Папки-передвижки

Развитие мелкой моторики как одно из средств развития речи

Пыреева Ольга
Развитие мелкой моторики как одно из средств развития речи

Хорошо развитая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем шире представления об окружающем мире и богаче опыт коммуникаций ребенка, тем легче высказывать свои мысли, тем шире возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Публикация «Развитие мелкой моторики как одно из средств развития речи» размещена в разделах

Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности, при этом развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности. Ученые, изучающие деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. М. М. Кольцова пришла к заключению, что речевые области формируются под влиянием кинестетических импульсов от пальцев рук, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев является мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Давно известно, что развитие мелкой моторики связано с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые в свою очередь, «отвечают» за формирование многих сложнейших психических функций и учебных навыков.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В. А. Сухомлинский.

Для определения уровня развития речи первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удается изолированное движение пальцев - говорящие дети. Если мышцы пальцев напряжены, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышления будет затруднено. Характерная моторная неловкость отличает детей с тяжелыми нарушениями речи.

В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с ЗРР (Жукова, Филичева, Мастюкова, с моторной алалией (Кузьмина, Рождественская, с дизартрией (Лопатина, Серебрякова, с заиканием (Белякова, Рычкова). Все авторы подтверждают, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и, особенно, для развития речи. Таким образом, роль двигателя развития центральной нервной системы, всех психических процессов и, в частности. речи играют формирование и совершенствование тонкой моторики - кисти и пальцев.

Развитие мелкой моторики как одно из средств развития речи предлагается давно. Влияние мануальных ручных действий на развитие мозга было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты считали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. По мнению известного философа Канта: «Рука - это выдвинувшийся вперед человеческий мозг». Развитие моторики способствует развитию высших корковых функций: памяти, внимания, мышления, оптико - пространственного восприятия, воображения, а также работоспособности, усидчивости и т. д.

Огромную роль в развитии речи ребенка играет сформированность мелкой моторики. Не случайно в старину мудрые люди играли в пальчиковые потешки, а их мудрые дети донесли эти игры до наших дней. Чувствовали полезность таких занятий, хотя понятия не имели о наличии речевой моторной зоны (центр Брока) и соседствующей с ней двигательной зоны, отвечающей за работу кисти руки в коре головного мозга, то есть еще наши предки, совершенствуя мелкую моторику - совершенствовали речь.

К сожалению, хочется отметить, в последние годы отмечается значительное увеличение детей с проблемами в речевом развитии. Это обусловлено множеством факторов, но одним из важных является утрата тесного контакта (телесного, эмоционального, речевого) между мамой и ее малышом. На смену такого необходимого для полноценного развития ребенка взаимодействия с мамой, пришли современные цифровые технологии. Современный темп жизни привел к тому, что молодые родители не уделяют должного внимания развитию своих детей, это, в свою очередь, способствует снижению уровня речевого развития.

Пальчиковая гимнастика и различные пальчиковые игры - прекрасный способ развивающий речь и мелкую моторику одновременно. Кроме того, данные игры способствуют сближению родителей и детей, налаживанию эмоционального контакта, способствующему всестороннему развитию ребенка.

Сейчас в книжных магазинах представлен огромный выбор книг с различными пальчиковыми играми, но игру можно придумать и самим. Любую сказку, историю можно представить в форме пальчиковой игры. Нейропсихологические упражнения в виде небольших сюжетов являются отличным подспорьем в занятиях родителей, педагогов с детьми на уроках и дома. Такая совместная деятельность способствует развитию пространственного мышления и воображения, воспитывает эмоциональную выразительность и быстроту реакции, улучшает память, развивает внимание.

Независимо от доминантной руки ребенка, в игру должны включаться обе руки. Исследователями доказано, что связь руки с мозгом перекрестная: правая рука связана с левым полушарием, левая- с правым. Но надо понимать, что «играть» должна сначала одна рука, затем разучиваем движения второй рукой и только потом объединяем обе руки. Разучивание пальчиковых игр проводится в несколько этапов:

• взрослый представляет игру ребенку;

• взрослый вовлекает в игру руки ребенка;

• взрослый выполняет движения с ребенком одновременно;

• ребенок играет самостоятельно под текст, произносимый взрослым;

• ребенок самостоятельно и проговариваем, и выполняет упражнения.

Взрослый выполняет функцию помощника (при необходимости) и благодарного зрителя.

Пальчиковая гимнастика включает в себя элементы оздоровительной направленности. Кисть (как ушная раковина и стопа) насыщена акупунктурными зонами. В восточной медицине активно практикуют использование акупунктурных практик для улучшения функционального состояния организма в целом и речи в частности. Считается, что:

• массаж большого пальца улучшает функциональную активность головного мозга;

• массаж указательного пальца способствует улучшению состояния желудка;

средний - на кишечник;

• безымянный отвечает за состояние печени и почек;

• массаж мизинца улучшает состояние сердца.

Массаж и самомассаж

Детские неврологи, занимаясь элиминацией последствий родовой травмы, обязательно включают массаж в медикаментозную программу лечения ребенка. «Подлинные чудеса часто свершает массаж ребенка, получившие даже грубые нарушения в процессе родов, снимая венозный застой крови и улучшая кровоснабжение спинного и головного мозга». При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующее воздействие на все системы и органы.

Помимо традиционного массажа кистей и пальцев рук предлагаем использовать один из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной. эмоционально-волевой сфер ребенка - Су-Джок терапию. В исследованиях южнокорейского ученого Пак Чже Ву, разработавшего Су-Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом и т. д.). Поэтому определив нужные точки в системах соответствия, можно развивать и речевую сферу ребенка.

Достоинства Су-Джок терапии:

• высокая эффективность, при правильном применении эффект может наступить уже через несколько минут;

• абсолютная безопасность применения. Эта лечебная система создана не человеком, а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек соответствия приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит вред человеку- оно просто не эффективно.

• универсальность метода. Можно вылечить любую часть тела, орган, сустав.

• доступность;

• простота применения.

На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. Точки на кистях и стопах располагаются в строгом порядке, отражая в уменьшенном виде анатомическое строение тела. При ходьбе, беге, работе руками происходит естественная стимуляция точек соответствия и защита тела от болезней.

Массаж эластичным кольцом

Поскольку все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения различных нарушений является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появления ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день. Если вы знаете, какой из ваших органов болен или ослаблен, то особенно тщательно промассажируйте зоны его соответствия.

Японская методика пальцевого массажа

Японский ученый Намикоши Токухиро считает, что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:

• массаж большого пальца - повышает активность мозга;

• указательного - стимулирует желудок и поджелудочную железу;

среднего - улучшает работу кишечника;

• безымянного - стимулирует печень;

• мизинца - способствует улучшение сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.

Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом :

• работа рук способствует психическому успокоению (вязание на спицах);

• предотвращает развитие утомления в мозговых центрах (китайский обычай перебирать в руках грецкие орехи);

• способствует возникновению успокаивающего эффекта (потирание рук).

Совет взрослым: если дети волнуются при речи и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать их рук или делать замечание - так организм сбрасывает возбуждение.

1. Массаж начинаем с большого пальца и до мизинца. Растирают сначала подущечку пальца, а затем медленно продвигаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками.

2. Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс».

3. Массаж грецкими орехами.

4. Массаж шестигранными карандашами.

5. Массаж «четками». Перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы.

Помните, что очень полезен массаж кончиков пальцев и ногтевых пластин кистей и стоп. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде минисистем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее влияние на весь организм.

Комплексная своевременная помощь детям с отставанием в речевом развитии (ОНР, ЗРР) поможет восполнить дефициты развития и начать обучение в школе с необходимыми базовыми предпосылками получения знаний.

Публикации по теме:

Речевой центр группы и пособие для развития речи и мелкой моторикиРечевой центр группы и пособие для развития речи и мелкой моторики «Лучший речевой центр группы и лучшее пособие для развития речи и мелкой моторики.» В ноябре месяце стартует конкурс на лучший речевой.

Технология «квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возрастаТехнология «квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возраста «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов Значение развития мелкой.

Развитие мелкой моторики и речи с использованием инновационных технологий. Гидрогель-аквагрунт в логопедической работеРазвитие мелкой моторики и речи с использованием инновационных технологий. Гидрогель-аквагрунт в логопедической работе Развитие мелкой моторики и речи с использованием инновационных технологий Введение В соответствии с федеральными государственными образовательными.

Фотоотчёт «Волшебные пальчики как средство развития мелкой моторики рук и речи детей»Фотоотчёт «Волшебные пальчики как средство развития мелкой моторики рук и речи детей» 6 января День пальчиков на маам, вот я и решила вспомнить, что же мы с детьми делали для развития мелкой моторики пальцев рук, и вот что.

Художественная литература — одно из важных средств развития ребёнка (значение, место худ. литературы в системе работы детского сада, задачи, проблемы на современном этапе развития общества) Трудно представить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики как одно из средств развития речи
Опубликовано: 8 декабря 2023 в 14:36
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 февраля. Международный день белого медведя. Передвижка с беседой

День белого медведя отмечается 27 февраля. Этот экологический праздник специально учрежден для того, чтобы привлечь внимание к проблемам сохранения этих уникальных животных. Белый медведь занесен в...

24 февраля. Праздник филимоновской игрушки. Передвижка «Филимоновская игрушка»

Сегодняшний праздник отмечаем в честь старейшего российского художественного промысла. Секреты производства филимоновской игрушки мастера передают из поколения в поколение вот уже 700 лет.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД