Папки-передвижки

Опыт работы «Формирование основ безопасности у детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Наталья Колтунова
Опыт работы «Формирование основ безопасности у детей младшего и среднего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

«Формирование основ безопасности у детей

младшего и среднего дошкольного возраста»

Общеизвестно, что детство — это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели. Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное.

Как сберечь здоровье детей?

Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций?

Публикация «Опыт работы „Формирование основ безопасности у детей младшего и среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Как научить помогать друг другу?

Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за дошкольников.

Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов: «не трогай», «отойди», «нельзя». Дети дошкольного возраста не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема очень актуальна в наше время.

Данная работа ведется через : организованную деятельность детей – занятия, экскурсии; совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребёнка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы; свободно самостоятельную деятельность детей сюжетно – ролевые игры. Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников начинается с создания и обогащения предметно-развивающей среды в группе.

Цель дошкольного образования - воспитание безопасного поведения, понимание элементарных взаимосвязей в окружающей обстановке, особенностей взаимодействия человека с ней.

Мы работаем по программе «Мир открытий» второй год. И сегодня мне хотелось бы обратить ваше внимание на особенности формирования основ безопасности у детей второй младшей группы и средней группы.

Наша работа как воспитателя заключается не только в том, чтобы дать качественные знания детям, но и в том, чтобы сформировать у них навык безопасного поведения, научить их с малых лет жить в гармонии с собой и окружающим миром. И поэтому мы учим дошкольников понимать при каких условиях среда обитания безопасны для здоровья.

Работа с учетом программы «Мир открытий» строится по 4 направлениям:

- Природа и безопасность.

- Безопасность на улице.

- Безопасность в общении.

- Безопасность в помещении.

Остановимся немного на каждом направлении поподробнее «Природа и безопасность».

В младшей группе педагог знакомит дошкольников с элементарными наиболее общими правилами поведения в природе, при этом делая акцент не на ознакомлении с последствиями нарушения правил, а необходимостью их неукоснительного соблюдения.

В средней группе начинается обучение правильному, безопасному выполнению доступных детям действий в природе. Это элементарные трудовые действия по уходу за растениями и животными, по организации наблюдения за ними, грамотные действия в метель, во время гололеда и др.

Организуется знакомство с элементарными правилами безопасного поведения в лесу, у реки, на морском побережье. При этом акцент делается не на изучение потенциальных опасностей, связанных с данными природными сообществами, а на сохранение контакта с взрослыми, строгое соблюдения требования совместного с ними осуществления действий.

Педагог знакомит детей с правилами поведения при встрече с домашними и бездомными животными. Поскольку детям 4-5 лет бывает трудно научиться отличать потенциально опасных животных (ядовитые змеи, пауки, клещи, жалящие насекомые и др., запомнить конкретные правила поведения при встрече с каждым из видов животных, осуществляется ознакомление и помощь в освоении общих правил избегания опасности. Составляет с детьми природоохранные знаки.

Работа с воспитанниками по взаимодействию с насекомыми и животными проводится чаще всего в весенний и летний период года. А в осенний и летний период - это работа с сезонными явлениями.

«Безопасность на улице».

В младшей группе большая роль формирования у детей модели безопасного поведения на улице ложится на плечи родителей. Именно их действия в транспорте, при движении по улице, при переходе дорог оказывают наиболее существенное влияние на формирование у детей культуры безопасности. А вот первичное накопление представлений об устройстве улиц, о транспорте, о необходимости соблюдать элементарные правила, организуется педагогом в ходе бесед, конструирования, рисования, чтения художественной литературы, просмотра мультфильмов, телепередач.

В средней группе продолжается работа по формированию у детей модели безопасного поведения на дороге, следуя принципу «обучение через семью» (беседы с родителями, консультации, родительские собрания). А так же продолжается обогащение представлений детей о безопасном поведении на дороге и применение их в различных видах детской деятельности которые организуются педагогом в ходе бесед, сюжетно-ролевых игр «Водители», «ДПС», «Семья», предварительной работы к ним, в ходе дидактических игр, конструирования, рисования, чтения произведений художественной литературы, наблюдений, экскурсий, просмотра мультфильмов, телепередач.

«Безопасность в общении».

Рассмотрим следующий не менее значимый раздел.

В младшей группе педагог знакомит детей с наиболее общими и понятными им правилами культурного и безопасного взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, учит проявлять эмпатию. Задача педагога и родителей демонстрировать позитивные образцы, решительно пресекать недружелюбное, небезопасное поведение по отношению к другим людям, выявлять и по возможности устранять причины подобных проявлений.

В средней группе педагог знакомит детей с правилами взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, учит проявлять эмпатию, откликаться на проявление дружеских чувств, сдерживать негативные эмоции, избегать конфликтных ситуаций. У ребенка в процессе наблюдений за поведением взрослых формируются первичные представления о том, какое поведение недопустимо со стороны взрослых, что позволено и что запрещено делать детям.

«Безопасность в помещении».

И последний раздел программы - это «Безопасность в помещении» педагог знакомит воспитанников с правилами безопасности, которые необходимо соблюдать в помещении. С учетом возрастных особенностей, акцент делается не на ознакомление с последствиями нарушения правил, а на формирование тактики избегания опасных ситуаций. Этот процесс должен подкрепляться формированием навыков безопасного использования предметов быта, выполнения элементарных трудовых действий.

В средней группе активно формируются навыки безопасного использования предметов быта. Большое значение для обогащения их практического опыта имеет выполнение дошкольниками трудовых поручений дома и в дошкольной образовательной организации. Педагог знакомит воспитанников с правилами безопасности, которые необходимо соблюдать в помещении. Происходит знакомство с работой экстренных служб.

Организуется знакомство с правилами поведения в общественных местах.

Организация работы по формированию у детей основ безопасности отражена в учебно-методическом пособии для педагогов «Детская безопасность» под редакцией В. А. Щипуновой. Проанализировав данную парциальную программу, мы пришли к выводу, что в основном там подобран материал для воспитанников старшего дошкольного возраста, но возможно использовать данный материал и для детей младшего и среднего возраста. Например: «Ездит, плавает, летает», «Правила поведения в личном автомобиле», «Профессия – пожарный», «В чём разница между хорошо и плохо», «Порошки -не кашки, таблетки - не конфетки», «Безопасность при общение с животными», «Правила безопасности на детской площадке», «Как вести себя в лесу?», «А как гулять в жару», «Как не пострадать от насекомых»

этот материал может использоваться в беседах, разыгрывании ситуаций, в которых детям предстоит выбрать правильный безопасный вариант решения проблемы. Так же данные пособия содержат материал по организации продуктивной деятельности с детьми по теме безопасного поведения. В каждом дошкольном учреждении Энгельсского муниципального района выстроена работа по формированию у детей знаний по безопасному поведению на улице, это закреплено в «Плане совместной работы подразделения пропаганды Госавтоинспекции ОГИБДД МУ МВД

России «Энгельсское» и детского сада по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма». В нашей группе это оформление стендов, создание «Уголка безопасности», оснащение дидактическими играми и пособиями, а также создание атрибутов к СРИ «Мы пожарные», Дядя Стёпа Светофор», консультации для родителей. В летний период воспитанники принимали участие в физкультурном празднике «Дорожный патруль», где у воспитанников закреплялись правила дорожного движения. Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Опыт работы «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста»Опыт работы «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста» «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста»Сообщение из опыта работы на педагогическом совете: Моисеева Л. М. В моём случае,.

Формирование у детей с ОВЗ основ противодействия терроризму и экстремизму в рамках недели безопасности. ФотоотчетФормирование у детей с ОВЗ основ противодействия терроризму и экстремизму в рамках недели безопасности. Фотоотчет Доброго времени суток, уважаемые коллеги. В рамках недели безопасности в нашем детском саду прошло мероприятие по формированию у детей основ.

Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности. Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группеФормирование у дошкольников основ пожарной безопасности. Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группе Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группе №2 «Бусинки» Особенно часто дети травмируются и погибают во время пожаров,.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни» В конце апреля состоялось заседание методической мастерской по направлению «Использование инновационных педагогических технологий в физическом.

Опыт работы по теме «Приобщение к народной культуре детей младшего и среднего дошкольного возраста» Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно позволяет приобщать детей к духовной культуре.

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения» Проблема: Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил.

Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша»Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Колокольчик»» городского округа город Шарья Костромской.

Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ»Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ» Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок.

Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание дошкольников признано в нашей стране приоритетным направлением образования. И это не случайно. Ведь именно в дошкольном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Формирование основ безопасности у детей младшего и среднего дошкольного возраста»
Опубликовано: 12 июня 2020 в 20:42
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Формирование основ безопасности у детей младшего и среднего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Колтунова (УИ 725236) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД