Айнур Аскерова
«Формирование готовности педагогов к введению ФГОС» (Диагностический этап)
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностический этап
Цели диагностического этапа :
• определение стартового уровня готовности педагогов к введению ФГОС;
• формирование мотивационного компонента готовности педагогов.
Заполнение каждым педагогом карты, чтобы оценить уровень своей готовности, а также составить перечень затруднений.
Диагностическая карта : «Критерии готовности педагога к введению ФГОС»
Публикация «„Формирование готовности педагогов к введению ФГОС“ (Диагностический этап)» размещена в разделах
Диагностический этап необходим для выявления ряда трудностей, препятствующих эффективности процесса введения ФГОС в учреждении, но и является мотивирующим фактором для саморазвития педагогов.
Критерии Самооценка педагога Оценка эксперта
Когнитивный аспект
Понимание роли и значения введения ФГОС в современной школе
Знание основных документов, связанных с введением ФГОС :
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Знание особенностей технологии деятельностного подхода в образовании
Понимание роли педагога в процессе введения и реализации ФГОС
Мотивационный аспект
Понимание значения ФГОС для современного образования
Участие в различных направлениях работы по введению и реализации ФГОС
Участие в обсуждении вопросов, связанных с проблемами введения и реализации ФГОС
Самостоятельность в постановке и решении педагогических проблем
Настойчивость в преодолении затруднений
Активность в саморазвитии, стремлении узнать, освоить больше, чем предполагает программа повышения научно-методической компетенции учителя
Личностный аспект
Умение выстраивать субъект-субъектные отношения
Демократический стиль общения с обучающимися
Индивидуальный подход к обучающимся
Толерантность
Технологический аспект
Умение провести отбор учебного материала с точки зрения наличия в нем:
элементов воспитывающего, ценностно-смыслового характера
элементов развивающего характера
проблемы (противоречий)
возможности организовать учебное исследование
вариативности
Умение работать над формированием компонентов учебной деятельности:
целеполагания
контроля и оценки
учебного интереса
содержательной рефлексии
Умение организовать учебное исследование:
организовать проектную деятельность обучающихся
предоставлять обучающимся самостоятельность
использовать разные формы организации деятельности (групповая, парная, индивидуальная)
работать с ошибками учеников
предоставлять обучающимся выбор уровня задания, формы работы, критериев оценки и т. д.
включать обучающихся в учебный диалог (полилог)
Анализ результатов диагностики
Обработка результатов диагностики осуществляется по двум направлением:
· определение готовности педагогов к введению ФГОС на основе их самооценки
(наиболее ярко отражает уровень когнитивной и мотивационной готовности
педагогов);
· сравнительный анализ ответов педагогов и экспертов, выявление адекватности
самооценки педагогов (наиболее ярко отражает уровень развития рефлексивных
навыков педагогов).
По итогам диагностики целесообразно разработать систему выявления уровня готовности
педагогов к введению ФГОС по тому или иному аспекту. Например, соответствие
педагога пяти критериям когнитивного аспекта свидетельствует о высоком уровне
когнитивной готовности педагогов к введению ФГОС, трем – среднем, менее одного –
низком. При этом учитывается уровень адекватности самооценки педагога, который
определяется совпадением отметок учителя и эксперта.
Анкета для педагога
«Готовность к введению ФГОС»
Уважаемые педагоги! Просим вас принять участие в анкетировании по вопросам введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС). Выберите один из предложенных вариантов ответа на вопрос или запишите свой ответ.
1. Считаете ли вы, что введение ФГОС положительно скажется на развитии и
образовательных результатах обучающихся?
а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
2. Считаете ли вы, что введение ФГОС положительно скажется на материально-
технических, финансовых и иных условиях реализации образовательных программ в
образовательном учреждении?
а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
3. Как вы считаете, какие положительные изменения произойдут в образовательных
учреждениях с введением ФГОС?
4. Сформулируйте основные отличия ФГОС (стандарт 2-го поколения) от федерального
компонента государственного стандарта общего образования (стандарт 1-го поколения).
5. Перечислите основные требования к рабочим программам учебных предметов (курсов).
6. Как бы вы определили роль участников образовательного процесса при организации
перехода на ФГОС?
7. По вашему мнению, в чем состоит готовность педагогов к введению ФГОС?
8. На ваш взгляд, готовы ли вы к введению ФГОС?
а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
9. Какие педагогические затруднения, связанные с введением ФГОС, вы испытываете?
10. Какую помощь по преодолению педагогических затруднений вы хотели бы получить?
11. На ваш взгляд, готово ли ваше образовательное учреждение к введению ФГОС?
а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
Качества личности педагога необходимые для успешной педагогической деятельности
Упражнение «Ковёр идей»
1. деление на группы по названиям цветов.
2. объяснение задания:
Необходимо в течение 5 минут обсудить в группах и записать на цветных листах личностные качества успешности педагога. Затем цветные листы с ответами оформить в виде красивого узорчатого ковра. В конце упражнения будет проведена презентация ваших работ.
Мини - сообщение
Психологами в ходе многочисленных исследований были выделены такие качества личности педагога, которые оказывают существенное влияние на педагогическую деятельность.
Эмоциональность
В состав этого качества входит:
• интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств;
• адекватность эмоционального состояния учителя на деятельность учащихся;
• доброжелательность реакции учителя на возбуждение;
• уверенность в своих педагогических мыслях и действиях, удовлетворенность от результата своего труда.
Выразительность речи
Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя.
Для постановки голоса, владения средствами внешней выразительности необходимо использовать рефлексию своего поведения и специальные упражнения для ораторского искусства, а для обогащения лексики, образности действует правило «ТРИ О» :
• общение – с хорошей литературой, искусством, природой;
• общение – с интересными людьми, любовь, дружба;
• общение – с самим собой – саморазвитие – время печали, творчества, размышлений.
Творческое начало личности
Учитель, как и писатель, должен строить свою «внешнюю» и «внутреннюю» биографию. Вроде бы просто: думать, писать, читать, заучивать, решать, делать самому, экспериментировать ежедневно… Но если это выполнять без творческого подхода, без остроумия души, то не будет ни оригинальных суждений, ни замечательных уроков, ни остроумных шуток. В результате ученикам с учителем неинтересно, быть с ним не хочется. И приговор: «На уроке скучно!» Одностишие: Я и творить, и натворить умею.
Организаторские способности
Необходимы как для обеспечения работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива. «Я горы вмиг с ребятами сверну. Планировать могу, могу и делать».
Чувство юмора
Дети любят разных учителей, но более всего веселых – таких, кто за словом в карман не полезет и из всякого затруднения найдет выход. В. А. Сухомлинский утверждал: «Отсутствие у учителя чувства юмора воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не понимают учителя. Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и это раздражение – то состояние, из которого учитель часто не находит выхода». Значительную часть конфликтов между учениками и учителями можно было бы предотвратить, умей учитель с юмором отнестись в причине противостояния, обратить все в шутку. «Мне юмор в детстве подмешали в молоко».
Настойчивость, дисциплинированность
Два эти качества характеризуют развитие воли учителя. Под настойчивостью мы понимаем способность достигать поставленной цели и доводить принятые решения до конца. Дисциплинированность – это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам. Не менее значимы и факторы, влияющие на успешную работу учителя: это и организация труда, и отношения с администрацией, родителями и учащимися, и возможность проявления и реализации своих профессиональных качеств.