МААМ-картинки

Формирование у дошкольников математических представлений: приемы и методы

Ирина Чубарко
Формирование у дошкольников математических представлений: приемы и методы
▼ Скачать + Заказать документы

В соответствии с ФГОС работа в каждой возрастной группе по математическому развитию, состоит из 5 разделов: "Количество и счет", "Величина", "Геометрические фигуры", "Ориентировка в пространстве", "Ориентировка во времени". К детям седьмого года жизни предъявляются более высокие требования не только и не столько в овладении количеством и счетом, величиной, формой, ориентировкой в пространстве и во времени, сколько в использовании математических операций с целью умственного развития и формирования воли, воспитания умения сравнивать, обобщать, выделять признаки предметов и явлений.

Публикация «Формирование у дошкольников математических представлений: приемы и методы» размещена в разделах

Математика - это одна из сфер культуры, взаимодействие с которой способствует органичному вхождению ребенка в современный мир.

Детей приучала быть внимательными, действовать точно в соответствии с указаниями, исправлять ошибки, активно участвовать в работе (выполнять все задания, стремиться отвечать на все вопросы).

При формировании элементарных математических представлений использовала приемы :

1. Демонстрация способа действия в сочетании с объяснением. Это основной прием обучения, он носит наглядно-действенный характер.

2. Инструкция по выполнению самостоятельных заданий детьми. В инструкции сообщала, что, как и в какой последовательности надо делать, чтобы получился необходимый результат.

3. Пояснение, разъяснение, указания. Эти словесные приемы использовала при демонстрации способов действия или в ходе выполнения детьми задания, чтобы предупредить ошибки, преодолеть затруднения у детей и т. д. Они должны быть краткими, конкретными, живыми и образными.

4. Вопросы к детям. С помощью вопросов активизируются: восприятие, память, мышление, речь детей. Составляла вопросы чётко предъявляемым требованиям :

а) Точность, конкретность и лаконизм;

б) Логическая последовательность;

в) Разнообразие формулировок, т. е. об одном и том же следует спрашивать по-разному;

г) Вопросы должны будить мысль ребенка.

Развивать его мышление, заставлять, задумываться, анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать;

д) Количество вопросов должно быть небольшим, но достаточным, чтобы достичь поставленной дидактической цели;

Следует избегать подсказывающих вопросов, умело пользоваться дополнительными вопросами.

5. Словесные отчеты детей. Ставила вопрос, требующий, после выполнения упражнения детьми, рассказать, что и как они делали, и что получилось в итоге.

6. Контроль и оценка. Контроль осуществляла при наблюдении за процессом выполнения детьми заданий, результатами их действий, ответами. Оценке подлежат способы и результаты действий, поведение ребят.

7. Моделирование - наглядно-практический прием, включающий создание моделей.

Использовала модели при формировании временных представлений (модель частей суток, недели, года, календарь); пространственных представлений (например, модели геометрических фигур и т. д.

Также учатся объяснять, рассуждать, доказывать, приучаясь давать развернутые ответы. Выполнив задание, рассказывают, что делали, как делали, что получилось в результате. Я старалась, чтобы, учение доставляло детям радость. Заданиям придавала игровой характер, включала элементы соревнования, возможность выиграть, например: "Кто больше назовет действий?", "Кто быстрее?" и т. п.

Большое оживление в работу вносилось с помощью занимательных задач, "замысловатых" вопросов, загадок, стихотворений, считалок, веселых картинок математической направленности. Такие приемы позволяют разнообразить НОД, снять утомление, а самое главное при этом дети узнают что-то новое, задумываются, учатся сравнивать, обобщать, делать умозаключения. В конце необходимо побуждать детей давать отчет о том, что удалось, что не удалось, кому и над чем надо поработать. Это способствует развитию у детей самоконтроля. Одним словом подвести итог.

Предметно - развивающая среда имеет важные развивающие функции и поэтому очень большое внимание уделяла среде, в которой располагается нормативно-знаковый материал : магнитная доска, цифровые пеналы (с одной стороны цифры, а с другой геометрические фигуры, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, тетради в клетку, счётный материал, материал на усвоение таких понятии как (длина, ширина, рабочие тетради. Также по ФЭМП присутствовали различные дидактические и развивающие игры математической направленности. Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Я наблюдала, что именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности.

Использовала развивающие игры – одну из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. Развивающая игра имеет две цели: одна из них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой существует ребёнок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Развивающие игры создают своеобразный микроклимат для формирования творческих сторон личности, интеллекта, развивают память, внимание, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, умение находить ошибки и недостатки своей деятельности, пространственные представления и воображение, способность предвидеть результаты своих действий.

Использовала в своей работе и дидактические игры, где дети не механически запоминают, а должны осмысливать, как и какие лучше применить полученные ранее знания, самостоятельно ищут пути решения дидактической задачи. У них развивается умение рассуждать, доказывать, доводить начатое до конца, что очень важно для подготовки к школе.

Успешное развитие элементарных математических представлений в подготовительной группе зависит не только от деятельности педагога или детей, а от образовательного процесса в целом. Так как у детей в течение всего дня в разнообразной деятельности формируются элементарные математические представления. Соблюдается интеграция областей по другим дисциплинам. Например: по физической культуре в играх, по речевому развитию при работе по развитию словаря и т. д. Педагог делает очень многое для того, чтобы пополнить развивающую среду по ФЭМП в группе, но этого не всегда достаточно. Хотела бы отметить, что благодаря дружному коллективу на базе детского сада создан педагогический кабинет, где я брала необходимый дидактический материал по ФЭМП, что мне позволило экономить время и заняться другой деятельностью с детьми.

Публикации по теме:

Формирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказкиФормирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказки Математика является мощным фактором интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Одна.

Дидактическая игра на формирование элементарных математических представлений в младшей группе «Матрешки»Дидактическая игра на формирование элементарных математических представлений в младшей группе «Матрешки» Дидактическая игра, на формирование элементарных математических представлений в младшей группе. «Матрешки» Вашему вниманию хочу предложить.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений»Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений» Речевое развитие ребенка показывает уровень развития мышления. Общеизвестно, что память ребенка избирательна. Она вбирает в себя только.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Конспект «Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования»Конспект «Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования» Конспект ООД «Познавательное развитие», подготовительная группа. Формирование элементарных математических представлений с использованием.

Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений»Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений» Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию мой первый ЛЭПбук - «ФЭМП», формирование элементарных математических.

Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников»Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план реализованного мной педагогического проекта на тему "Развитие элементарных математических.

Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников»Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Тема: «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Подготовила: Альфия Нуриева. Цель: -повысить компетентность и успешность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у дошкольников математических представлений: приемы и методы
Опубликовано: 12 апреля 2020 в 15:14
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование у дошкольников математических представлений: приемы и методы» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Чубарко (УИ 304173) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД