Наталья Колтунова
Опыт работы «Формирование основ безопасности у детей младшего и среднего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование основ безопасности у детей
младшего и среднего дошкольного возраста»
Общеизвестно, что детство — это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели. Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное.
Как сберечь здоровье детей?
Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций?
Публикация «Опыт работы „Формирование основ безопасности у детей младшего и среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
Как научить помогать друг другу?
Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за дошкольников.
Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов: «не трогай», «отойди», «нельзя». Дети дошкольного возраста не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема очень актуальна в наше время.
Данная работа ведется через : организованную деятельность детей – занятия, экскурсии; совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребёнка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы; свободно самостоятельную деятельность детей сюжетно – ролевые игры. Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников начинается с создания и обогащения предметно-развивающей среды в группе.
Цель дошкольного образования - воспитание безопасного поведения, понимание элементарных взаимосвязей в окружающей обстановке, особенностей взаимодействия человека с ней.
Мы работаем по программе «Мир открытий» второй год. И сегодня мне хотелось бы обратить ваше внимание на особенности формирования основ безопасности у детей второй младшей группы и средней группы.
Наша работа как воспитателя заключается не только в том, чтобы дать качественные знания детям, но и в том, чтобы сформировать у них навык безопасного поведения, научить их с малых лет жить в гармонии с собой и окружающим миром. И поэтому мы учим дошкольников понимать при каких условиях среда обитания безопасны для здоровья.
Работа с учетом программы «Мир открытий» строится по 4 направлениям:
- Природа и безопасность.
- Безопасность на улице.
- Безопасность в общении.
- Безопасность в помещении.
Остановимся немного на каждом направлении поподробнее «Природа и безопасность».
В младшей группе педагог знакомит дошкольников с элементарными наиболее общими правилами поведения в природе, при этом делая акцент не на ознакомлении с последствиями нарушения правил, а необходимостью их неукоснительного соблюдения.
В средней группе начинается обучение правильному, безопасному выполнению доступных детям действий в природе. Это элементарные трудовые действия по уходу за растениями и животными, по организации наблюдения за ними, грамотные действия в метель, во время гололеда и др.
Организуется знакомство с элементарными правилами безопасного поведения в лесу, у реки, на морском побережье. При этом акцент делается не на изучение потенциальных опасностей, связанных с данными природными сообществами, а на сохранение контакта с взрослыми, строгое соблюдения требования совместного с ними осуществления действий.
Педагог знакомит детей с правилами поведения при встрече с домашними и бездомными животными. Поскольку детям 4-5 лет бывает трудно научиться отличать потенциально опасных животных (ядовитые змеи, пауки, клещи, жалящие насекомые и др., запомнить конкретные правила поведения при встрече с каждым из видов животных, осуществляется ознакомление и помощь в освоении общих правил избегания опасности. Составляет с детьми природоохранные знаки.
Работа с воспитанниками по взаимодействию с насекомыми и животными проводится чаще всего в весенний и летний период года. А в осенний и летний период - это работа с сезонными явлениями.
«Безопасность на улице».
В младшей группе большая роль формирования у детей модели безопасного поведения на улице ложится на плечи родителей. Именно их действия в транспорте, при движении по улице, при переходе дорог оказывают наиболее существенное влияние на формирование у детей культуры безопасности. А вот первичное накопление представлений об устройстве улиц, о транспорте, о необходимости соблюдать элементарные правила, организуется педагогом в ходе бесед, конструирования, рисования, чтения художественной литературы, просмотра мультфильмов, телепередач.
В средней группе продолжается работа по формированию у детей модели безопасного поведения на дороге, следуя принципу «обучение через семью» (беседы с родителями, консультации, родительские собрания). А так же продолжается обогащение представлений детей о безопасном поведении на дороге и применение их в различных видах детской деятельности которые организуются педагогом в ходе бесед, сюжетно-ролевых игр «Водители», «ДПС», «Семья», предварительной работы к ним, в ходе дидактических игр, конструирования, рисования, чтения произведений художественной литературы, наблюдений, экскурсий, просмотра мультфильмов, телепередач.
«Безопасность в общении».
Рассмотрим следующий не менее значимый раздел.
В младшей группе педагог знакомит детей с наиболее общими и понятными им правилами культурного и безопасного взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, учит проявлять эмпатию. Задача педагога и родителей демонстрировать позитивные образцы, решительно пресекать недружелюбное, небезопасное поведение по отношению к другим людям, выявлять и по возможности устранять причины подобных проявлений.
В средней группе педагог знакомит детей с правилами взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, учит проявлять эмпатию, откликаться на проявление дружеских чувств, сдерживать негативные эмоции, избегать конфликтных ситуаций. У ребенка в процессе наблюдений за поведением взрослых формируются первичные представления о том, какое поведение недопустимо со стороны взрослых, что позволено и что запрещено делать детям.
«Безопасность в помещении».
И последний раздел программы - это «Безопасность в помещении» педагог знакомит воспитанников с правилами безопасности, которые необходимо соблюдать в помещении. С учетом возрастных особенностей, акцент делается не на ознакомление с последствиями нарушения правил, а на формирование тактики избегания опасных ситуаций. Этот процесс должен подкрепляться формированием навыков безопасного использования предметов быта, выполнения элементарных трудовых действий.
В средней группе активно формируются навыки безопасного использования предметов быта. Большое значение для обогащения их практического опыта имеет выполнение дошкольниками трудовых поручений дома и в дошкольной образовательной организации. Педагог знакомит воспитанников с правилами безопасности, которые необходимо соблюдать в помещении. Происходит знакомство с работой экстренных служб.
Организуется знакомство с правилами поведения в общественных местах.
Организация работы по формированию у детей основ безопасности отражена в учебно-методическом пособии для педагогов «Детская безопасность» под редакцией В. А. Щипуновой. Проанализировав данную парциальную программу, мы пришли к выводу, что в основном там подобран материал для воспитанников старшего дошкольного возраста, но возможно использовать данный материал и для детей младшего и среднего возраста. Например: «Ездит, плавает, летает», «Правила поведения в личном автомобиле», «Профессия – пожарный», «В чём разница между хорошо и плохо», «Порошки -не кашки, таблетки - не конфетки», «Безопасность при общение с животными», «Правила безопасности на детской площадке», «Как вести себя в лесу?», «А как гулять в жару», «Как не пострадать от насекомых»
этот материал может использоваться в беседах, разыгрывании ситуаций, в которых детям предстоит выбрать правильный безопасный вариант решения проблемы. Так же данные пособия содержат материал по организации продуктивной деятельности с детьми по теме безопасного поведения. В каждом дошкольном учреждении Энгельсского муниципального района выстроена работа по формированию у детей знаний по безопасному поведению на улице, это закреплено в «Плане совместной работы подразделения пропаганды Госавтоинспекции ОГИБДД МУ МВД
России «Энгельсское» и детского сада по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма». В нашей группе это оформление стендов, создание «Уголка безопасности», оснащение дидактическими играми и пособиями, а также создание атрибутов к СРИ «Мы пожарные», Дядя Стёпа Светофор», консультации для родителей. В летний период воспитанники принимали участие в физкультурном празднике «Дорожный патруль», где у воспитанников закреплялись правила дорожного движения. Спасибо за внимание!