МААМ-картинки

Формирование связной речи у детей среднего дошкольного возраста. Фразовый конструктор

Елена Салищева
Формирование связной речи у детей среднего дошкольного возраста. Фразовый конструктор
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №374 г. Челябинска»

Практико-ориентированный семинар

«Формирование связной речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста»

Выступление по теме «Формирование связной речи у детей среднего дошкольного возраста. Фразовый конструктор»

Докладчик: учитель-логопед

Салищева Е. В.

Челябинск 2024

Публикация «Формирование связной речи у детей среднего дошкольного возраста, Фразовый конструктор» размещена в разделах

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребёнок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.

Умение рассказывать помогает ребёнку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.

Цель речевого развития детей дошкольного возраста - формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, с учётом их возрастных особенностей и возможностей.

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Обучение связной речи оказывает влияние на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи.

Для формирования связной речи в логопедии используются различные приемы: использование схем при составлении описательных рассказов, опорных карточек, знакомство со схемами предлогов, с приемами мнемотехники.

Фразовая речь - это особая и сложная форма коммуникативной деятельности. Она включает в себя смыслообразующее звено, многообразие в употреблении различных частей речи, последовательность и взаимосвязь слов в предложении, логико-смысловую организацию высказывания. При этом «единицами» фразовой речи выступают словосочетания, предложения и даже тексты.

В своей работе по развитию связной речи у детей с ТНР,я использую фразовые конструкторы, которые помогают выстраивать предложение – фразу. Принимая во внимание природу дефекта и обусловленную им структуру нарушения, я определила цель работы по использованию ФК - создание таких условий, которые были бы необходимы и достаточны для устранения и предупреждения речевых нарушений.

Ценность этого пособия состоит в том, что дети не только повторяют фразы, произнесенные педагогом или другими детьми, а конструируют предложения сами или по образцу педагога, в прямом смысле этого слова.

Безусловно, такой вид работы появился не на пустом месте. Работу начинала с классическим фразовым тренажером Н. Коняхиной.

Пособие ФК направлено на решение следующих задач:

• Установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;

• Обучение построению однословных, двухсловных и трехсловных предложений;

• Актуализация накопленного пассивного и активного словаря;

Формирование связности и четкости высказывания;

• Развитие зрительного, слухового, кинестетического анализаторов;

• Работа над пониманием сказанного.

Прежде, чем перейти к фразе, обучаем детей соотносить слова с игрушками и изображениями, т. е. дети должны понимать, о чем или о ком будет идти речь. Учим понимать смысл первых глаголов, дифференцировать их. Перед работой с конструктором, развиваем навык использования однословной фразы, т. к. именно она является отправным пунктом к построению предложений

Эти пособия помогут детям научится составлять предложения, пересказывать тексты, составлять сюжетные рассказы с опорой на картинки. Они формируют лексико-грамматические представления. Развивают внимание, память, мышление, воображение, связную речь.

Благодаря использованию «фразового конструктора» :

-занятия по развитию связной речи перестали быть скучными,

-дети вовлечены в деятельность по конструированию фраз и предложений,

-ускорился процесс введение в речь предлогов.

Далее представлены некоторые варианты игр-заданий, которые я использую в своей работе. Игры направлены не только на развитие связной речи, но на развитие всех ее компонентов. На некоторых я хочу остановиться поподробнее.

Фразовый конструктор является основой подготовки над построением текстов и рассказов.

Игра “Назови картинку”.

Цель игры: ознакомление детей с картинками фразового конструктора, расширение словаря. Составление однословных фраз.

Игровые действия:

Педагог показывает детям картинки, задавая к ним вопросы:

- Это кто? (Что)

Дети отвечают, проговаривают слова. Педагог контролирует речь детей, предлагает повторить…

Игра «Определи действие»

Цель игры: составление простого двусоставного предложения. Упражнение в составлении словосочетаний, подбирая действие к сущест вительному. Активизация словаря действий.

Игровой материал: картинки фразового конструктора существительные и действия.

Игровые действия:

Детям предлагаются картинки существительные и действия по любой лексической теме. Детям необходимо подобрать действие к существительному. Педагог выкладывает картинку обозначающую существительное, задает вопросы:

- Это кто? (Что,

- … что делает?

Игра “Кубики”

Цель игры: активировать словарь глаголов и существительных, упражняться в построении фраз.

Игровые действия: В начале игры берем два кубика:

один с пиктограммами;

другой с субъектами действий.

Бросаем оба кубика и составляем фразу “существительное +глагол”, используя слова -названия выпавших картинок. Если выпадают глаголы “есть”, “пить” и т. д., то берем подходящий третий кубик, бросаем и распределяем предложение дополнением (составляем фразу “существительное+глагол+ существительное”)

Игра: “Кино”

Цель игры: активировать словарь глаголов и существительных, упражняться в построении фраз.

Игровые действия: Пособие состоит из листов. В каждом листе есть прорезанные окошечки, где вставлены карточки. Каждая карточка двигается вверх-вниз. Задача детей состоит в том, чтобы они передвигая карточку, выбирали соответствующие картинки и затем глядя на них составляли фразу или предложение.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста Речь является средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Возможность говорить, общаться - это удивительный.

План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники» Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования. Иванова Ирина Сергеевна.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Система работы по развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста с использованием мнемотехникиСистема работы по развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста с использованием мнемотехники Авторы работы: Хадыева Айгюль Ражаповна Багмут Светлана Андреевна Система работы по развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование связной речи у детей среднего дошкольного возраста. Фразовый конструктор
Опубликовано: 25 апреля 2024 в 08:38
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование связной речи у детей среднего дошкольного возраста. Фразовый конструктор» (включая файлы) размещена пользователем Елена Салищева (УИ 2770517) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД