Лучший педагог года

Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры

Людмила Рыжкова
Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры

Приобщение дошкольников к русской национальной культуре.

Подготовили воспитатели средней группы Погося Сусанна Суреновна

и Рыжкова Людмила Васильевна.

Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; реализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой.

Публикация «Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры» размещена в разделах

Цель работы: формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Дошкольное детство — яркий период жизни человека, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры, к русским корням. Народное искусство оказывает сильное воздействие на ребёнка, позволяет развивать психические процессы, необходимые для успешного освоения разнообразных видов деятельности. Народное искусство в разных его видах в воспитательно-образовательной работе с детьми используем в интегрированной форме, как на занятиях, так и процессе самостоятельной деятельности детей (игра, театрализованная и изобразительная деятельность, досуги и др.).

Особое внимание уделяется созданию развивающей предметно- пространственной среды, приближенной к бытовой народной атмосфере. В нашей группе находится макет русской избы, чтобы сделать процесс ознакомления детей с русской культурой интересным и увлекательным. Почетное место в избе занимает макет русской печи, имитированный под кирпичную кладку, ведь в старину говорили: «Без печи нет избы». Атмосферу старины в избе помогает воссоздать домашняя утварь: деревянный стол, лавка, колыбелька для малыша, зыбка, ухват и горшочек, половики, рушники, коромысло с ведрами, забор — плетень. Также оформлен «Мир донского казачества», таким образом мы прививаем любовь к родному краю. Представлена коллекция декоративно-прикладного искусства России: мир Хохломы, семикаракорская посуда; куклы нашихбабушек. Создана библиотека красочных книг с русскими народными сказками. Здесь ребята могут поиграть с предметами народного быта, сделать похожие, почувствовать себя приобщённым к «преданьям старины глубокой». На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Для развития эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества предлагаем детям поиграть в сказку, пережить все приключения сказочных героев, помочь найти выход из трудной ситуации. В сказке герой всегда выходит победителем из трудной ситуации. Учим детей быть такими же смелыми, решительными, находчивыми. Сказка помогает реализовать свои мечты и желания. Благодаря сказкам у ребенка развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам. Слушая сказку, получают представления о добре и зле. Таким образом, знакомство детей с устным народным творчеством способствует развитию речи, обогащению словарного запаса, расширению кругозора, приобщению их к общечеловеческим нравственным ценностям. Рассматривая произведения декоративно — прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастерству, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное. Знакомство с русским народным прикладным искусством начали со знакомства детей с игрушками: матрешками, дымковской. Дети получают практические навыки и умения: расписывают игрушки, лепят посуду, украшают её народными орнаментами, рисуют узоры. Работу по ознакомлению с декоративно — прикладным искусством мы выстраиваем таким образом, чтобы задачи усложнялись поэтапно. Начинали с оформления выставки посуды, на которой дети могли посмотреть, потрогать посуду разных мастеров. Из них предлагала выбрать понравившуюся и рассказать о своем выборе. Выразительность росписи не оставляла пассивными никого из детей. Дети отмечали, за что им понравилась посуда, выражали желание попробовать свои умения расписать посуду. Изучив сочетания цветов в росписи, расположение элементов, её индивидуальность, предлагала роль народных мастеров, и дети трудились над выбранной посудой с интересом и увлеченностью. Готовые работы детей оформлялись в выставки, что еще больше развивает интерес и эмоциональную отзывчивость к русскому прикладному искусству. Для естественного, непосредственного вхождения ребёнка в мир народной культуры в нашей работе используем народные игры. Наиболее выразительными из народных игр являются игры-хороводы. Ведь хоровод — это жанр, в котором поэтико-музыкальное искусство связано с элементами театрального действа и хореографии. Например, такие как «Мы на луг ходили.», «По малину в сад пойдем…», «Ай, ребята, тара-ра» и др. Немало их разучено на музыкальных занятиях и используется в развлечениях, игровой деятельности детей.

На наши начинания с удовольствием откликнулись родители — они помогают в создании предметной среды, принося старинные предметы. Для установления партнёрских отношений, общности интересов детей и родителей практикуем в нашей работе мастер-классы. Такая форма работы помогает нам сделать родителей активными участниками педагогического процесса. Ценность нашего опыта работы в том, что дети с удовольствием знакомятся с историей народной культуры, познают её секреты, приобретают новые знания о жизни. Анализируя нашу работу, мы убедились в доступности разных видов народного искусства для детей и увидели постоянно растущий интерес к нему. Данная форма работы помогает ребёнку накопить социальный опыт, понять своё место, способствует раскрытию его таланта и творческих способностей. Дети стали более раскрепощены, любознательны, доброжелательны, у них развивается чувство любви к русской национальной культуре, народному творчеству и обычаям.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Музей национальной культурыМузей национальной культуры Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое,.

Приобщение дошкольников к национальной культуреПриобщение дошкольников к национальной культуре Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры
Опубликовано: 13 декабря 2014 в 14:16
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Рыжкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД