Ирина Чубарко
Формирование у дошкольников математических представлений: приемы и методы
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с ФГОС работа в каждой возрастной группе по математическому развитию, состоит из 5 разделов: "Количество и счет", "Величина", "Геометрические фигуры", "Ориентировка в пространстве", "Ориентировка во времени". К детям седьмого года жизни предъявляются более высокие требования не только и не столько в овладении количеством и счетом, величиной, формой, ориентировкой в пространстве и во времени, сколько в использовании математических операций с целью умственного развития и формирования воли, воспитания умения сравнивать, обобщать, выделять признаки предметов и явлений.
Публикация «Формирование у дошкольников математических представлений: приемы и методы» размещена в разделах
Математика - это одна из сфер культуры, взаимодействие с которой способствует органичному вхождению ребенка в современный мир.
Детей приучала быть внимательными, действовать точно в соответствии с указаниями, исправлять ошибки, активно участвовать в работе (выполнять все задания, стремиться отвечать на все вопросы).
При формировании элементарных математических представлений использовала приемы :
1. Демонстрация способа действия в сочетании с объяснением. Это основной прием обучения, он носит наглядно-действенный характер.
2. Инструкция по выполнению самостоятельных заданий детьми. В инструкции сообщала, что, как и в какой последовательности надо делать, чтобы получился необходимый результат.
3. Пояснение, разъяснение, указания. Эти словесные приемы использовала при демонстрации способов действия или в ходе выполнения детьми задания, чтобы предупредить ошибки, преодолеть затруднения у детей и т. д. Они должны быть краткими, конкретными, живыми и образными.
4. Вопросы к детям. С помощью вопросов активизируются: восприятие, память, мышление, речь детей. Составляла вопросы чётко предъявляемым требованиям :
а) Точность, конкретность и лаконизм;
б) Логическая последовательность;
в) Разнообразие формулировок, т. е. об одном и том же следует спрашивать по-разному;
г) Вопросы должны будить мысль ребенка.
Развивать его мышление, заставлять, задумываться, анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать;
д) Количество вопросов должно быть небольшим, но достаточным, чтобы достичь поставленной дидактической цели;
Следует избегать подсказывающих вопросов, умело пользоваться дополнительными вопросами.
5. Словесные отчеты детей. Ставила вопрос, требующий, после выполнения упражнения детьми, рассказать, что и как они делали, и что получилось в итоге.
6. Контроль и оценка. Контроль осуществляла при наблюдении за процессом выполнения детьми заданий, результатами их действий, ответами. Оценке подлежат способы и результаты действий, поведение ребят.
7. Моделирование - наглядно-практический прием, включающий создание моделей.
Использовала модели при формировании временных представлений (модель частей суток, недели, года, календарь); пространственных представлений (например, модели геометрических фигур и т. д.
Также учатся объяснять, рассуждать, доказывать, приучаясь давать развернутые ответы. Выполнив задание, рассказывают, что делали, как делали, что получилось в результате. Я старалась, чтобы, учение доставляло детям радость. Заданиям придавала игровой характер, включала элементы соревнования, возможность выиграть, например: "Кто больше назовет действий?", "Кто быстрее?" и т. п.
Большое оживление в работу вносилось с помощью занимательных задач, "замысловатых" вопросов, загадок, стихотворений, считалок, веселых картинок математической направленности. Такие приемы позволяют разнообразить НОД, снять утомление, а самое главное при этом дети узнают что-то новое, задумываются, учатся сравнивать, обобщать, делать умозаключения. В конце необходимо побуждать детей давать отчет о том, что удалось, что не удалось, кому и над чем надо поработать. Это способствует развитию у детей самоконтроля. Одним словом подвести итог.
Предметно - развивающая среда имеет важные развивающие функции и поэтому очень большое внимание уделяла среде, в которой располагается нормативно-знаковый материал : магнитная доска, цифровые пеналы (с одной стороны цифры, а с другой геометрические фигуры, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, тетради в клетку, счётный материал, материал на усвоение таких понятии как (длина, ширина, рабочие тетради. Также по ФЭМП присутствовали различные дидактические и развивающие игры математической направленности. Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Я наблюдала, что именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности.
Использовала развивающие игры – одну из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. Развивающая игра имеет две цели: одна из них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой существует ребёнок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Развивающие игры создают своеобразный микроклимат для формирования творческих сторон личности, интеллекта, развивают память, внимание, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, умение находить ошибки и недостатки своей деятельности, пространственные представления и воображение, способность предвидеть результаты своих действий.
Использовала в своей работе и дидактические игры, где дети не механически запоминают, а должны осмысливать, как и какие лучше применить полученные ранее знания, самостоятельно ищут пути решения дидактической задачи. У них развивается умение рассуждать, доказывать, доводить начатое до конца, что очень важно для подготовки к школе.
Успешное развитие элементарных математических представлений в подготовительной группе зависит не только от деятельности педагога или детей, а от образовательного процесса в целом. Так как у детей в течение всего дня в разнообразной деятельности формируются элементарные математические представления. Соблюдается интеграция областей по другим дисциплинам. Например: по физической культуре в играх, по речевому развитию при работе по развитию словаря и т. д. Педагог делает очень многое для того, чтобы пополнить развивающую среду по ФЭМП в группе, но этого не всегда достаточно. Хотела бы отметить, что благодаря дружному коллективу на базе детского сада создан педагогический кабинет, где я брала необходимый дидактический материал по ФЭМП, что мне позволило экономить время и заняться другой деятельностью с детьми.