Получи документы

Формирование связной речи у детей среднего дошкольного возраста. Фразовый конструктор

Елена Салищева
Формирование связной речи у детей среднего дошкольного возраста. Фразовый конструктор

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №374 г. Челябинска»

Практико-ориентированный семинар

«Формирование связной речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста»

Выступление по теме «Формирование связной речи у детей среднего дошкольного возраста. Фразовый конструктор»

Докладчик: учитель-логопед

Салищева Е. В.

Челябинск 2024

Публикация «Формирование связной речи у детей среднего дошкольного возраста, Фразовый конструктор» размещена в разделах

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребёнок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.

Умение рассказывать помогает ребёнку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.

Цель речевого развития детей дошкольного возраста - формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, с учётом их возрастных особенностей и возможностей.

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Обучение связной речи оказывает влияние на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи.

Для формирования связной речи в логопедии используются различные приемы: использование схем при составлении описательных рассказов, опорных карточек, знакомство со схемами предлогов, с приемами мнемотехники.

Фразовая речь - это особая и сложная форма коммуникативной деятельности. Она включает в себя смыслообразующее звено, многообразие в употреблении различных частей речи, последовательность и взаимосвязь слов в предложении, логико-смысловую организацию высказывания. При этом «единицами» фразовой речи выступают словосочетания, предложения и даже тексты.

В своей работе по развитию связной речи у детей с ТНР,я использую фразовые конструкторы, которые помогают выстраивать предложение – фразу. Принимая во внимание природу дефекта и обусловленную им структуру нарушения, я определила цель работы по использованию ФК - создание таких условий, которые были бы необходимы и достаточны для устранения и предупреждения речевых нарушений.

Ценность этого пособия состоит в том, что дети не только повторяют фразы, произнесенные педагогом или другими детьми, а конструируют предложения сами или по образцу педагога, в прямом смысле этого слова.

Безусловно, такой вид работы появился не на пустом месте. Работу начинала с классическим фразовым тренажером Н. Коняхиной.

Пособие ФК направлено на решение следующих задач:

• Установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;

• Обучение построению однословных, двухсловных и трехсловных предложений;

• Актуализация накопленного пассивного и активного словаря;

Формирование связности и четкости высказывания;

• Развитие зрительного, слухового, кинестетического анализаторов;

• Работа над пониманием сказанного.

Прежде, чем перейти к фразе, обучаем детей соотносить слова с игрушками и изображениями, т. е. дети должны понимать, о чем или о ком будет идти речь. Учим понимать смысл первых глаголов, дифференцировать их. Перед работой с конструктором, развиваем навык использования однословной фразы, т. к. именно она является отправным пунктом к построению предложений

Эти пособия помогут детям научится составлять предложения, пересказывать тексты, составлять сюжетные рассказы с опорой на картинки. Они формируют лексико-грамматические представления. Развивают внимание, память, мышление, воображение, связную речь.

Благодаря использованию «фразового конструктора» :

-занятия по развитию связной речи перестали быть скучными,

-дети вовлечены в деятельность по конструированию фраз и предложений,

-ускорился процесс введение в речь предлогов.

Далее представлены некоторые варианты игр-заданий, которые я использую в своей работе. Игры направлены не только на развитие связной речи, но на развитие всех ее компонентов. На некоторых я хочу остановиться поподробнее.

Фразовый конструктор является основой подготовки над построением текстов и рассказов.

Игра “Назови картинку”.

Цель игры: ознакомление детей с картинками фразового конструктора, расширение словаря. Составление однословных фраз.

Игровые действия:

Педагог показывает детям картинки, задавая к ним вопросы:

- Это кто? (Что)

Дети отвечают, проговаривают слова. Педагог контролирует речь детей, предлагает повторить…

Игра «Определи действие»

Цель игры: составление простого двусоставного предложения. Упражнение в составлении словосочетаний, подбирая действие к сущест вительному. Активизация словаря действий.

Игровой материал: картинки фразового конструктора существительные и действия.

Игровые действия:

Детям предлагаются картинки существительные и действия по любой лексической теме. Детям необходимо подобрать действие к существительному. Педагог выкладывает картинку обозначающую существительное, задает вопросы:

- Это кто? (Что,

- … что делает?

Игра “Кубики”

Цель игры: активировать словарь глаголов и существительных, упражняться в построении фраз.

Игровые действия: В начале игры берем два кубика:

один с пиктограммами;

другой с субъектами действий.

Бросаем оба кубика и составляем фразу “существительное +глагол”, используя слова -названия выпавших картинок. Если выпадают глаголы “есть”, “пить” и т. д., то берем подходящий третий кубик, бросаем и распределяем предложение дополнением (составляем фразу “существительное+глагол+ существительное”)

Игра: “Кино”

Цель игры: активировать словарь глаголов и существительных, упражняться в построении фраз.

Игровые действия: Пособие состоит из листов. В каждом листе есть прорезанные окошечки, где вставлены карточки. Каждая карточка двигается вверх-вниз. Задача детей состоит в том, чтобы они передвигая карточку, выбирали соответствующие картинки и затем глядя на них составляли фразу или предложение.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста Речь является средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Возможность говорить, общаться - это удивительный.

План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники» Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования. Иванова Ирина Сергеевна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование связной речи у детей среднего дошкольного возраста. Фразовый конструктор
Опубликовано: 25 апреля 2024 в 08:38
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД