МААМ-картинки

«Формирование готовности педагогов к введению ФГОС» (Диагностический этап)

Айнур Аскерова
«Формирование готовности педагогов к введению ФГОС» (Диагностический этап)

Диагностический этап

Цели диагностического этапа :

• определение стартового уровня готовности педагогов к введению ФГОС;

формирование мотивационного компонента готовности педагогов.

Заполнение каждым педагогом карты, чтобы оценить уровень своей готовности, а также составить перечень затруднений.

Диагностическая карта : «Критерии готовности педагога к введению ФГОС»

Публикация «„Формирование готовности педагогов к введению ФГОС“ (Диагностический этап)» размещена в разделах

Диагностический этап необходим для выявления ряда трудностей, препятствующих эффективности процесса введения ФГОС в учреждении, но и является мотивирующим фактором для саморазвития педагогов.

Критерии Самооценка педагога Оценка эксперта

Когнитивный аспект

Понимание роли и значения введения ФГОС в современной школе

Знание основных документов, связанных с введением ФГОС :

Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

Знание особенностей технологии деятельностного подхода в образовании

Понимание роли педагога в процессе введения и реализации ФГОС

Мотивационный аспект

Понимание значения ФГОС для современного образования

Участие в различных направлениях работы по введению и реализации ФГОС

Участие в обсуждении вопросов, связанных с проблемами введения и реализации ФГОС

Самостоятельность в постановке и решении педагогических проблем

Настойчивость в преодолении затруднений

Активность в саморазвитии, стремлении узнать, освоить больше, чем предполагает программа повышения научно-методической компетенции учителя

Личностный аспект

Умение выстраивать субъект-субъектные отношения

Демократический стиль общения с обучающимися

Индивидуальный подход к обучающимся

Толерантность

Технологический аспект

Умение провести отбор учебного материала с точки зрения наличия в нем:

элементов воспитывающего, ценностно-смыслового характера

элементов развивающего характера

проблемы (противоречий)

возможности организовать учебное исследование

вариативности

Умение работать над формированием компонентов учебной деятельности:

целеполагания

контроля и оценки

учебного интереса

содержательной рефлексии

Умение организовать учебное исследование:

организовать проектную деятельность обучающихся

предоставлять обучающимся самостоятельность

использовать разные формы организации деятельности (групповая, парная, индивидуальная)

работать с ошибками учеников

предоставлять обучающимся выбор уровня задания, формы работы, критериев оценки и т. д.

включать обучающихся в учебный диалог (полилог)

Анализ результатов диагностики

Обработка результатов диагностики осуществляется по двум направлением:

· определение готовности педагогов к введению ФГОС на основе их самооценки

(наиболее ярко отражает уровень когнитивной и мотивационной готовности

педагогов);

· сравнительный анализ ответов педагогов и экспертов, выявление адекватности

самооценки педагогов (наиболее ярко отражает уровень развития рефлексивных

навыков педагогов).

По итогам диагностики целесообразно разработать систему выявления уровня готовности

педагогов к введению ФГОС по тому или иному аспекту. Например, соответствие

педагога пяти критериям когнитивного аспекта свидетельствует о высоком уровне

когнитивной готовности педагогов к введению ФГОС, трем – среднем, менее одного –

низком. При этом учитывается уровень адекватности самооценки педагога, который

определяется совпадением отметок учителя и эксперта.

Анкета для педагога

«Готовность к введению ФГОС»

Уважаемые педагоги! Просим вас принять участие в анкетировании по вопросам введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС). Выберите один из предложенных вариантов ответа на вопрос или запишите свой ответ.

1. Считаете ли вы, что введение ФГОС положительно скажется на развитии и

образовательных результатах обучающихся?

а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.

2. Считаете ли вы, что введение ФГОС положительно скажется на материально-

технических, финансовых и иных условиях реализации образовательных программ в

образовательном учреждении?

а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.

3. Как вы считаете, какие положительные изменения произойдут в образовательных

учреждениях с введением ФГОС?

4. Сформулируйте основные отличия ФГОС (стандарт 2-го поколения) от федерального

компонента государственного стандарта общего образования (стандарт 1-го поколения).

5. Перечислите основные требования к рабочим программам учебных предметов (курсов).

6. Как бы вы определили роль участников образовательного процесса при организации

перехода на ФГОС?

7. По вашему мнению, в чем состоит готовность педагогов к введению ФГОС?

8. На ваш взгляд, готовы ли вы к введению ФГОС?

а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.

9. Какие педагогические затруднения, связанные с введением ФГОС, вы испытываете?

10. Какую помощь по преодолению педагогических затруднений вы хотели бы получить?

11. На ваш взгляд, готово ли ваше образовательное учреждение к введению ФГОС?

а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.

Качества личности педагога необходимые для успешной педагогической деятельности

Упражнение «Ковёр идей»

1. деление на группы по названиям цветов.

2. объяснение задания:

Необходимо в течение 5 минут обсудить в группах и записать на цветных листах личностные качества успешности педагога. Затем цветные листы с ответами оформить в виде красивого узорчатого ковра. В конце упражнения будет проведена презентация ваших работ.

Мини - сообщение

Психологами в ходе многочисленных исследований были выделены такие качества личности педагога, которые оказывают существенное влияние на педагогическую деятельность.

Эмоциональность

В состав этого качества входит:

• интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств;

• адекватность эмоционального состояния учителя на деятельность учащихся;

• доброжелательность реакции учителя на возбуждение;

• уверенность в своих педагогических мыслях и действиях, удовлетворенность от результата своего труда.

Выразительность речи

Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя.

Для постановки голоса, владения средствами внешней выразительности необходимо использовать рефлексию своего поведения и специальные упражнения для ораторского искусства, а для обогащения лексики, образности действует правило «ТРИ О» :

• общение – с хорошей литературой, искусством, природой;

• общение – с интересными людьми, любовь, дружба;

• общение – с самим собой – саморазвитие – время печали, творчества, размышлений.

Творческое начало личности

Учитель, как и писатель, должен строить свою «внешнюю» и «внутреннюю» биографию. Вроде бы просто: думать, писать, читать, заучивать, решать, делать самому, экспериментировать ежедневно… Но если это выполнять без творческого подхода, без остроумия души, то не будет ни оригинальных суждений, ни замечательных уроков, ни остроумных шуток. В результате ученикам с учителем неинтересно, быть с ним не хочется. И приговор: «На уроке скучно!» Одностишие: Я и творить, и натворить умею.

Организаторские способности

Необходимы как для обеспечения работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива. «Я горы вмиг с ребятами сверну. Планировать могу, могу и делать».

Чувство юмора

Дети любят разных учителей, но более всего веселых – таких, кто за словом в карман не полезет и из всякого затруднения найдет выход. В. А. Сухомлинский утверждал: «Отсутствие у учителя чувства юмора воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не понимают учителя. Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и это раздражение – то состояние, из которого учитель часто не находит выхода». Значительную часть конфликтов между учениками и учителями можно было бы предотвратить, умей учитель с юмором отнестись в причине противостояния, обратить все в шутку. «Мне юмор в детстве подмешали в молоко».

Настойчивость, дисциплинированность

Два эти качества характеризуют развитие воли учителя. Под настойчивостью мы понимаем способность достигать поставленной цели и доводить принятые решения до конца. Дисциплинированность – это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам. Не менее значимы и факторы, влияющие на успешную работу учителя: это и организация труда, и отношения с администрацией, родителями и учащимися, и возможность проявления и реализации своих профессиональных качеств.

Публикации по теме:

Анкета для воспитателей по ФГОС Предлагаю Вашему внимание анкету по вопросам введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.

Методический совет по введению ФГОС до в деятельность ДОО План проведения 1. Систематизация знаний педагогов основных положений ФГОС ДО (работа с таблицами) 2. Планирование образовательной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Формирование готовности педагогов к введению ФГОС» (Диагностический этап)
Опубликовано: 22 октября 2014 в 19:41
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД