наталья плишкина
Формирование экологической культуры детей средствами музыкально-образного познания природы
▼ Скачать + Заказать документы
«Музыка ближе всего к природе».
Клод Дебюсси (1862-1918)
Экологическое воспитание – сравнительно новое направление дошкольной педагогики. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Научить детей видеть красивое – дело сложное. Я считаю, если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям. Дети очень наблюдательны и чутки к словам, делам и настроению взрослого, они быстро видят положительное и подражают своему наставнику.
Публикация «Формирование экологической культуры детей средствами музыкально-образного познания природы» размещена в разделах
Одним из важных средств воспитания эстетического восприятия окружающего мира является музыка. Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, вести к преобразованию окружающего мира.
В наше время существует угроза в том, что мы не можем достучаться до сердец подрастающего поколения хорошей, классической музыкой, лирической народной песней или веселой прибауткой, потому что по телевидению и радио дети слышат совершенно другое. Поэтому я считаю, что на плечи музыкального руководителя ложится задачи воспитательной, образовательной, просветительской деятельности и среди детей, и среди родителей по проблемам гармоничного воспитания детей.
Актуальность проблемы, ее практическая значимость обусловили мой выбор: «Формирование экологической культуры дошкольников средствами музыкально – образного познания природы».
Выдвинула гипотезу, если дети будут понимать музыкальные
Цель: формировать экологическую культуру детей средствами музыкально – образного познания природы.
Исходя из цели, я поставила задачи:
1. Вводить музыкальные образы на музыкальных занятиях для развития экологической культуры;
2. использовать на занятиях музыкальные образы в разных видах музыкальной деятельности.
Для решения поставленных задач, использую методы исследования:
- наблюдение;
- беседы с детьми;
- тестирование, анкетирование, диагностика.
Изучив опыты педагогов – практиков Н. К. Крупской, Ветлугиной Н. А., Боевой И. Н., Бурениной А. И., Костиной Э. П., я пришла к выводу, что одним из главных средств создания музыкального образа является мелодия, организованная ритмически, обогащенная динамикой, тембром, поддерживаемая сопутствующими голосами. Музыкальные образы создаются при помощи комплекса средств музыкальной выразительности и являются эмоциональным отражением образов реального мира.
Я пришла к выводу, что в процессе систематической работы дети приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее, начинают радоваться ей; они проникаются содержанием произведения, красотой его формы и образов. У детей развивается интерес к музыки, а в дальнейшем и любовь к ней. Через музыкальные образы ребенок познает прекрасное в окружающей действительности, в природе.
Из музыкальных образов они узнают, что кошечка - это мама котят, курочка - мама цыплят, как нельзя обижать своих мам, так и нельзя обижать животных. А если ребята поют "пейте дети молоко - будете здоровы", то, конечно же, с любовью они будут относиться к корове, зная, что она дает молоко. Подрастая, дети начинают понимать, что животные - хорошие, добрые, что они живые, их нельзя обижать, к ним надо относиться бережно. У детей возникает желание защищать животных, помогать им. Появляется любовь к живой природе.
При подборе музыкальных произведений я учитываю возрастные особенности детей. (Приложение1) Слушание музыки является активным внутренним процессом сосредоточения, который дает детям возможность воспринимать и понимать различные виды, жанры музыкального искусства. Музыка вызывает в детях различные чувства и эмоции, радости, ощущение прекрасного.
Например: в старших группах я в течение года знакомлю детей с тремя темами по cлушанию музыки :
Первая тема - "Какие чувства передает музыка?" - посвящена знакомству детей с эмоциональным содержанием музыки, с ее жанрами, характером. Например, в пьесе "Ходит месяц над лугами" С. Прокофьева дети различают спокойное, нежное, неторопливое звучание мелодии, ощущают плавное движение в аккомпанементе, отмечают смену регистров.
В пьесе "Зима" М. Крутицкого ребята воспринимают спокойное, чуть сдержанное звучание мелодии, рисующей картину суровой, снежной зимы; преобладание низкого регистра в мелодии.
Вторая тема - "О чем рассказывает музыка?" Например, в пьесе "Белка" Н. Римского-Корсакова дети воспринимают легкое, изящное звучание пьесы в высоком регистре, узнают ее, высказываются о ее характере и различают образ белки, грызущей орешки. Чтобы детям был более понятен этот образ, я использую отрывок из сказки А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане. " (. ель растет перед дворцом.).
В пьесе "Море" (вступление к опере "Садко") Н. Римского-Корсакова дети воспринимают картину могучего, грозного моря, образ то усиливающихся, то затухающих волн, отмечают смену динамических оттенков. Использую отрывок из сказки А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане", передающий образ моря.
Третья тема - "Как рассказывает музыка?" Дети учатся различать средства музыкальной выразительности. Так, в пьесе "Песня жаворонка" П. И. Чайковского дети различают и сравнивают яркие средства выразительности в соответствии с содержанием пьесы, передающей образ наступающей весны: нежный, светлый характер, высокий регистр; характерное музыкальное заключение - выразительно-изобразительные средства, характеризующие пение жаворонка.
Для эмоционального воздействия (создающего приподнятое, радостное, бодрое настроение, я использую записи различных детских песен известных композиторов, а также музыку современных авторов. А самое главное - включаю гимнастику (ритмопластинку) известного в Санкт-Петербурге педагога А. И. Бурениной, на основе этой методики я создала свой комплекс гимнастики.
Я уверена, что не всякое музыкальное произведение по-своему содержание соответствует важным воспитательным задачам. Музыкальный материал для детей должен быть тщательно подобран. В своей работе я использую музыкальные произведения композиторов Вивальди, Баха, Моцарта, Чайковского, Глинки, Римского-Корсакова. Не одно поколение воспитывалось и выросло на этой музыке, воспевающей красоту природы, красоту человеческой души.
Развитие музыкальных способностей зависит от психолого-педагогических условий и, конечно, от грамотно организованной предметно-пространственной среды. Ни один вид музыкальной деятельности не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметно-пространственной среды. Я считаю, что надо стремиться к тому, чтобы содержание музыкальной развивающей среды ориентировалось на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложнялось по возрастам, носила проблемный характер.
В своей работе для создания музыкального мини – центра в группах младшего и среднего возраста, использую пластиковые прозрачные емкости с разными наполнителями, которые развивают у детей слуховое восприятие и внимание, формируют исполнительские навыки, воспитывают устойчивый интереса к музыкальным произведениям разных жанров. Для создания театрального мини – центра для детей этого же возраста я использую наборы масок животных, сказочных зверей и птиц, которые развивают творчество детей на основе литературных произведений, формируют умение ставить несложные представления, развивать интерес к театрально - игровой деятельности.
Для работы с детьми старшего возраста для создания музыкального мини – центра у детей добавляю также дудочки, свистульки, которые развивают у детей музыкально-сенсорные способности и творческие проявления в музыкальной деятельности; записи CD с музыкой известных композиторов, звуки и шумы природы, которые воспитывают устойчивый интерес к музыкальным произведениям разных жанров. Для создания театрального мини – центра для детей этого же возраста я добавляю костюмы, маски, атрибуты для постановки сказок, наборы масок (сказочных, фантастических персонажей, которые развивают речевое творчество детей на основе литературных произведений, обучают перевоплощению с использованием мимики, пантомимики, голоса, интонации, обучают использованию в речи слов, необходимых для характеристики персонажей.
Занятие по экологическому воспитанию проводилось мною со 2 младшей группе детского сада. (Приложение№) Детям младшего возраста мною была предложена для слушания музыка А. Гречанинова «Котик выздоровел» и «Котик заболел». Дети с охотой передают образ котика: залезают на дерево, спрыгивают, "умываются", приводят в порядок свой красивый хвост и т. д. Этот образ здорового котика детям близок и понятен. А другой образ - образ больного котика, который заболел. Дети передавали этот образ мягкими, плавными движениями, на лице у них была заметна грусть, печаль. Старались в образе точнее передать поведение животного.
На музыкальных занятиях и развлечениях с детьми мы часто отправляемся на «прогулку в лес», где много всяких чудес. Дети выполняют музыкальные этюды, изображая деревья, цветы, животных; слушают и поют песни обо всём, что нас окружает.
Через музыку я учу детей быть милосердными, любить и беречь красоту природы; способствовать тому, чтобы дети были любознательными, умели вести себя в природе, учились слушать музыку дождя, ветра, пения птиц, жужжания пчел, стрекоз, шмелей и т. д.
Современная действительность выдвинула перед обществом задачу формирования экологического мышления не в меньшей степени, чем компьютерного. И дети наши должны знать: общество без природы не проживет, не выживет.
Анализируя свою работу, хочется отметить, что используя различные формы, методы и способы работы на занятиях музыки, дети стали обладать большей экологической воспитанностью. Они любуются природой, хотят иметь домашних животных, ухаживать за ними, гулять, кормить, поить, подкармливать зимой птиц, строить скворечники и т. д. Большинство детей любят заниматься различными видами музыкальной деятельности : слушать музыку, петь песни, водить хороводы. Как результат работы, у детей повысился уровень развития восприятия музыки. (Приложение №)У детей есть свои любимые произведения, которые они легко узнают и знают их названия и авторов.
Заключение.
Из всего вышесказанного следует отметить, что использование музыки приводит к замечательным результатам. Введение классических музыкальных произведений на слушании, пальчиковых игр и сказок, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку, валеологических песенок – распевок, способствует более успешному формированию у детей дошкольного возраста экологического сознания и образного отношения к природе, к растениям и животным.
Музыка раскрывает перед детьми яркие образы, затрагивает детские души, оказывает большое влияние на нравственные и эмоциональные чувства. Чем раньше мы станем вводить ребенка в мир музыки, тем успешнее будут решаться задачи воспитания. В музыкальных произведениях заложен огромный воспитательный потенциал. И поэтому, я считаю, что формирование экологической культуры детей средствами музыкально – образного познания природы – это более успешное и продуктивное воспитание.
Благодарю за внимание!