Анюта Тырышкина
Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанров
▼ Скачать + Заказать документы
Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе.
Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы родителей, логопедов, педагогов, детских дошкольных учреждений по предупреждению речевых нарушений у дошкольников.
Публикация «Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанров» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция июнь 2016
Нарушения звукопроизношения воспринимаются окружающими в первую очередь и вызывают наибольшие беспокойства родителей ребенка. Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи : недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя родной речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.
Причины возникновения речевых нарушений разнообразны. Это и ухудшение экологической обстановки,увеличение числа патологий беременности, увеличение количества родовых травм, ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости.
Особое внимание хочется обратить на социальные причины появления речевых нарушений. Прежде всего, следует отметить, снижение уровня языковой культуры общества в целом. Дети, зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но
и далеко нелитературные выражения. В некоторых случаях оставляет желать лучшего содержание и речевое оформление программ телевидения.
Неправильное речевое окружение и воспитание так же может являться причиной возникновения у детей дефектов речи (по типу искажения). При таком положении вещей маленький ребенок не в состоянии воспринять языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируется неправильное или неточное восприятие речевых звуков. А это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов звукопроизношения. Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его взрослыми.
Большая роль в формировании правильной речи детей принадлежит воспитателям детских дошкольных учреждений. Работа над звуком состоит из трё х основных этапов:
- подготовительного этапа;
- этапа появления звука;
- этапа усвоения и автоматизации звука в речи.
Работу с детьми по формированию правильного звукопроизношения начала
с трехлетнего возраста. По мнению многих специалистов это помогает предотвратить появление многих нарушений речи, а зачастую и выявить у детей данного возраста другие, более сложные речевые патологии, что способствует их ранней коррекции.
В своей работе активно использую малые фольклорные формы. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.
Большое внимание уделяю подготовительному этапу и этапу по постановке звука, которые включают в себя:
• развитие слухового внимания детей;
• развитие мелкой моторики пальцев рук у детей;
• развитие подвижности артикуляционного аппарата;
• уточнение артикуляции и произношения звука или его вызывание по подражанию.
Благодаря хорошо развитому слуховому восприятию ребенок овладевает умением слышать и дифференцировать различные звуки, различать громкость и скорость их произнесения. Использую пособие для логопедов, педагогов и родителей «Развитие фонематического восприятия» автор Ткаченко Т. А. Начала работу с различения не речевых звуков. Игры «Угадай, где звучит?», «Что звучит?», «Новые погремушки» и др. с использованием музыкальных инструментов. Тренируя слуховое восприятие, проводила упражнение «Внимательные ушки», «Отгадай кто пришел» на соотнесенность звукоподражания с определенным объектом. Игрушки прятала за ширму, по звукоподражанию дети отгадывали, кто пришел. Обращала внимание детей на то, что звукоподражания можно произносить с разной громкостью (самолет летит высоко, его едва слышно — ууу; паровоз подошел близко, гудит громко — ууу, в разном темпе (медвежонок бежит быстро — топ-топ-топ, а мама-медведица идет не спеша — топ, топ, топ, с разной высотой голоса (цыплята пищат— пи-пи-пи, курица зовет их к себе — ко-ко-ко). Подобрала и оформила серию игр на развитие речевого слуха детей.
Слуховое восприятие хорошо тренируют логоритмические упражнения. Логоритмика - это система музыкально-двигательных, музыкально-речевых игр и упражнений. У детей развивается чувство темпа и ритма. Занятия логоритмикой весьма благотворно влияют на физическое состояние малыша, помогая ему сформировать правильные двигательные навыки. Упражнения подбираю в соответствии с тематическим планом. Например, к теме «Мебель» проводила подвижную игру «Кроватка» автор Н. В Нищева:
Вот Кирюшкина кроватка, Разводят руки в стороны.
Чтобы спал Кирюшка сладко, Приседают, кладут сложенные ладони под левую щечку.
Чтоб во сне он подрастал, Медленно поднимаются.
Чтоб большим скорее стал. Встают на носочки, тянутся руками вверх.
Совместно с музыкальным руководителем проводим игры «Радуга- дуга», «Мишка». Игры-потешки «Огуречик», «Солнышко», «Дедушка Егор», «Чики, чики, чикалочки».
В последнее время специалисты обратили внимание на то, что логопедическая ритмика очень хорошо «работает» с психоэмоциональным состоянием детей : непоседливых
и легковозбудимых крох она успокаивает, а медлительных и задумчивых, наоборот, подстегивает.
Большое внимание в своей работе уделяю развитию мелкой моторики. Доказано, что речь находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Наряду с пальчиковой гимнастикой, которая включает в себя комплекс отдельных или чередующихся в определенном порядке и темпе поз и движений для пальцев рук, провожу пальчиковые игры, в основе которых лежат русские народные потешки. Они создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи, вырабатывают умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями. При проведении пальчиковых игр происходит автоматизация произношения звуков, развивается выразительность голоса, а также мимика, пластика движения, точность координации как общей, так и мелкой моторики.
Пальчиковые игры подбираю с учетом возраста детей и тематическим планом. Провожу их не менее трех раза в день: во время умывания, после утренней гимнастики, перед обедом, во время НОД, в тесном сотрудничестве с музыкальным руководителем и инструктором по ФИЗО. Оформила и использую в работе картотеку пальчиковых игр. Игры эти очень эмоциональные, их можно проводить как в детском саду, так и дома.
Для развития мелкой моторики детей изготовила игры на откручивание и закручивание крышек, совместно с родителями оформили пособия на пристегивание, шнурование. Каждое пособие разработано по конкретной теме: «Овощи» (рис. 1,
Рис. 1. Дидактическое пособие «Овощная грядка»
«Фрукты», «Семья», «Транспорт», «Новый год», «Насекомые» (рис. 2).
Рис. 2. Дидактическое пособие «Насекомые»
Кроме задач по развитию мелкой моторики, так же способствуют речевому, познавательному развитию, закреплению сенсорных представлений (цвет, форма, размер). Любят дети играть
с «Веселым паровозиком» (рис. 3).
Рис. 3 «Веселый паровозик»
Каждый вагон представляет отдельную дидактическую игру, направленную на решение ряда развивающих задач.
активно использую игры с прищепками, шарики Су –Джок, задания на сортировку круп (отделить белую фасоль от красной и др., рамки – вкладыши, сборные игрушки (матрешки, пирамидки, домики, машинки, крупную мозаику, конструктор «Lego». Лепка,
рисование, изготовление поделок из природного материала так же очень положительно влияют на развитие пальцев рук. В группе оформлены «Центр моторного и конструктивного развития», «Центр художественного творчества».
Уточнение положения органов артикуляции при произнесении отдельных звуков представляется невозможным без предварительной работы по развитию артикуляционной моторики у детей. Упражнения разучиваем постепенно, обращаю внимание на правильность выполнения каждым ребенком. Только когда вижу, что все дети освоили очередное упражнение, приступаем к следующему. В настоящее время дети хорошо освоили упражнения «Улыбка», «Хоботок», «Лопата», «Орешек», «Сладкий мед». Красивые, яркие иллюстрации Н. В. Нищевой помогают в работе. Совместно с родителями изготовили «Театр Веселого язычка». Чтобы достичь положительного результата, упражнения на развитие артикуляционной моторики провожу не менее трех раз в день.
Для стимуляции речевой деятельности и речевого общения детей, в состав предметно-развивающей среды группы входит центр «Красивой речи». В его оборудование входят альбомы с артикуляционными упражнениями и соответствующим занимательным картинным материалом, а также «Театр Веселого язычка», пальчиковый театр, альбомы со сказками для артикуляционной гимнастики, альбомы с чистоговорками, мнемодорожки со скороговорками, иллюстрации по потешкам, альбомы на звуки. Так же в центре находятся игрушки на развитие физиологического дыхания, материал на поддувание.
Следующий этап: закрепление и автоматизация звуков.
Для автоматизации изолированного звука оформила :
- картотеку картинок символов (по Фамичевой,
- картотеку чистоговорок, насыщенных соответствующим звуком :
А-а-а –шире ротик детвора.
А-а-а – у меня болит нога.
Использую различные игры на звукоподражание (“Кто как кричит?”, “Что звучит?”, “Чей домик?”). Предлагала детям пожужжать, “как пчела”, погудеть “как паровоз”, пощелкать языком “как кучер”. При звукоподражании шуму ветра, рокоту самолета, карканью вороны, жужжанию жука и д. р. у детей отмечаетсявысокая активность.
Оформила картотеку иллюстраций к потешекам включающим в себя звукоподражания : «Ай, дуду», «Наши уточки с утра» и др.
Для автоматизации звука в словах и предложениях использую прием хорового произношение стихов, потешек, рифмованных строк, насыщенных определенным звуком, отгадывание загадок, повторение чистоговорок.
Для совершенствования дикции использую заучивание скороговорок. Скороговорки – еще один уникальный жанр устного народного творчества. Короткие рифмованные фразы, построенные на сочетании звуков, трудных для произношения, - замечательный материал для развития четкой и грамотной речи. Их можно проговаривать с различными интонациями, высотой и силой голоса, с изменением темпа речи.
Скороговорки помогают тренировать артикуляционный аппарат, способствуют выработке четкой дикции, развивают речевой слух, обогащают словарный запас. При работе со скороговоркой ребенку нужно не только понять ее, но и запомнить. С этой целью использую мнемотехнику. Содержание скороговорки «записывается» с помощью элементарных схематических изображений предметов и действий (пиктограмм). Для детей младшего дошкольного возраста подбираю цветные изображения. В старшем возрасте рекомендуется использовать изображения в одном цвете.
Работа с «зашифрованными» скороговорками делает обучение интересным
и увлекательным, позволяет добиться многократного проговаривания отрабатываемых звуков, слов, фраз, что ускоряет процесс автоматизации поставленных звуков.
Работа по автоматизации звуков проводится как во время непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах, играх, на прогулках,
в индивидуальной работе с детьми.
Совокупность речевых задач решаю с помощью народных игр:
- подвижные («У медведя во бору», «Гуси-гуси», «Лохматый пес» и др.,)
- хороводные («Заинька походи, серенький походи», «Зайка серый умывается», «Баба сеяла горох» и др).
Содержащийся в них фольклорный материал помогает детям проявить как речевую, так и двигательную активность. Использование изготовленных атрибутов способствуют повышению интереса и активности детей к игровой деятельности.
Использую малые формы фольклора в театрализованной деятельности: чтение потешек с использованием наглядного материала (игрушек,предметов, картинок); пересказ известной детям сказки; игра - драматизация или кукольный театр; народные игры; загадывание загадок, где у детей закрепляется умение рассказывать, активизируется словарь, вырабатывается выразительность и четкость речи. В группе оформлен центр «Маленькие музыканты. Театр». В его оснащение входят: магнитофон и аудио запись музыкальных произведений, сказок по программе, детские музыкальные инструменты и пищащие игрушки, атрибуты для музыкальных и театрализованных игр, предметные картинки
с изображением музыкальных инструментов, кукольный театр «Колобок»,настольные театры «Три медведя», «Колобок», «Репка». Родители принимают активное участие в жизни группы. Изготовили разные виды театров (пальчиковый, театр на прищепках) (рис. 4, приняли
Рис. 4 Пальчиковый театр
участие в тематических вечерах: «В гости к сказке», «В гостях у Бабушки Загадушки».
Игровой, дидактический и наглядный материал, подбираю в соответствии с возрастом детей, заменяю или пополняю в центре еженедельно, в зависимости от тематического плана.
Последовательная систематическая работа по развитию слухового внимания, развитию артикуляционной и мелкой моторики у детей, уточнению артикуляции и произношения звуков создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста.
Так же я убедилась, что не менее эффективными средствами воздействия являются малые формы фольклора (потешки, колыбельные, скороговорки, чистоговорки, сказки и др.). Привлекая детей своей формой, яркими поэтическими образами художественные средства вызывают у детей положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, направленной на формирование правильного звукопроизношения. Делают речь детей более выразительной, яркой.