МААМ-картинки

Опыт работы «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста» (1 фото)

Людмила Моисеева
Опыт работы «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

«Проблемное обучение в группах младшего

дошкольного возраста»

Сообщение из опыта работы на педагогическом совете: Моисеева Л. М.

Опыт работы «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста»

В моём случае, это вторая младшая группа, с трёх до четырёх лет. Отделение себя от взрослого – характерная черта кризиса трех лет. Взаимоотношения, которые ребенок четвертого года жизни устанавливает с взрослыми и другими детьми, отличаются нестабильностью и зависят от ситуации.

Публикация «Опыт работы „Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

3–4-летние дети усваивают некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами. Идентифицируют себя с представителями своего пола, имеют первоначальные представления о собственной гендерной принадлежности. В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности.

Взрослый для ребенка – носитель определенной общественной функции.

Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры. Дети овладевают способами игровой деятельности – игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Игра ребенка первой половины 4-го года жизни – скорее игра рядом, чем вместе. В играх, возникающих по инициативе детей, отражаются умения, приобретенные в совместным со взрослым играх. Сюжеты игр простые, неразвернутые, содержащие 1-2 роли. Неумение объяснить свои действия партнеру по игре, договориться с ним, приводит к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить. Конфликты чаще всего возникают по поводу игрушек. Постепенно (к 4 годам) ребенок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использует речевые формы вежливого общения.

Проблемно-игровая ситуация характеризует определенное психическое состояние ребёнка, возникающее в процессе выполнения такого игрового задания, которое помогает ребенку осознать противоречие между необходимостью найти решение и за невозможностью осуществления этого с помощью шаблонных действий. Осознание противоречия пробуждает у ребёнка потребность к открытию (и усвоению) новых знаний о предмете, способе или условиях освоения действительности. В силу этих причин проблемно-игровая ситуация активизирует творческую мыслительную деятельность детей, помогая им глубже проникнуть в сущность изучаемых явлений, понять их взаимосвязи.

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

Цель: формирование первичных представлений и положительного отношения к профессии воспитателя, другим профессиям дошкольных работников, детскому саду как ближайшему социуму, создание положительного эмоционального настроя у детей.

Проблемные ситуации:

1) Мальчик плачет, не хочет заходить в садик утром. Мама переживает.

Воспитатель предлагает для себя роль этого мальчика. А детям исполнить роли персонала группы, родителей и воспитанников группы. Действие может разворачиваться по следующему диалогу:

– Здравствуй, мальчик! Как тебя зовут? Давай познакомимся. Меня зовут Саша. А вас? (Дети называют имена своих персонажей)

– Почему ты плачешь? (Не хочу в садик)

– А что тебе не нравится в садике? (Не хочу есть кашу)

– Каша невкусная? (Не знаю)

– Давай вместе попробуем кашу, если не понравится, ты мне скажешь.

– Понравилась? (Да) тогда предлагаю устроить конкурс на самую чистую тарелку, кто съест всё до конца.

2) После завтрака дети самостоятельно играли с игрушками. Мальчик обидел девочку, толкнул и отнял игрушку, девочка плачет (провести воспитателю беседу с мальчиком, подвести его к пониманию мирного разрешения конфликта, попросить прощения, другие дети помогают их примирить).

3) Сегодня в садике объявлен конкурс на лучший уголок группы (рассматривание помещений групповой комнаты: какие есть уголки, что в них можно делать, кто их организовал и т. д.)

4) Приход гостей-воспитателей из других детских садов («обзорная» экскурсия по детскому саду; рассматривание альбома с групповыми фотографиями, вручение гостям памятных подарков)

5) Приход работников СЭС в группу с проверкой (осмотр группы, опрос работников группы об их обязанностях по уборке помещения)

6) У повара заболела помощница. А обед ещё не готов. Надо помочь повару. Подготовка к обеду (составление меню, согласование его с медсестрой, имитация действий по приготовлению обеда, снятие медсестрой пробы с пищи).

Сюжетно-ролевая игра «День рождения»

Цель: формирование умения благодарить как составляющей нравственного развития человека и этикетного поведения.

Проблемные ситуации:

1) У куклы Маши сегодня вечером будет день рождения. Она хочет пригласить друзей к себе домой на праздник. Как это сделать? (Обзвонить всех своих друзей и отпросить их у родителей, написать и разослать приглашения)

2) Приглашённые гости на праздник готовят подарки (художественная продуктивная деятельность по изготовлению подарков, разучивание поздравлений, гости готовят номера для праздничного концерта для именинницы).

3) Нужно приготовить вкусное угощение для друзей и накрыть на стол. (Составление меню, приготовление угощения, оформление праздничного стола, рано подошедшие гости, помогают в этом именинницы).

4) Приход гостей. Все гости собрались, начинается праздник. Один гость забыл принести подарок и сильно расстроился. Как ему поздравить теперь именинницу? (Кукла встречает гостей. Рассаживает их за столом. Забывчивому гостю можно посоветовать сказать приятные, красивые слова об имениннике, исполнить какой-то музыкальный номер. Советы дают все присутствующие на празднике).

5) Завершение праздника. Один из гостей нечаянно разбил чашку, когда пили чай. (Гость извиняется, помогает в уборке).

Сюжетно-ролевая игра «Детская поликлиника»

Цель: формирование первичных представлений о профессии врача, ее социальной значимости и гуманной направленности (помогать больным, восстанавливать здоровье, облегчать страдания, воспитывать культуру поведения в общественных местах.

Проблемные ситуации:

1) Ребёнок уезжал к бабушке в деревню на месяц. Чтобы пойти в садик, ему нужна справка.

– Для поступления в садик нужна справка о состоянии здоровья. Где эту справку можно получить? (В больнице)

– Эта больница для взрослых или для детей? (Для детей)

– Такая больница называется «детская поликлиника». В ней работает один врач или много? (Много)

– А какой врач может дать справку? (Педиатр)

– Больница находится далеко? (Да) Как нам до неё добраться? (На автобусе) На каком номере маршрута поедем или на любом номере?

2) Посадка в автобус. Много ожидающих на остановке. (Организация очереди на посадку)

3) Проверка билетов. В автобусе один пассажир не заплатил за билет. (Выяснение отношений, разъяснительная работа, выписка штрафа)

4) Приехали на остановку «Детская поликлиника». Перед ней большая проезжая часть. Как правильно перейти дорогу? Как обходим автобус? (На разрешающий цвет светофора. Автобус обходим сзади)

5) В очереди на приём к врачу много посетителей. Вновь приходящие занимают очередь. Очередь запуталась. (Выяснений отношений между посетителями, мирное разрешение конфликта)

6) Маленький ребёнок стал капризничать, бегать по коридору больницы и кричать. (Беседа с ребёнком, развлечь его чтением стихотворений);

7) Педиатр не может поставить правильный диагноз. (Прохождение осмотра всех врачей- специалистов, сдача анализов, выдача справки в садик).

Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»

Цель: формирование первичных ценностных представлений о животных как «меньших братьях» человека:

Проблемные ситуации:

1) Надо сделать опрос и записать ребят, кто пойдёт в зоопарк. Нужен руководитель группы. Как его можно выбрать? (можно предложить провести выборы. Детьми изготавливаются жетоны. Каждый из детей подходит к выбранному им ребёнку и отдаёт свой жетончик. Руководитель опрашивает детей. Они громко называют свои имена.)

2) При приобретении билетов кассир выдала лишнюю сумму сдачи. Как поступить: промолчать и уйти, или сказать об этом кассиру и вернуть деньги. (Обсуждение ситуации с детьми, принятие решения).

3) Некоторые посетители стали кормить тех животных, на вольере у которых висит табличка, запрещающая это делать (попросить подойти служащего зоопарка, попросить его рассказать о правилах посещения зоопарка, о штрафах в случае их несоблюдения, о животных – обитателях этого зоопарка).

4) Один мальчик отстал от группы, он загляделся на белого медведя, плавающего в бассейне (можно подойти к радиорубке и сделать объявление для этого мальчика, громко произносить его имя всем детям)

Данная работа осуществляться на протяжении всего времени, пока поддерживается к ней интерес у детей. Это зависит от степени вариативности и проблематичности ситуаций в игре.

ТРИЗ, как универсальный инструментарий используется на всех занятиях

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) - дает возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить, развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения, позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки. Дети учатся отвечать на вопросы: «Как вы думаете?»; «Что было бы, если?», «Что будет, если?», «Чем стает, если?». Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

Например, задача: Игрушки бывают разные: мягкие, пластмассовые, резиновые, деревянные, металлические, что будет с ними если опустить их в воду? Давайте, проверим. Вывод: металлические игрушки утонули, потому что… (дать детям подумать) они тяжелые;

Или – на столе стоят игрушки: Как вы думаете, как они называются? Матрешки, а все ли эти куколки матрешки? Давайте, проверим. Попробуйте открыть, ведь матрешка – это деревянная открывающаяся куколка из двух частей. У тебя не открывается, значит это не …матрешка…это просто деревянная куколка, и у тебя не открывается это тоже что? Не матрешка – это просто куколка, она еще и какая? Металлическая.

Или – на столе трафарет матрешки, краски, но нет кисточек. Как раскрасить сарафан матрешке? (если есть у детей опыт рисования ладошками, то они сразу ответят – ладошками, кулачками, а как еще можно раскрасить, чтобы не запачкать руки? (дать детям подумать, предложить другой вариант.

Также для удовлетворения детского любопытства и любознательности можно использовать технологию опытно-экспериментальной деятельности.

Экспериментальная деятельность

относится к области деткой самодеятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение.

Экспериментирование - это один из ведущих видов деятельности ребенка дошкольного возраста. Ребенок по своей природе - исследователь.

Чего только мы не найдем в его карманах, какие только не услышим от него вопросы. ребенок охвачен жаждой познания и освоения огромного мира. Исследовательская деятельность для ребенка может стать одним из условий развития любознательности, а в итоге интересов ребенка.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и малышами, например - вовремя мыться ребенок может много узнать интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ в воздухе. Что быстрее растворится: - морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт, кусочки мыла?

Цветы лотоса. Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки лотоса - раскрываются.

Разная бумага. Взять: бумагу для рисования, салфетку, картон. Попробуйте смять, скатать шарик, порвать. Что происходит? Бумага для рисования и салфетки легко сминаются, рвутся, скатываются в шарик, а картон – нет. Картон – твердый.

Танцующая фольга. Нарежьте алюминиевую фольгу узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к отрезкам. Полоски начнут «танцевать». Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные заряды.

Эй, пластилин! Понадобиться; пластилин, таз с водой. Что делать; Скатать шарик из пластилина, "положить" его на поверхность воды. Что происходит?

Также из пластилина делаем миску и кладем его округлой стороной на воду и отпускаем. Что произошло?

Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования, должны быть доступны для свободного использования.

Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Для этого экспериментируйте вместе с ребенком!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности». Опыт работы «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» Актуальность Развитие связной речи является.

Опыт работы на тему «Развитие сенсомоторики у детей младшего дошкольного возраста, или Мир в твоих руках»Опыт работы на тему «Развитие сенсомоторики у детей младшего дошкольного возраста, или Мир в твоих руках» Эта тема выбрана мной не случайно. Актуальность темы: Малыш появляется на свет с уже вполне сформировавшимися органами чувств, но ещё.

Опыт работы «Использование мнемотаблиц для развития речи детей младшего и дошкольного возраста» Анализируя результаты реальной ситуации в речевом развитии современных дошкольников, педагоги наблюдают тревожную тенденцию: -Ограниченность.

Опыт работы по развитию связной образной речи детей младшего дошкольного возраста Опыт работы по развитию связной образной речи детей младшего дошкольного возраста Воспитатель: Фомина Н. А. Одним из основных показателей.

Опыт работы «Обучение правилам дорожного движения в условиях детского дошкольного учреждения» В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на.

Опыт работы «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» ВВЕДЕНИЕ Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение.

Опыт работы. Развитие речи младшего дошкольного возраста в игровой деятельности. К конкурсу «Воспитатель года -2018» Информационный лист 1. Воробьева Лариса Витальевна 2.13.08.1994г 3. Высшее. Московский гуманитарный университет им. Шолохова 2008г. 4. Соответствие.

Презентация к докладу: Проблемное обучение — средство развития творческого потенциала ребёнка-дошкольника Раньше считалось, что ум – это заданная от рождения величина. С каким умом родился, с таким и будешь жить, уже ничего не изменишь. Задача.

Проблемное обучение — средство развития творческого потенциала ребёнка-дошкольника Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общего вида № 106 «Лазурный» муниципального образования городской.

Опыт работы «Развитие моторики у детей младшего возраста»Опыт работы «Развитие моторики у детей младшего возраста» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами опытом моей работы по развитию у детей мелкой моторики рук у детей 2-4 лет. Организм ребёнка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 3 февраля 2018 в 15:10
+162Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Моисеева (УИ 33912) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 66.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД