МААМ-картинки

«Формирование познавательных действий детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности»

Ирина Трещёва
«Формирование познавательных действий детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Всем добрый день!

Всем здравствуйте, друзья!

Приветствую вас всех сегодня я!

Я – воспитатель, этим я горжусь!

Профессии своей нисколько не стыжусь.

Чем замечательна профессия моя?

А тем, что в мире детства существую я.

В том мире, где царит всегда добро,

Где рядом друг и где всегда тепло,

Где в 40 чувствуешь себя ты лет на 5,

Где хочется смеяться и играть,

Где жизни, как сказка, тайнами полна,

Дорога солнышком всегда озарена.

А как попасть в том мир? – вы спросите меня.

Секретов, не тая, мой путь в мир детства представляю я.

Публикация «„Формирование познавательных действий детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности“» размещена в разделах

Появившись на свет, маленький человек начинает свой длинный путь размером в целую жизнь. С первых минут он выполняет разные действия, чтобы познать мир, в котором живёт. Кто же поможет ему действовать так, что бы открыть всё необычное, понять все непонятное, объяснить всё необъяснимое? Только те, кто живёт его проблемами и заботами. Это мы – взрослые: родители, педагоги, воспитатели. А как помочь ему действовать так, чтобы не разрушить, а создать, не просто пользоваться, а использовать, не только брать, но и отдавать? – спросите вы. Мой ответ прост: «Не преподноси ребёнку истину, а научи его, её находить».

А для этого: посмотрите на мир глазами ребёнка, научитесь не просто смотреть, а видеть, не просто слушать, а слышать. Ведь мир для малыша – это и паучок на ветке, и капелька на травинке, это цветочек аленький, это мама, это дом, это он. Увидев однажды мир глазами своего сына, я так удивилась увиденному, что решила продолжать иди по миру с таким взглядом, что теперь иду с моим воспитанником рука об руку и помогаю ему шагать увереннее, тверже по дороге в страну под названием «Жизнь». И каждый наш с ним шаг проходит по ступенькам «Научи», потом «Давай вместе», а затем «Твори».

Как начать такой сложный путь – путь формирования действий по познанию мира? Я, как педагог современный, знаю, что любое важное дело, надо начинать с изучения нормативно- правовых документов. И поэтому я выстраиваю педагогический путь на основе ФГОС, с учетом его требований, стремлюсь к потому, чтобы мои воспитанники были

• способны к волевым усилиям,

• проявляли любознательность, инициативность;

• умели самостоятельно принимать решения, опираясь на свои знания и умения.

А формирование познавательных действий детей старшего дошкольного в различных видах детской деятельности и стало приоритетным направлением в моей педагогической практике. Любая практика должна опираться на теорию. И здесь важно помнить, что как у любого действия, у действия познавательного есть свои компоненты:

1. Мотивационный. В основе любой деятельности ребёнка лежат потребности, на их основе у него появляется интерес, любознательность, активность.

2. Ребёнок поставил цель и иногда, чтобы её добиться ему приходиться подчинять этой цели своё поведение, управлять им, поэтому следующий компонент – эмоционально – волевой.

3. Любое познание начинается с представления образа, который потом уточняется, дополняется, исправляется ребёнком. Поэтому третий компонент познавательного действия когнитивный.

4. Если ребёнок увидит, поймет, как выполняется действие, то будет искать новые пути его выполнения, проявляя при этом своё творчество и воображение. Поэтому следующий компонент – предметно – практический.

Все компоненты действия тесно связаны друг с другом, интегрированы. Но их можно легко заменить детскими вопросами «Что это?» + «Какое это?» + «Зачем это?» + «Для чего это?» = «Знание», «Опыт» = ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. А развитие познавательной деятельности, а значит и формирование познавательных действий, основная задача реализации ООП с учетом ФГОС. Педагог, это, прежде всего практик, поэтому теоретические знания применяет на практике.

А в практике получается, что познавательная деятельность интегрируется со всеми Образовательными областями ООП: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Художественно – эстетическое развитие» и «Физическое развитие».

Познавательная деятельность проявляется в разных формах : стихийная, специально – организованная воспитателем, а так же совместная деятельность ребёнка с взрослым на основе партнерства. Эти формы находят своё отражение во всех видах детской деятельности. И чтобы действовать вместе с ребёнком по пути познания мира, надо научиться разговаривать на его языке – языке игры. Ведь играя, ребёнок «проживает» и «примеряет на себя» опыт взрослой жизни, уточняет, закрепляет и систематизирует представления о ней. И для того, чтобы ему было интереснее и комфортнее, я создаю необходимые условия, например Центр ролевых игр мальчиков и девочек. Здесь и «Супермаркет желаний» целый день работает, и «Улица Мечты» создаётся, где используя свои дизайнерские способности, ребёнок развивает своё воображение, применяя разные материалы, подготовленного мною Строительного центра – «Города Мастеров». А для отработки самостоятельных действий на дороге и дома можно в моём центре безопасности «Красный, жёлтый, зелёный». Ребёнок всегда хочет поделиться своими мыслями и чувствами, с теми, кто его понимает. У нас в группе есть традиция «Посидим – поговорим». А чтобы общение было интересным, увлекательным и познавательным надо, чтобы мысли и слова твои были понятны собеседнику. А где черпать красивые мысли и слова, интересные факты как не в Центре книг «У кота Читая», где на полках и художественную и научную литературу найти можно.

Открыть внутренний мир, душу ребёнка мне помогает театр. Мои юные актёры с удовольствием принимают участие в праздниках, театральных играх, в хореографической деятельности.

Я и сама очень люблю театр и принимаю активное участие в спектаклях.

Особый вид детской деятельности – исследовательский. Исследуя разные предметы и материалы в групповой лаборатории «Любознайка», ребёнок находиться в активном поиске путей решения проблем. Например, возник интерес к тому, как люди раньше жили, так я в гости сотрудников «Археологического музея», «Краеведческого музея» и музея «ЮЗР» пригласила. А иногда этот поиск ребёнка заканчивается не просто проведением опыта, а превращается в целый проект. И в таких сложных делах у меня есть помощники, соратники и соавторы – родители моих воспитанников. Так с их помощью наши почемучки узнали много нового о домашних любимцах. Сделали страницы «Азбуки наших имён», смоделировали герб и флаг каждой семьи. А сколько декораций и костюмов к разным сказкам изготовили, так сразу и не сосчитаешь.

Но как можно раскрыть тайны мира, если не иметь контакт с самой природой? Каждый день, проходя с малышом по знакомым тропинкам «Матушки Природы», осваивая и изучая её владения на территории детского сада, стараюсь найти для него что-то новое: то родственников нашего дерева, то грибы, то камни, то мхи.

(Слайд 49). Любимое место в этих сказочных владениях - клумба, где хозяйничает Домовёнок Кузя. С его помощью преподношу я ребё нку разные сюрпризы: то учу по цветам время определять, то расскажу, какие цветы рано цветут, а какие свою красоту на потом берегут, какие воду и тень любят, а какие солнышку головки подставляют. (Слайд 50). А про жизнь лесных обитателей расскажу я ему в лесном уголке.

(Слайд 51). Придём мы на огород, там Марфуша ждёт, она мне и про овощи поможет рассказать и зелень показать, узнать, когда рожь колоситься, и как горох в суп приходит.

(Слайд 52). А как устанем, сядем с ними у пруда, расскажу я, что значит стоялая вода, как утки плывут, какие предметы в воде не тонут, а потом беседу начну, что нового узнал, что ещё хочет узнать. Так день и проходит, новый настаёт, и нераскрытая тайна там обязательно ждёт. А каждую раскрытую с помощью наших действий тайну мы с ним в творение превращаем. И результаты такого творчества – это дипломы I-ой степени в конкурсе детских рисунков «Планета детства», «Золотой ларец», грамота за I-ое место в вокальном конкурсе «Звонкий голосок», грамота об участии в интеллектуальной викторине для дошкольников «Росток». Это и победа в конкурсе ДОУ на лучшую зимнюю сказку. Успехи детей, воспитанников, приносят счастье и радость педагогу. Я стала победителем конкурса профессионального мастерства среди педагогов города Курска, приняла участие в семинарах и методических объединениях города с опытом своей работы. По результатам мониторинга, уровень подготовки к школе детей моей группы составляет 65 %. Но главный результат поверьте,

Счастливые, успешные, мои родные дети.

Они, моя любовь, моя отрада,

А большего мне в жизни и не надо.

Их смех, горящие глаза и добрый взгляд,

О многом, вы, поверьте, говорят.

Ну, если на слово не верите, друзья,

В наш детский сад вас приглашаю я.

Публикации по теме:

Стихотворение «Горжусь своей профессией!» Стихотворение написано 10 лет тому назад, в то время, когда я работала воспитателем. Посвящаю его всем людям этой нелёгкой, но очень важной,.

Эссе «Что значит для меня быть воспитателем детского сада» С детства я любила с куклами играть в садик, в школу. Учить их, воспитывать их…Прошло хоть не много времени, но я понимаю - моя мечта сбылась.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Формирование познавательных действий детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности»
Опубликовано: 25 июня 2014 в 11:41
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Формирование познавательных действий детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Трещёва (УИ 119573) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД