Елена Боброва
«Формирование у детей духовных ценностей на примере жития святых»
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА ПРИМЕРЕ ЖИТИЯ СВЯТЫХ
Боброва Е. Л. ,
Воспитатель,
МБДОУ детский сад №72 «Акварель»
В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
Приступая к процессу воспитания, необходимо, прежде всего, спросить себя, какова его цель. Что мы хотим получить в конечном результате? Какого человека вырастить?
Публикация «„Формирование у детей духовных ценностей на примере жития святых“» размещена в разделах
Детский возраст, как учат святые отцы и, в частности, Святитель Иоанн Златоуст, характеризует тяга и любовь к святости, которая с годами под воздействием различных страстей пропадает. А это значит, что если мы упустим в своей практике детский возраст, то впоследствии человек в принципе обречен на унылое существование. Вот почему так важно обращаться вместе с детьми к житиям святых, и воспитывать на их примерах.
Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю российскую культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения основ Православия невозможно понимать смысл и многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком – невозможно любить Россию, не зная того, что находится в генетической памяти народа. Нельзя строить будущего, не зная прошлого.
Современные дети плохо знают имена и истории жизни святых. Вот почему обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждается в образовательных моделях.
Целью педагогической работы является:
• приобщение детей к истокам православной культуры;
• формирование конструктивного отношения к миру, людям и себе.
Для достижения данной цели в работе по духовно-нравственному воспитанию детей были поставлены следующие задачи:
• формировать целостное духовно–нравственное и социально–личностное развитие ребенка на основе приобщения к традициям православной духовной культуры;
• содействовать формированию у детей первоначальных представлений о духовном мире, о житии святых, знакомить с основными религиозными понятиями;
• воспитывать у детей уважительное, милосердное, внимательное отношение к родным, навыки доброжелательного и добродетельного поведения.
За основу работы взята программа «Мир – прекрасное творение» - к. п. н. старшего научного сотрудника лаборатории русской школы КГУ Гладких Любовь Петровны, архимандрита Зиновия (А. А. Корзинкин, Владимира Михайловича Меньшикова. Содержание программы основано на научных теориях о единстве духовного и материального бытия мира и человека и направлено на духовно – нравственное воспитание ребенка.
Главной линией событийно-содержательной работы по формированию духовных ценностей является православный церковный календарь, в соответствии с которым выстраивается воспитание и обучение детей в группе дошкольного учреждения.
При организации непосредственной образовательной деятельности учитываются индивидуальные особенности детей и необходимо помнить, что уровень нравственного и духовного развития у всех разный – это связано с условиями воспитания и образом жизни его семьи.
При всем внимании к возрасту детей, жития святых нельзя упрощать, искажать, сводить их к волшебной сказке.
В связи с тем, что у дошкольников преобладает непроизвольное внимание, а также их восприятие основано преимущественно на эмоциях, использую в работе те события из жизни святых, которые могут быть наиболее интересны детям, и вызовут у них эмоциональную реакцию. Дети с удовольствием слушают рассказы о детстве святых. Так, на примере жития Сергия Радонежского учу детей терпению, старанию, послушанию, любви к родителям (например, когда родители просят остаться его дома и ухаживать за ними в старости вместо того, чтобы жить в монастыре). Можно учить любви к животным, ведь она у святого оказалась сильнее страха, и так появился друг Миша, которому он отдавал последний кусок. Можно учить трудолюбию, ведь даже став игуменом, преподобный оставался таким же, каким был – тихим, кротким, работящим…
Для развития словесно-логического мышления необходимо задавать вопросы на установление логических связей событий поступков. Для этого можно ставить, например такие вопросы : почему человек так поступил? К чему это могло привести?
Важен искренний подход воспитателя к излагаемому материалу. Если он поделится с ребятами тем, что его задело лично, то рассказ только выиграет. Дети чутко реагируют на правду и на ложь. И если ваш энтузиазм будет показным, то результат труда сведется к нулю. Таким образом, процесс формирования духовных ценностей на основе примеров святых становится двусторонним: актуальным как для ребенка, так и для воспитателя. Чем больше сам воспитатель преуспевает в духовной жизни, тем больше в это погружаются и его воспитанники.
В своей работе широко использую наглядность (различные репродукции, иконы); она в значительной степени облегчает процесс духовно-нравственного воспитания. Во время чтения рассказов можно демонстрировать детям содержание, которое трудно донести словесно, например, репродукцию иконы «Введение во храм Пресвятой Богородицы», сцены из жития святых. Это позволяет ребенку, не только представить, но и воочию увидеть изображаемого героя, что содействует формированию у детей первоначальных представлений о духовном мире.
Прогулки, экскурсии и совместная деятельность с детьми были выделены в отдельное направление в работе, определив их как предварительную форму работы. Например, при изучении темы «Празднование Покрова Пресвятой Богородицы» рассказала детям о празднике, о том, что Пресвятая Богородица – Заступница за весь мир, что событие произошло далеко в теплой стране, где когда-то давно жила сама Пресвятая Богородица. Предложила детям послушать стихотворение Виктора Афанасьева «Небесные паломники» и подумать, почему поэт сравнивает журавликов с паломниками. Дети рассказали о том, что Иисус Христос и Пресвятая Богородица жили в теплых странах, куда осенью улетают перелетные птицы. Дети ответили без труда, так как была проведена предварительная работа на прогулке, где наблюдали за изменениями в природе: за осенним нарядом деревьев, за отлетом птиц, слушали рассказ о теплых странах, стихи об осени, собирали разноцветные листья – все это послужило богатым материалом для будущей непосредственной образовательной деятельности и оказало помощь в становлении творческой личности ребенка.
Большинство детей, которые ходят в детский сад, растут в домах, где нет икон, поэтому знакомство дошкольников с искусством иконы просто необходимо, ведь икона говорит не только о виденном, но и о том, что внутри нас, связывая прошлое и настоящее.
При ознакомлении детей с иконой, читаются рассказы о христианских праздниках: Рождестве, Крещении Господнем, Пасхе, о традициях проведения их на Руси. Такая работа содействует знакомству детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа.
Так на примере жития святого Георгия Победоносца, покровителя православных воинов, в чьем имени главное слово – победа, рассказала детям о том, что святой Георгий был мужественным воином. Он заступался за христиан и сам принял много страданий, которые переносил героически с молитвой на устах. Среди героев России был человек, который носил имя святого. Там, где командовал фронтом Георгий Константинович Жуков, армия всегда побеждала фашистов. Недаром его покровителем является святой Георгий Победоносец.
То не гром прогремел в тишине
То не сдвинулись тучи седые
То Георгий на белом коне
Снова встал на защиту России….
Такая работа формирует у детей представление о героизме, развивает эмоционально положительное, действенное отношение к воинам, которое выражается в желании подражать им в ловкости, быстроте, смелости, в стремлении быть похожими на них, воспитывает патриотические чувства к своей Родине.
За время работы над темой «Формирование у детей духовных ценностей на примере жития святых» было проведено несколько тематических развлечений и театрализованных представлений: «День города. Александр Невский – небесный покровитель Старого Оскола», «Покровская ярмарка», «День матери», «Свет Вифлеемской звезды», «Крещение Господне». Эти мероприятия позволяют формировать у детей привычку готовиться и отмечать вместе с родными православные календарные и гражданские праздники, стремиться к пониманию их подлинного жизненного смысла.
Воспитание подрастающего поколения на примере святых угодников Божиих является своеобразной путевой звездой. Они являются для нас образцом любви к человеку и в человеке. Своей жизнью святые показали, к какой духовной красоте призван и способен человек. Кроме того, в житиях мы находим глубоко духовное объяснение важнейшего вопроса – веры во Христа. Закончить хотелось бы цитатой святителя Иоанна Златоуста : «Памятникам святых служат не только могилы, гробницы… столбы и надписи, но и добрые дела, ревность по вере и чистая перед Богом совесть».