Получи документы

Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста

Елена Потапова
Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста

Речь является средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения.

Возможность говорить, общаться - это удивительный дар природы. И с этим даром нужно обращаться не только бережно, но и умело.

Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяет телевидение и компьютер, и эта тенденция постоянно растёт, поэтому развитие речи становится всё более актуальной проблемой, в нашем обществе.

Публикация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Как общаются наши дети? Обиходный словарь, рубленые фразы.

Что же говорить о детях, если часто молодые люди не могут пересказать сюжет фильма, или историю, услышанную от кого - либо. Качество пересказа желает быть лучше. Одно дело пересказать - то есть изложить цепочку событий, а другое дело дар рассказчика, который включает в себя художественно - образное оформление речи.

Уровень речевого развития многих современных дошкольников, как показывает сегодняшняя реальность, не соответствует возрастной норме, и вызывает серьёзные опасения у специалистов, педагогов, и родителей.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, её социальной значимостью, и ролью в формировании личности.

Именно в связной речи - реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.

Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка. Овладение связной диалогической речью составляет важнейшее условие, успешной подготовки детей к обучению в школе.

Связная речь, по мнению С. Л. Рубинштейна – это адекватность речевого оформления мысли говорящего, или пишущего, с точки зрения её понятности для слушателя или читателя.

Доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка.

Для успешного развития связной и диалогической речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, и взгляды.

Развитие связной речи формируется у детей постепенно, по мере их развития мышления, взросления, а так же индивидуальных особенностей. В соответствии с возрастом детей, подбираются театрализованные игры, виды театров, доступные детям и способствующие развитию связной диалогической речи.

К одному из эффективных способов развития связной диалогической речи детей можно отнести пальчиковый театр, пальчиковые игры.

Пальчиковый театр – это набор фигурок различных персонажей одевающихся на пальчики, и уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребёнка, в которой он сможет занять, роль любого героя. Пальчиковые театры очень хороши для театрализованной деятельности, так как, театрализованные игры повышают эмоциональный подъём, жизненный тонус ребёнка, и ребёнок чувствует себя раскованно, свободно.

Сказки на пальчиках являются средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов, укрепляются мышцы, суставы и связки кистей рук. Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает информация, которая способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга, предохраняет отдельные её зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Учитывая тот факт, что активные движения пальцев стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с дошкольниками.

Интерес к пальчиковому театру у детей огромен. Общая миниатюрность его, крошечная сцена, на которой действуют куклы – петрушки, позволяет малышам охватывать взглядом всю игровую площадку. Процесс подготовки кукол для театра пяти пальчиков увлекает детей, и они до «премьеры» охвачены созидательной деятельностью. Куклы в этом портативном театре производят на детей сильное и глубокое впечатление, дети экспансивно сопереживают все события вместе с героями спектакля: они разговаривают с куклами, дают советы, предостерегают одних и гневно обличают других. Даже малообщительные дети не остаются равнодушными. Подготовить декорации и кукол для театра пяти пальчиков – дело хлопотное. Пальчиковый театр можно связать на спицах или крючком, сшить из плотной ткани, сделать из картона, баночек или стаканчиков от йогурта, а так же из простой или цветной бумаги. Зато как близка кукла детям! Надев куклу на руку, воспитатель может подойти с ней к детям, и этот поросёнок или мишка могут поговорить с малышами, немножко пошалить, приласкаться, ободрить и утешить ребёнка, попросить что – либо сделать.

Очень важно ознакомить с методом пальчикового театра родителей дошкольников. Прежде всего, следует порекомендовать, родителям сводить своего ребёнка в настоящий театр на различные детские представления или организовать просмотр детских спектаклей дома.

В процессе применения пальчикового театра важно обращать внимание на формирование правильного дыхания дошкольников. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха, отрицательно влияющие на речевое развитие, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей.

К основным задачам по обучению дошкольников диалогической речи в процессе пальчикового театра относятся.

• обогащение речевого опыта детей различными видами диалогических реплик.

• обучение пониманию разнообразных инициативных обращений (сообщения, вопросы, побуждения) и правильному реагированию на них.

• вступление в речевое общение с использованием простых форм диалога: вопросы ответы.

• развитие умения использовать соответствующие интонации, жесты и мимику.

Совместное творчество помогает развивать фантазию детей, даёт возможность лучше узнать друг друга, развивает чувство взаимопомощи, ответственности за общее дело, помогает сплотить коллектив.

Пальчиковый театр – это прекрасный материал для развития у детей воображения и мышления, речи. В пальчиковый кукольный театр ребёнок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа юный актер проговаривает события и переживания. Он сам придумывает историю, сам озвучивает героев. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, развивается воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления. Надевая игрушки на палец и разыгрывая спектакли, дети чувствуют себя раскованно и свободно.

Подражательные способности детей дошкольного возраста помогают осваивать речевые образцы диалогических реплик: речь окружающих, литературные произведения, различные театрализованные представления, спектакли, беседы после их просмотра. В работе целесообразно использовать игры с диалогическим содержанием, разработанные для обучения детей диалогическим репликам по выполняемым функциям, вступления в диалог по очереди, придерживаясь темы разговора и других правил ведения диалога и речевого этикета.

В процессе обучения диалогическим репликам в пальчиковом театре, взрослый знакомит детей с персонажами. Предлагает подружиться и обыграть различные ситуации, происходящие с ними. Сообщает содержание сценки, распределяет роли, изготавливает вместе с детьми декорации, репетирует. Обращает внимание на чёткость проговаривания реплик с учётом соответствующих интонаций. Сценки можно показывать отдельно или сразу несколько. Во время подготовки к другой сценке для зрителей можно провести различные игры.

При заучивании и инсценировке диалогов существуют сценки - диалоги для пальчикового театра по лексическим темам. Их можно показывать как отдельно, так и включать в структуру занятия. Желание дошкольников участвовать в играх - инсценировках усиливается, если пригласить на спектакли детей младших групп, устроить театральные фестивали. Составленные стихотворные диалоги учат детей умению общаться, вести беседу, отвечать на вопросы, использовать в речи различные интонации, подбирать правильный темп, изменять силу голоса, отрабатывать правильное речевое дыхание.

Вывод: Таким образом, подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребёнка, и пальчиковый театр это волшебный мир, в котором ребёнок радуется, играя, а играя, познаёт окружающий мир.

Публикации по теме:

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детейМногофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

Дидактическое пособие по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста «Театр на липучках»Дидактическое пособие по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста «Театр на липучках» «Театр на липучках» Сказки Владимира Сутеева Дидактическое пособие по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста Цель:.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Консультация для родителей «Пальчиковый театр как средство развития речи»Консультация для родителей «Пальчиковый театр как средство развития речи» На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Ученые М. М. Кольцова, Е. Н. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина подтвердили.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 29 ноября 2023 в 19:05
+140Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 35.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД