Получи документы

Формирование основ уважительного отношения к труду русских умельцев

Оксана Лямина
Формирование основ уважительного отношения к труду русских умельцев

Цель: Формирование основ уважительного отношения к результатам труда русских умельцев, бережного отношения к предметам культуры.

Задачи:

- формировать первоначальные представления о различных емеслах и рукоделии в традиционной русской культуре (гончарном, кузнечном ремесле, изготовлении и украшении одежды);

- способствовать проявлению интереса к ремеслу и рукоделию русского народа;

- формировать навыки практического применения полученнойинформации в игровой деятельности.

Публикация «Формирование основ уважительного отношения к труду русских умельцев» размещена в разделах

Средства: предметы группового мини-музея: домашняя утварь, посуда (кузовок, туесок, корзина. Деревянные ложки и чашки и миски, чугунок); предметы, которые относятся к кузнечному ремеслу (топоры, ножи, подковы для лошади); русская традиционная одежда; настольно-печатная игра «Ремесла на Руси»; аудиозапись русской народной песни «Во кузнице».

ХОД:

Пальчиковая гимнастика

Ну-ка, братцы за работу

(поочередно разгибать пальцы, начиная с большого).

Покажи свою охоту:

Большаку дрова рубить

Печи все тебе топить,

А тебе воду носить,

А тебе обед варить,

А тебе посуду мыть.

А потом всем песни петь,

Песни петь да плясать (энергично шевелить всеми пальцами,

Наших деток забавлять.

Обратили вы внимание на то, что мы сегодня перенесли экспонаты нашего музея сюда в музыкальный зал. Все экспонаты были собраны с помощью ваших родителей для нашего группового музея. Скажите, пожалуйста, о чем они рассказывают?

Дети: О труде русских людей.

Воспитатель: Правильно, В нашем музее собраны предметы, которые рассказывают о труде гончаров, кузнецов, о рукоделии русских людей. Сегодня мы постараемся вспомнить все, что мы знаем о ремеслах и рукоделиях на Руси.

Подходим к мини – музею. Воспитатель обращает внимание детей на предметы домашней утвари, посуды: кузовок, туесок, деревянные ложки и чашки, глиняные горшки, миски, чугунок.

Воспитатель: А знаете ли вы, кто раньше делал эту посуду и домашнюю утварь?

Дети: Раньше русские люди все делали своими руками.

Воспитатель: Из чего делали кузовки, туеса?

Дети: Из коры (полным ответом).

Из чего плели корзины?

Дети: Из прутьев.

Воспитатель: из чего вырезали ложки, чашки?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Как делали горшки, миски?

Дети: Лепили из глины, обжигая ее на огне в печи.

Воспитатель: Что использовали для того, чтобы посуда из глины получалась аккуратной, красивой?

Дети: Гончарный круг.

Воспитатель: Из чего делали чугунки?

Дети: Из чугуна.

Воспитатель: Много времени раньше уходило на изготовление домашней утвари, посуды. Все делалось тщательно, с любовью. Предметы были не только полезными, но и красивыми, радующими глаз. Мастерство и умение передавалось от поколения к поколению. Появлялись народные умельцы, зарождались промыслы. пользовались в народе умельцы. Про мастера, который никакой работы не боялся, говорили: «Мастер на все руки». А любуясь хорошо выполненной работой, говорили так: «Не то дорого, что красного золота, а то, дорого, что доброго мастерства». Русские люди о народных умельцах сочиняли песни, придумывали игры. Предлагаю поиграть в одну из них.

Проходим на середину зала.

Русская народная игра «Горшки».

Воспитатель: А скажите, о чем рассказала нам эта игра?

Дети: Русские люди продавали на ярмарке предметы, которые они сами изготовили.

Ровным кругом

Друг за другом

Мы идем за шагом шаг,

Стой на месте!

Дружно вместе сделаем вот так!

Физкультминутка.

Затем присаживаемся полукругом около мультимедиа.

Воспитатель: Обратите внимание на следующие экспонаты нашего музея: ножи, подкова.

Воспитатель: О каком ремесле могут рассказать эти предметы?

Дети: О кузнечном ремесле.

Предлагаю послушать песню о труде кузнецов.

Звучит аудиозапись русской песни «Во кузнице».

Воспитатель: А о ком русские люди придумали эту загадку: «НЕ пахарь, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник?»

Дети: О лошади. (Показ слайдов о ней).

Воспитатель: Почему в этой загадке лошадь сравнивается с лучшим работником?

Дети: С ее помощью пахали землю, перевозили дрова, сено.

Воспитатель: Правильно. В давние времена, когда не было машин, грузы перевозили на лошадях. С их помощью пахали землю. Лошадь была необходима каждому человеку. А как за ней ухаживали?

Дети: Кормили овсом, сеном, чистили, купали в реке, расчесывали хвост, гриву.

Воспитатель: Давайте, вспомним народные потешки, в которых рассказывается о любви к лошади, об уходе за ней.

(Дети рассказывают потешки).

Воспитатель: А для чего подковывали лошадь?

Дети: Чтобы у нее не стирались копыта.

Воспитатель: Кто этим занимался?

Дети: Кузнец. (идут слайды про кузнеца).

Воспитатель: При помощи чего кузнец делал подковы для лошадей?

Дети: при помощи печи и мехов.

Воспитатель: Правильно. Он подковывал при помощи горна (большой печи) и мехов для раздувания угольков. Какие изделия из раскаленного металла делали в кузнице?

Дети: Ножи, топоры.

Воспитатель: В кузнице не только подковывали лошадей, но и делали разные изделия из раскаленного металла – ножи, топоры. Какие виды труда русских людей вы знаете?

Дети: Плотник, земледелец, мельник, дровосек, скотник. (Слайды)

Воспитатель: Вот сколько разных промыслов было на Руси!

Все виды труда у людей взаимосвязаны: мельник не мог обойтись без земледельца, плотник – без дровосека, скотник – без кузнеца. Поэтому люди жили дружно, помогали друг другу. Об этом они слагали сказки, сочиняли песни, пословицы.

А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая еще раз напомнит вам о том, какие были ремесла на Руси.

Игра «Ремесла на Руси» :

«раз, два, три, карточки клади!»

Все садятся на свои места.

Воспитатель: Кто шил одежду для русских людей?

Дети: Женщины в семье, мастерицы-рукодельницы.

Воспитатель: За зиму хозяйка должна была наткать столько полотна, чтобы хватило на всю семью до следующей зимы. А почему изготовлением одежды обычно занимались зимой?

Дети: Зимой не было работы в огороде и в поле.

Воспитатель: Правильно, зимними вечерами, когда кончалась работа в поле и в огороде, при свете лучины мастерицы пряли пряжу, ткали полотно. Русские люди к одежде относились очень бережно : хранили ее в сундуках, самые красивые, нарядные вещи передавали друг другу (от матери к дочери, от отца – к сыну). О труде мастериц придумано много песен, загадок, поговорок, игр и хоровод.

-А ну-ка красны девицы,

Да добры молодцы,

Собирайтесь в хоровод,

Пусть услышит нас народ.

Хороводная игра «Кто с нами» (заменяем на «Земелюшка –чернозем»)

Круглый год от зари до зари трудились русские люди. А какие вы знаете пословицы и поговорки про труд?

Дети называют.

А наш мини-музей я предлагаю оставить в музыкальном зале, чтобы его смогли посетить дети других групп.

Городской округ город Выкса

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Детский сад комбинированного вида № 26 «Ласточка»

607062, Нижегородская область, г. Выкса, микрорайон Гоголя, здание16 «а»

Телефон 8 (83177) 32635 E-Mail :lastochka26dou@yandex.ru

Публикации по теме:

Из опыта работы «Формирование отношения ребенка к книгам» «Книги – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению…» Френсис.

КТП образовательной работы по формированию положительного отношения к труду в старшей группе. Неделя «Профессии на стройке» Тема недели: «Профессии на стройке» Сроки реализации темы: февраль, 4-я неделя. Ожидаемые результаты образовательной работы по формированию.

Конспект совместной деятельности во второй младшей группе «Воспитание уважительного отношения к людям разных профессий» Конспект совместной деятельности во второй младшей группе Тема: «Воспитание уважительного отношения к людям разных профессий» Цель: Формировать.

НОД «Воспитание уважительного отношения детей к людям разных профессий» Конспект совместной деятельности в младшей группе «Воспитание уважительного отношения детей к людям разных профессий». Цель: развивать.

Перспективно-тематическое планирование «Воспитание уважительного отношения к труду взрослых» во второй младшей группе Задачи 1. Сформировать у детей младшего дошкольного возраста положительное отношение к труду. 2. Знакомить с трудом взрослых, сформировать.

Приобщение детей дошкольного возраста к труду посредством русских народных сказок, пословиц, песен, игр Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 44 "Колокольчик" «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ТРУДУ.

Статья: «Формирование доброжелательного отношения между дошкольниками» Доброжелательность - это одна из главных черт гармоничных отношений с людьми. Когда люди доброжелательно относятся друг к другу, то поведение.

«Когда загорается красная кнопка?» Воспитание в ребенке уважительного отношения к окружающим людям Методическая рекомендация для родителей «Когда загорается красная кнопка?» Уважаемые родители, сегодня я хотела бы поговорить с вами о.

Воспитание у детей интереса и положительного отношения к труду Важным воспитательным средством в жизни ребёнка, является посильный труд, который удовлетворяет его потребности и интересы. Главной задачей.

Здоровое питание как условие развития у детей основ ценностного отношения к своему здоровью ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ОСНОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ Либер Марина Сергеевна Россия, г. Н. Новгород.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основ уважительного отношения к труду русских умельцев
Опубликовано: 24 октября 2018 в 16:51
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД