Лучший педагог года

Опыт работы «Влияние малых фольклорных форм в развитии диалогической речи старших дошкольников»

Екатерина Медведева
Опыт работы «Влияние малых фольклорных форм в развитии диалогической речи старших дошкольников»

Опыт работы

«Влияние малых фольклорных форм в развитии диалогической речи старших дошкольников»

Воспитателя Медведевой Екатерины Николаевны «Детский сад общеразвивающего вида № 109 «Журавушка»

Предметом является диалогическая речь детей старшего дошкольного.

Публикация «Опыт работы „Влияние малых фольклорных форм в развитии диалогической речи старших дошкольников“» размещена в разделах

Целью является создание системы формирования диалогической речи детей через использование фольклора.

Задачи:

Задачи (по работе с детьми)

Образовательные: - расширять пассивный словарь ребенка; - стимулировать речевую активность. - поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора — сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно; - Умение общаться в паре, группе из 3 — 5 человек, в коллективе. - Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.

Развивающие : - развитие крупной моторики; - развитие мелкой моторики; - формировать способность подражать; - создание режима двигательной активности. — развитие говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога. – развивать неречевые (невербальные) умения — уместное использование мимики, жестов.

Воспитательные: - воспитывать у детей навык совместной работы, налаживание положительного эмоционального контакта.

Ожидаемые результаты.

I. Дети 5-6 лет знают и умеют:

С интересом слушают малые формы фольклора

Самостоятельно проговаривают слова, фразы.

В самостоятельной игре, режимных моментах сопровождают свои действия речью, активно используют малые формы фольклора.

Проявляют интерес книгам, рассматриванию иллюстраций, бережно к ним относятся.

По просьбе взрослого или по собственной инициативе рассказывают об изображенном на картинке, об игрушке, о событии из личного опыта.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту литературно-

художественные произведения.

7. Эмоционально и заинтересованно следят за развитием действий в играх - драматизациях и кукольных спектаклях, сами принимают участие в них.

8. Свободно общаются в диалоге с воспитателем и со сверстниками.

Для достижения данного результата в работе использовались разнообразные методы и приемы.

II. Родители

Расширились знания родителей о роли детского фольклора в воспитании детей.

Принимают активное участие по данной теме.

3. Более внимательное и ответственное отношение родителей к жизни детей, их интересам и потребностям.

III. По самообразованию:

Я овладела не только глубокими знаниями о детском фольклоре, его формах, но и методической системой обучения и организации работы с детьми по данному направлению.

Вывод: Дети знают очень много считалок, предлагают свои варианты, но с другими жанрами мало знакомы. Спрашивают: "А что такое пословицы?" Путают между собой: "Пословиц я не знаю, а поговорки знаю" и назвала поддевки (Настя Е.). Очень мало детей, которые могут объяснить значение пословиц, доказать отгадку. Дети практически не знают колыбельных песен. На вопрос, "какие колыбельные песни ты знаешь", поют любые песни, называя их "ласковыми", либо "Спят усталые игрушки…". Все это говорит о недостаточно организованной работе с малыми формами фольклора.

Дети допускали ошибки в образовании разных грамматических форм («бежу» к маме, у них вызывало затруднение правильное построение предложений, так как в этом возрасте данные умения начинают формироваться. Некоторые дети употребляют слова и выражения, неточно понимая их смысл. Это говорит о том, что у них сравнительно небольшой активный словарь при наличии значительного пассивного словаря. Некоторые дети, верно произнося звуки, затрудняются в различении их на слух, что может привести в дальнейшем к трудностям в овладении грамотой. Это связано и с возрастными индивидуальными особенностями и недостаточной работой по развитию у детей звуковой культуры речи.

Мною был разработан тематический план работы на год по формированию диалогической речи с использованием фольклора в совместной, самостоятельной деятельности, в непосредственной образовательной деятельности, праздники и досуги. Созданы картотеки: загадок, пословиц и поговорок, потешек с диалоговым содержанием, подобраны сказки для инсценировки.

Пополнилась развивающая предметно – пространственная среда группы центром «Волшебная шкатулочка». Были созданы альбомы для рассказывания потешек. загадок с опорой на картинку, создана картотека. Пополнился центр игрушками би – ба – бо для рассказывания потешек, сказок и ведение диалога на определенную тематику.

С детьми при одевании и раздевании на прогулку использовали следующие потешки:

Маша варежку надела:

-Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал.

Маша варежку сняла:

-Поглядите, я нашла!

Ищешь, ищешь – и найдешь.

Здравствуй, пальчик!

- Как живешь?

Во время совместных игр разучили потешку: “Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска”. Детям больше нравятся загадки, сказки, потешки, потому что их фантазии нет предела. Увлекающий сюжет, положительные и отрицательные персонажи, ожидаемый финал волшебной сказки – все это интересует маленьких человечков.

Во время НОД дети познакомились с формами фольклора в воспитательно-образовательной работе с детьми в интегрированной форме как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). Свою работу мы строили на следующих основных принципах:

- во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;

- во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);

- в-третьих, активного включения детей;

- в-четвертых, использования развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды максимально.

Совместный досуг с родителями «Сундук домовенка Кузи» показал, как много новых слов и даже целых выражений появилось в речи ребенка, сколько он узнал, запомнил. Родители рады тому, как живо и разнообразно их ребенок стремится выразить свою мысль, в речи стали появляться не только простые, но и сложные предложения. Ребенок чище и внятнее произносит звуки, которые еще совсем недавно не мог выговаривать.

По результатам диагностики уровень развития диалогической речи повысился. Дети начали активнее вступать в диалог, задавать и отвечать на вопросы

Из этого следует, что при систематической работе по развитию диалогической речи можно добиться ощутимых результатов у детей дошкольного возраста.

Заключение

Исходя из анализа опыта работы, я пришла к выводу, что уровень речевого развития детей дошкольного возраста повышается, при организации специального обучения родной речи с использованием малых форм фольклора не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в других режимных моментах.

В связи с поставленной целью мной проанализированы особенности развития речи дошкольников и влияние различных форм фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста. С помощью различных форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

В процессе работы были замечены такие изменения:

у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок.

у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.

Анализ результатов моей работы до и после ее завершения свидетельствует об эффективности мной выбранного комплекса методов и приемов.

Я убеждена, что, если организована систематическая работа с дошкольниками, различные формы фольклора доступны их пониманию и осознанию. Таким образом, использование различных форм фольклора в речевом развитии детей вполне себя оправдала.

Малый фольклор играет важную роль в воспитании детей. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

Малый фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Так, например, сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время. Песенная лирика также оказывает влияние на воспитание детей. Преимущественно она используется тогда, когда ребёнок ещё совсем мал. Например, малышу поются колыбельные песенки, чтобы успокоить его, усыпить. Также в песенную лирику входят частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки. Вот они как раз направлены на развитие у детей слуха, речи, так как в них используется особое сочетание звуков.

Таким образом, малый фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.

Итак, посредством малых форм фольклора у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Список литературы

Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2001. - №5. – с. 51-61.

Арушанова А., Рычагова Е., Дурова Н. Истоки диалога // Дошкольное воспитание. – 2002. - №10. – с. 82-90.

Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. – М. : Академия, 1997. – 232с.

Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М. : Просвещение, 1981. – 255с.

Ветрова В. В., Смирнова Е. О. Ребенок учится говорить. – М. : Знание, 1988. – 94с.

Винокур Т. Г. О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи // Исследования по грамматике русского литературного языка. – М. : изд. АН СССР, 1955. – 154с.

Гербова В. Занятия по развитию речи в средней группе // Дошкольное воспитание. – 2000. - №3. – с. 78-80.

Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет. – М. : Просвещение, 1993. – 127с.

Публикации по теме:

Рецензия Однажды меня попросили написать рецензию на обобщенный опыт работы. Попросил хороший человек, прекрасный педагог, тема опыта очень нужная,.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи Театрализованная игра- важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду, которую можно включать в образовательную, совместную.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Влияние малых фольклорных форм в развитии диалогической речи старших дошкольников»
Опубликовано: 4 марта 2015 в 18:49
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД