Получи документы

Использование малых фольклорных форм в рамках развития театральных навыков у детей дошкольного возраста

Надежда Крапивина
Использование малых фольклорных форм в рамках развития театральных навыков у детей дошкольного возраста

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ

В РАМКАХ РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

СЛАЙД 1

Крапивина Надежда Николаевна, воспитатель детского сада №40 «Бригантина» г. о. Балашиха, первая квалификационная категория.

СЛАЙД 2,3

Чем славится наш край родной?

Лесами, да бескрайними полями,

Красавицей березой на горе крутой,

Согретой теплыми лучами.

Наш садик, в поле, в рощице стоит,

Публикация «Использование малых фольклорных форм в рамках развития театральных навыков у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Кругом березы, клены золотые,

И солнце яркий лучик им дарит,

Своим теплом лелея

…. «молодые всходы» ….

СЛАЙД 4

Я представляю опыт работы по теме: «Использование малых фольклорных форм в рамках развития театральных навыков детей дошкольного возраста»

СЛАЙД 5

Почему я выбрала именно эту тему?

Одним из недостаточно изученных вопросов педагогики является фольклорное творчество, которое в прошлом нашего народа имело большое значение.

Замыкаясь а телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а вед общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.

Дошкольное детство - начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющим нежным румянцем восходящего солнца.

Народные песенки, частушки, потешки, прибаутки представляют собой ценный материал для воспитания детей дошкольного возраста : формируется восприимчивость к звучащей ритмической, музыкальной речи, песенки, потешки, помогают им учиться говорить, побуждая к подражанию словам и звукам. Дети принимают их живо, кроме того, создают предпосылки для воспитания интереса к явлениям жизни, доступные их пониманию. Фольклор вызывает положительные эмоции у детей, формируется внутренняя готовность к восприятию русской народной культуры.

СЛАЙД 6

Большое и разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать её, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, позволяющее решать актуальные проблемы педагогического и психологического плана.

А это:

заорганизованность образовательного процесса

речевое развитие чаще всего не соответствует возрастной норме

сниженный уровень общения детей со взрослыми и сверстниками

современные дети менее отзывчивы к чувствам других

СЛАЙД 7

Главной целью моей работы является всестороннее развитие личности в процессе знакомства с малыми фольклорными формами.

СЛАЙД 8

Перед собой я поставила следующие задачи:

развитие связной как монологической, так и диалогической речи

развитие творческой индивидуальности

нравственно-патриотическое развитие

развитие музыкальных способностей

физическое развитие

воспитание эстетических чувств

Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения). Помогать в создании выразительных средств.

Учить согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру).

Воспитывать гуманные чувства: отзывчивость, умение радоваться успехом товарищей и огорчаться их неудачам.

Вызывать желание участвовать в праздниках и развлечениях. Чувствовать себя свободно и раскованно в любой обстановке.

СЛАЙД 9,10,11

Для того, чтобы создать условия для творческого развития детей, я разнообразила предметно-развивающую среду в группе.

Подобрала и изготовила вместе с воспитанниками предметы и декорации для различных видов театра : кукольный, пальчиковый, теневой, настольный и тд., а также разнообразила уголок музыкальных инструментов и уголок ряженья – русскими народными костюмами.

СЛАЙД 12

В работе с детьми я использую следующие виды фольклора :

Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.

Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки - незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Докучные сказки у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

Колыбельные

Загадки

СЛАЙД 13

Использование малых форм фольклора я применяла в разных видах деятельности:

в беседах

в наблюдениях

в режимных моментах

в непосредственно образовательной деятельности

в игре

в инсценировках

в играх на развитие мелкой моторики

СЛАЙД 14.15

Использование фольклора в режимных моментах просто незаменимо.

С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам:умыванию,причесыванию,приему пищи,одеванию,укладыванию спать.

Обучая детей мыть руки, мы показываем последовательно весь процесс. Когда дети моют руки, сопровождаем их действия потешками.

От прозрачной водицы 

Всё улыбками искрится! 

От чистой-чистой водицы 

Веселей цветы и птицы! 

Танюша умывается, 

Солнцу улыбается! 

СЛАЙД 16.17

Зимой солнце светит, да не греет

Зимой съел бы грибок, да снег глубок.

Береги нос в большой мороз.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

СЛАЙД 18.19

Я хотела бы остановиться на использовании детского фольклора в играх с детьми, так как игра является основным видом деятельности детей. Игры дают мне возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным.

СЛАЙД 20.21

Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

СЛАЙД 22

Самые любимые игры для детей - это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки - это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность.

СЛАЙД 23

Так, например, в игре «Стадо» мы используем закличку :

Пастушок, пастушок,

Заиграй во рожок!

Травка мягкая, роса гладкая,

Гони стадо в поле,

Погулять на воле!

СЛАЙД 24

Следующий вид игр, в которых я использую детский фольклор - игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняем такие движения:

Самомассаж.

Шевеление пальчиков.

Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем - и без помощи другой руки.

Разведение пальцев и их сведение.

Хлопки.

Сжимание пальцев в кулак и разжимание.

Помахивание кистями - сверху вниз.

Помахивание кистями к себе и от себя.

Вращение кистей - «фонарики».

Вместе с движениями произносятся слова потешки.

СЛАЙД 25

Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку детей, я учу их на материале фольклора с помощью игры разнообразным выразительным движениям.

СЛАЙД 26

Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки:

Я рыжая лисица

Я бегать мастерица,

я по лесу бежала,

я зайку догоняла.

И в ямку - бух! -

дети бегут, как лиса, любуясь своим хвостом, в конце присаживаются.

Большое место в работе отвожу шутке, веселью. Для этого применяю докучные сказочки, дразнилки, шутливые диалоги.

СЛАЙД 27

А как детям нравятся фольклорный подвижные игры на прогулке, которые сопровождаются фольклорным материалом :

Золотые ворота,

Проходите, господа,

Первый раз прощается,

Второй раз воспрещается!

А на третий раз не пропустим вас!

СЛАЙД 28

Когда я появляюсь перед детьми в роли бабушки-забавушки в русском сарафане, они с интересом рассматривают его, корзиночку, которую держу в руках.

С восторгом встречают игры, приподнятое настроение детей вызывает желание общаться, с бабушкой-забавушкой играть.

Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».

СЛАЙД 29

В свободное время большое внимание уделяю русским народным сказкам, дети с удовольствием слушают сказки.

СЛАЙД 30

Повторение песенок героев сказок, их имен закрепляет образы героев в сознании детей и дети начинают использовать их своих играх, учатся рассказывать сказки, а затем и инсценировать.

СЛАЙД 31,32

В театральной игре ребенок воспроизводит знакомые сюжеты сказок, и это активизирует его мышление, тренирует память, и художественно-образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.

СЛАЙД 33

Прежде всего занятия с использованием русского фольклора следует рассматривать не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с детьми. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют ит. д. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, и иногда некоторого баловства - вот в чем приоритет фольклорных занятий

СЛАЙД 34,35

С помощью консультаций, наглядной информации я знакомлю родителей с малыми жанрами фольклора,соответствующим возрастным особенностям воспитанников. Во время индивидуальных консультаций, бесед я обращаю внимание на достижения каждого ребенка. Рекомендую литературу,предлагаю ознакомиться с играми, песнями, отвечаю на вопросы родителей.

В беседе подчеркиваю значимость благоприятной эмоциональной семейной атмосферы для ребенка.

СЛАЙД 36,37,38

Работа по теме повысила познавательный интерес детей к играм- драматизациям; помогла воспитать у детей любовь к устному народному творчеству; расширила речевое творчество воспитанников, что выражается в интонационной выразительности речи, в умении произносить монологи и развернутые диалоги, составлять небольшие рассказы, сочинять сказки, подбирать рифмы; обогатила словарный запас детей, научила понимать образный язык.

Дети раскрепощенно держатся при выступлениях, выбирают средства выразительности для драматизации и импровизации, передают их с помощью настроение, эмоциональное состояние, переживания персонажей,стали более раскованными, наблюдательными,свободно общаются со сверстниками.

Таким образом, при целенаправленной работе с использованием малых форм фольклора можно добиться высокого уровня всестороннего развития ребенка.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Роль малых фольклорных форм в жизни детей младшего возраста» Фольклор — это народное творчество, чаще всего устное. Художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая.

Консультация «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами малых фольклорных форм» Приобщение детей к народной культуре является одним из средств формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Через родную.

Консультация «Использование малых фольклорных форм в адаптационный период» Во многих современных семьях нарушены эмоциональные связи, дети испытывают дефицит родительской любви, внимания, тепла. Не всегда между.

Использование малых фольклорных форм в развитии речи дошкольников. Консультация для воспитателей Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком родного.

Консультация для воспитателей «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» Чтобы словом воздействовать на душу ребенка, заставить его внимательно слушать, нужно знать секреты выразительной речи и свободно использовать.

Проект «Использование малых форм фольклора как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» Тема проекта: Использование малых форм фольклора как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Актуальность: Один из принципов.

Конспект занятия по трудовой деятельности «Использование малых фольклорных форм в труде-посадка луковичных растений» Конспект совместной трудовой деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы на тему «Использование малых фольклорных форм в.

Проект в первой младшей группе: «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» Проект: «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста». Автор: Кормилицына О. В. Срок реализации.

Роль малых фольклорных форм в приобщении дошкольников к истокам русской культуры СЛАЙД 1: Тема: Роль малых фольклорных форм в приобщении дошкольников к истокам русской национальной культуры СЛАЙД 2: В настоящее время.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование малых фольклорных форм в рамках развития театральных навыков у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 28 января 2016 в 03:24
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД