Папки-передвижки

Роль малых фольклорных форм в приобщении дошкольников к истокам русской культуры

Галина Мухина
Роль малых фольклорных форм в приобщении дошкольников к истокам русской культуры

СЛАЙД 1:

Тема: Роль малых фольклорных форм в приобщении дошкольников к истокам русской национальной культуры

СЛАЙД 2:

В настоящее время особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национальных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» отмечено, что «сфера образования призвана обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности для становления и развития его гражданственности, принятие гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни». А с введением ФГОС дошкольного образования всё большую актуальность приобретает вопрос интеграции патриотического и духовно-нравственного воспитания через малые культурные формы с другими областями знания (литература, природоведение, изобразительное искусство и другие).

Публикация «Роль малых фольклорных форм в приобщении дошкольников к истокам русской культуры» размещена в разделах

Таким образом, актуальность исследования обусловлена тем, что, не смотря на огромное количество образовательных программ и разработанных комплексов по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры, в практике дошкольных образовательных учреждений этот процесс зачастую проходит бессистемно, не производится отбор эффективных методов и мероприятий для повышения результативности этого процесса.

СЛАЙД 3:

Объект нашего исследования – этнопедагогический аспект дошкольного образования.

Предмет исследования – роль малых фольклорных форм в приобщении дошкольников к истокам русской национальной культуры.

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить, насколько малые фольклорные формы эффективны в приобщении дошкольников к истокам русской национальной культуры.

СЛАЙД 4:

Для доказательства была выдвинута следующая гипотеза: приобщение дошкольников к истокам национальной культуры в ДОУ будет эффективным, если в процессе организации данной деятельности будут соблюдаться определенные принципы, применяться соответствующие фольклорные формы, будет создана специальная предметно-развивающая среда.

СЛАЙД 5:

.

В ходе работы по указанной теме нами были рассмотрены теоретические основы приобщения дошкольников к истокам национальной культуры (воспитательное воздействие нац. культуры, условия эффективного приобщения дошкольников к истокам национальной культуры, воспитательный потенциал малых фольклорных форм и их виды, а также, с целью доказательства выдвинутой гипотезы было проведено эмпирическое исследование, результаты которого будут приведены далее.

СЛАЙД 6:

Эмпирическое исследование проводилось на базе МКДОУ «Детский сад №12» д. Савино.

Для исследования была сформирована выборка - 10 детей старшего дошкольного возраста, 10 родителей.

Период проведения исследования – 1 год.

Исследование проводилось в три этапа:

1) Констатирующий (август 2013 г.)

2) Формирующий (сентябрь 2013 г. – июль 2014 г.)

3) Контрольный (август 2014 г.)

СЛАЙД 7:

На первом этапе исследования для определения уровня знаний детьми устного народного творчества, быта наших предков, народных промыслов, а также знание своей семьи и её традиций, дошкольникам предлагалось выполнить несколько заданий.

Аналогичные задания были предложены и родителям.

В их основе было заложены следующие критерии:

знание своей Родины;

знание примет, пословиц, поговорок русского народа и их значения;

представление о русском народном костюме;

знание декоративной росписи;

знание названий и назначения предметов быта в старину;

знание особенностей различных промыслов;

знания о членах семьи и родственных отношениях.

СЛАЙД 8:

По результатам выполненных заданий мы получили следующие результаты. Они представлены на диаграмме.

Из 10 дошкольников ни один не обладает высоким уровнем знаний в области нац. культуры, 6 человек демонстрирую средний уровень знаний и 4 человека – низкий. Полученные результаты говорят о том, что у большинства детей имеются пробелы в знании культуры русского народа и его исторического прошлого.

По результатам анкетирования родителей выяснилось, что они также имеют не очень глубокие знания о культурном наследии своих предков, но практически все стремятся к тому, чтобы вместе с детьми узнавать об истории своего родного края, о народных промыслах и т. д.

СЛАЙД 9:

Для того, чтобы повысить уровень знаний дошкольников в области нац. культуры до среднего и высокого на втором этапе исследования перед нами были поставлены следующие задачи:

1. Обогатить предметно-развивающую среду.

2. Повысить уровень знаний и умений детей по данной проблеме.

3. Повысить уровень педагогической культуры родителей.

СЛАЙД 10:

Работа проводилась по следующим направлениям:

• Экологическое и трудовое воспитание;

• Связная;

• Художественно-творческая деятельность;

• Социально-нравственное развитие;

• Мир музыки;

• Физическое развитие;

• Игра.

СЛАЙД 11-12:

На слайде представлен фотоотчет по мероприятиям, проводимым с дошкольниками.

В течение года проводились циклы занятий по ознакомлению детей с природой, историей и культурой родного края, встречи с интересными людьми, экскурсии в природу, к памятным местам своего села. Мы с детьми работали в саду и в огороде, ухаживали за комнатными растениями. Традиционными стали субботники по благоустройству территории с участием родителей.

Вместе с ребятами мы знакомились с предметами декоративно-прикладного искусства. Вместе мы мастерили похожие поделки: кукол из ткани, из ниток, соломы, расписали тарелки из папье-маше.

Наибольший интерес и восторг у дошкольников вызывает подготовка к нац. праздникам и их проведение. Совместно мы отметили Рождество, Масленицу, Троицу. В подготовке активное участие принимали и родители.

Работа с художественной литературой также была неотъемлемой частью нашей деятельности, я старалась использовать разные фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, сказки) в режимных моментах и просто в повседневной жизни детей.

СЛАЙД 13:

В конце года была проведена повторная диагностика.

Следующая диаграмма демонстрирует нам, что по сравнению с начальным этапом, уровень знаний дошкольников в области нац. культуры вырос. Дети проявляют устойчивый интерес к истории своего народа, его прошлому, к народным промыслам, не только правильно называют предметы быта старины, но и понимают их назначение; правильно называют виды декоративно-прикладного искусства и знают особенности того или иного промысла; умеют передавать свои знания о промыслах в разных видах продуктивной деятельности (рисовании, лепке, аппликации); правильно называют членов своей семьи и определяют родственные отношения; самостоятельно называют особенности и главные достопримечательности своего родного края; активно используют в повседневной жизни различные виды устного народного творчества (потешки, частушки, пословицы, поговорки и т. д.).

СЛАЙД 14:

Проведённое исследование подтвердило выдвинутую гипотезу - приобщение дошкольников к истокам национальной культуры в ДОУ эффективно, если в процессе организации данной деятельности соблюдаются определенные принципы, применяться соответствующие фольклорные формы (пословицы, поговорки, песни, сказки, праздники, создана специальная предметно-развивающая среда в ДОУ и семье.

Процесс приобщения дошкольников к истокам национальной культуры становится полным при использовании различных фольклорных форм. Их применение в образовательном процессе помогает глубже познакомить ребенка с культурными особенностями нашей страны, научить его гордиться достижениями своего народа, его многовековой историей.

СЛАЙД 15: Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Приобщение детей к истокам русской культуры (анкетирование для родителей) 1. Можете ли Вы рассказать ребенку о традициях русского народа: а) Как жили наши предки; б) Какими занимались ремеслами? в) Как сеяли хлеб?.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи через использование малых фольклорных форм во второй младшей группе .

НОД «Приобщение к истокам русской народной культуры. Знакомство с русской печью, с бытом» (вторая младшая группа) НОД "Приобщение к истокам русской народной культуры. Знакомство с русской печью, с бытом. " для детей второй младшей группы. Цели: - воспитывать.

Опыт работы «Влияние малых фольклорных форм в развитии диалогической речи старших дошкольников» Опыт работы «Влияние малых фольклорных форм в развитии диалогической речи старших дошкольников» Воспитателя Медведевой Екатерины Николаевны.

Фотоотчет «Приобщаемся к истокам русской культуры»Фотоотчет «Приобщаемся к истокам русской культуры» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами своей работой по приобщению родителей и детей к истокам русской культуры. Мне эта тема близка.

Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры Приобщение дошкольников к русской национальной культуре. Подготовили воспитатели средней группы Погося Сусанна Суреновна и Рыжкова Людмила.

Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры В стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённой Указом Президента РФ от 2012.

Фотоотчет. Приобщение к истокам русской народной культуры «Знакомство с русской печью» (вторая младшая группа)Фотоотчет. Приобщение к истокам русской народной культуры «Знакомство с русской печью» (вторая младшая группа) А вот и печь, во всей красе. Стол с домашней утварью. Дети в избу пришли, а Хозяюшка их встречает, в гости приглашает. Заходите, гости.

Проект «Приобщение детей к истокам русской культуры» Проект Приобщение детей к истокам русской культуры Подготовила воспитатель Николаева Светлана Васильевна Актуальность проведения.

Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Авторы: Рудометова Н. В., воспитатель МАДОУ «Детский сад № 347» г. Пермь Актуальность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль малых фольклорных форм в приобщении дошкольников к истокам русской культуры
Опубликовано: 17 июля 2015 в 20:40
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД