Галина Мухина
Роль малых фольклорных форм в приобщении дошкольников к истокам русской культуры
СЛАЙД 1:
Тема: Роль малых фольклорных форм в приобщении дошкольников к истокам русской национальной культуры
СЛАЙД 2:
В настоящее время особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национальных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» отмечено, что «сфера образования призвана обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности для становления и развития его гражданственности, принятие гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни». А с введением ФГОС дошкольного образования всё большую актуальность приобретает вопрос интеграции патриотического и духовно-нравственного воспитания через малые культурные формы с другими областями знания (литература, природоведение, изобразительное искусство и другие).
Публикация «Роль малых фольклорных форм в приобщении дошкольников к истокам русской культуры» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
Таким образом, актуальность исследования обусловлена тем, что, не смотря на огромное количество образовательных программ и разработанных комплексов по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры, в практике дошкольных образовательных учреждений этот процесс зачастую проходит бессистемно, не производится отбор эффективных методов и мероприятий для повышения результативности этого процесса.
СЛАЙД 3:
Объект нашего исследования – этнопедагогический аспект дошкольного образования.
Предмет исследования – роль малых фольклорных форм в приобщении дошкольников к истокам русской национальной культуры.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить, насколько малые фольклорные формы эффективны в приобщении дошкольников к истокам русской национальной культуры.
СЛАЙД 4:
Для доказательства была выдвинута следующая гипотеза: приобщение дошкольников к истокам национальной культуры в ДОУ будет эффективным, если в процессе организации данной деятельности будут соблюдаться определенные принципы, применяться соответствующие фольклорные формы, будет создана специальная предметно-развивающая среда.
СЛАЙД 5:
.
В ходе работы по указанной теме нами были рассмотрены теоретические основы приобщения дошкольников к истокам национальной культуры (воспитательное воздействие нац. культуры, условия эффективного приобщения дошкольников к истокам национальной культуры, воспитательный потенциал малых фольклорных форм и их виды, а также, с целью доказательства выдвинутой гипотезы было проведено эмпирическое исследование, результаты которого будут приведены далее.
СЛАЙД 6:
Эмпирическое исследование проводилось на базе МКДОУ «Детский сад №12» д. Савино.
Для исследования была сформирована выборка - 10 детей старшего дошкольного возраста, 10 родителей.
Период проведения исследования – 1 год.
Исследование проводилось в три этапа:
1) Констатирующий (август 2013 г.)
2) Формирующий (сентябрь 2013 г. – июль 2014 г.)
3) Контрольный (август 2014 г.)
СЛАЙД 7:
На первом этапе исследования для определения уровня знаний детьми устного народного творчества, быта наших предков, народных промыслов, а также знание своей семьи и её традиций, дошкольникам предлагалось выполнить несколько заданий.
Аналогичные задания были предложены и родителям.
В их основе было заложены следующие критерии:
знание своей Родины;
знание примет, пословиц, поговорок русского народа и их значения;
представление о русском народном костюме;
знание декоративной росписи;
знание названий и назначения предметов быта в старину;
знание особенностей различных промыслов;
знания о членах семьи и родственных отношениях.
СЛАЙД 8:
По результатам выполненных заданий мы получили следующие результаты. Они представлены на диаграмме.
Из 10 дошкольников ни один не обладает высоким уровнем знаний в области нац. культуры, 6 человек демонстрирую средний уровень знаний и 4 человека – низкий. Полученные результаты говорят о том, что у большинства детей имеются пробелы в знании культуры русского народа и его исторического прошлого.
По результатам анкетирования родителей выяснилось, что они также имеют не очень глубокие знания о культурном наследии своих предков, но практически все стремятся к тому, чтобы вместе с детьми узнавать об истории своего родного края, о народных промыслах и т. д.
СЛАЙД 9:
Для того, чтобы повысить уровень знаний дошкольников в области нац. культуры до среднего и высокого на втором этапе исследования перед нами были поставлены следующие задачи:
1. Обогатить предметно-развивающую среду.
2. Повысить уровень знаний и умений детей по данной проблеме.
3. Повысить уровень педагогической культуры родителей.
СЛАЙД 10:
Работа проводилась по следующим направлениям:
• Экологическое и трудовое воспитание;
• Связная;
• Художественно-творческая деятельность;
• Социально-нравственное развитие;
• Мир музыки;
• Физическое развитие;
• Игра.
СЛАЙД 11-12:
На слайде представлен фотоотчет по мероприятиям, проводимым с дошкольниками.
В течение года проводились циклы занятий по ознакомлению детей с природой, историей и культурой родного края, встречи с интересными людьми, экскурсии в природу, к памятным местам своего села. Мы с детьми работали в саду и в огороде, ухаживали за комнатными растениями. Традиционными стали субботники по благоустройству территории с участием родителей.
Вместе с ребятами мы знакомились с предметами декоративно-прикладного искусства. Вместе мы мастерили похожие поделки: кукол из ткани, из ниток, соломы, расписали тарелки из папье-маше.
Наибольший интерес и восторг у дошкольников вызывает подготовка к нац. праздникам и их проведение. Совместно мы отметили Рождество, Масленицу, Троицу. В подготовке активное участие принимали и родители.
Работа с художественной литературой также была неотъемлемой частью нашей деятельности, я старалась использовать разные фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, сказки) в режимных моментах и просто в повседневной жизни детей.
СЛАЙД 13:
В конце года была проведена повторная диагностика.
Следующая диаграмма демонстрирует нам, что по сравнению с начальным этапом, уровень знаний дошкольников в области нац. культуры вырос. Дети проявляют устойчивый интерес к истории своего народа, его прошлому, к народным промыслам, не только правильно называют предметы быта старины, но и понимают их назначение; правильно называют виды декоративно-прикладного искусства и знают особенности того или иного промысла; умеют передавать свои знания о промыслах в разных видах продуктивной деятельности (рисовании, лепке, аппликации); правильно называют членов своей семьи и определяют родственные отношения; самостоятельно называют особенности и главные достопримечательности своего родного края; активно используют в повседневной жизни различные виды устного народного творчества (потешки, частушки, пословицы, поговорки и т. д.).
СЛАЙД 14:
Проведённое исследование подтвердило выдвинутую гипотезу - приобщение дошкольников к истокам национальной культуры в ДОУ эффективно, если в процессе организации данной деятельности соблюдаются определенные принципы, применяться соответствующие фольклорные формы (пословицы, поговорки, песни, сказки, праздники, создана специальная предметно-развивающая среда в ДОУ и семье.
Процесс приобщения дошкольников к истокам национальной культуры становится полным при использовании различных фольклорных форм. Их применение в образовательном процессе помогает глубже познакомить ребенка с культурными особенностями нашей страны, научить его гордиться достижениями своего народа, его многовековой историей.
СЛАЙД 15: Спасибо за внимание!