записал так,молодец! Кто допустил ошибку,исправьте,зачеркните и напечатайте рядом.
Кто ни разу не допустил ошибку, поднимите руку.
Молодец!
Физкультминутка
. «МАРТЫШКИ»(
(дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении)
Мы - веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!
Работа с учебником
Воспитатель: Работаем на правой странице учебника с. 45, я читаю выделенный текст - задания.
Рассмотрите картину, которая привлекла внимание Жучки и Рыжика. Волли Волкович сразу догадался,чем она им понравилась. А ты догадываешься?
Дети:
Рыжик увидел кота, а Жучка –собаку.
Работа с зорким оком.
Дети показывают кошку и собаку на картине с помощью зоркого ока.
Воспитатель:
А вот,когда все встали полукругом перед Волли Волковичем, ворона восхищенно прокаркала. Эти слова выделены жирным шрифтом.
Сейчас прочитайте их глазами, про себя, не произнося никаких звуков. (Метод чтения глазами).
Прочитайте их еще раз, теперь вслух, но очень тихо, шёпотом. (Метод жужжащего чтения.)
Дети читают слова с жирным шрифтом на с. 45 Воспитатель вызывает 1-3 детей прочитать громко вслух эти слова.
Ребенок:
Кар-ти-на! Кар-со-та!
Воспитатель:
Какое слово ворона сказала правильно? А в каком слове сделала ошибку? Почему?
Дети:
Правильно сказала –картина. Неправильно – карсота. Так как ворона Каркает. Первый слог у неё -Кар.
Воспитатель:
У доски исправляют слово карсота – красота. (дети) (Демонстрационный материал)
Игровая зона
Воспитатель:
Д/и «Определи сколько слогов.»
Дети могут играть на коврике, могут стоя у столов, взяв с собой коробку счетных палочек.
Положите возле себя счетных палочек столько, сколько слогов в слове
«КРАСОТА».
Сколько положил палочек Захар?
Ребенок:
Три.
Воспитатель:
Сколько положила Кира и почему?
Ребенок:
Три. Так как здесь три гласных буквы (А,О,А).
Воспитатель : Совершенно верно. Можно проверить и по другому- на выдохе сколько раз, или сколько раз подбородок дотронется до ладони. (Используем демонстрационный материал)
Молодцы,кто справился без ошибок.
Итог занятия:
Воспитатель:
Ребята, научили ли Кронтика друзья различать звуки?
Дети:
Да
Воспитатель: Сегодня мы вновь попали в картинную галерею. Встретили очень многих героев. Вместе с Кронтиком научились различать звуки. Закрепили умения записывать буквы, определять количество слогов по количеству гласных звуков.
Воспитатель: Вы – молодцы! Всем спасибо.
Задание 6 – (ПРИЛОЖЕНИЕ 5).
– (Раздается телефонный звонок, на экране появляется заставка телефона). Снова кому-то потребовалась наша помощь. (На экране воспроизводится фрагмент мультфильма «Тараканище», часть 1). Ну, а это, как вы догадались, «Тараканище». И чтобы одолеть страшного таракана, нам потребуется смекалка и фантазия. Таракан предлагает сыграть с ним в игру «Доскажи словечко». Если мы ответим на все его вопросы, то поможем животным, которых он так напугал. Поможем? (Педагог зачитывает строчки стихотворений, дети досказывают недостающее слово и называют все встречающиеся в нем звуки. Из отгаданных слов – частей тела – дети складывают воробья).
1. Чтобы прыгать по дорожке,
Не боясь кота-царапки,
Нужны каждой птице очень
Шустро-быстренькие (ЛАПКИ).
2. Чтоб в полете
Перелетчику везло,
Птице нужно непременно
Очень крепкое (КРЫЛО).
3. Чтоб удобно было прыгать
Через речку, через мост,
Или чтоб было красиво,
Нужен каждой птице (ХВОСТ).
4. Если даже не умеют
Птицы говорить слова,
Все равно необходима
Им на теле (ГОЛОВА).
5. Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик, не робей.
Я пернатый (ВОРОБЕЙ).