Лучший педагог года

Формы работы с родителями по социально — эмоциональному развитию детей дошкольного возраста

тт
Формы работы с родителями по социально — эмоциональному развитию детей дошкольного возраста

Цель: поделиться своим опытом, своими формами работы с родителями с другими педагогами по развитию коммуникативных способностей у детей.

Публикация «Формы работы с родителями по социально — эмоциональному развитию детей дошкольного возраста» размещена в разделах

"Дошкольное детство" - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от взрослых. В соответствии с Законом "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка".

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе. Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

Ещё Н. К. Крупская в своих "Педагогических сочинениях" писала: "Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педагогическим минимумом, привлечение их к работе детского сада". Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчёркивала Н. К. Крупская, является то, что детский сад служит "организующим центром" и "влияет …на домашнее воспитание", поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. "…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила". Вместе с тем, она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений, навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.

Основные направления, используемые мною в работе с родителями:

1. Изучение потребности родителей в образовательных услугах.

2. Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

Исходя из этих направлений, я осуществляю работу по взаимодействию с семьями дошкольников.

Какие основные задачи я ставлю перед собой в работе с родителями?

• Изучение семей детей

• Привлечение родителей к активному участию в жизни группы

• Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей

• Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии

Для реализации принятых мною задач, я использую разнообразные формы работы с родителями.

I. Массовые:

• родительские собрания

• консультации

• совместные праздники детей и родителей

• школа молодых родителей в буклетной форме

• дни открытых дверей

• участие родителей в совместном творчестве

2. Индивидуальные

• беседы

• посещения на дому

• выполнение индивидуальных поручений

• консультации

3. Наглядно-информационные

• информационно – просветительская (ознакомление родителей с особенностью ДОУ)

• информационно – аналитическая (опросы, анкетирование)

3. Конструктивная (информационные уголки, стенды)

4. Выставки, выставки-конкурсы, выставки детского творчества, выставки-ярмарки.

Расскажу подробнее о наиболее часто используемых мною формах работы.

Посещение на дому.

В каких случаях я посещаю семью?

В таких случаях, когда дети требуют особого внимания. Какие же это случаи?

Особого внимания требуют:

• дети, которые имеют неустойчивое поведение, сопровождающееся существенным ослаблением психосоматического здоровья и наличием нарушений в сфере межличностных отношений

• дети с асоциальным поведением (грубость, агрессивность)

• дети, имеющие различного рода неблагополучия личного плана: повышенную тревожность, депрессивность, заниженную самооценку

• застенчивые дети

Посещение семьи ребёнка много даёт для её изучения, установления контакта с ребёнком, его родителями, выяснения условий воспитания.

Эффективное проведение данного мероприятия требует деликатности, такта, высокого уровня наблюдательности, профессионализма.

Иногда важно использовать для этого малейший повод (например, болезнь ребенка). Посещая больного ребенка, я могу выяснить и реализовать свои задачи и в другом плане.

Не задавая прямых вопросов, я могу выяснить:

• микроклимат семейных отношений, культуру общения, атмосферу

• семейный уклад (есть ли традиции, какие)

• организацию режима ребёнка, его игр, труда, занятий.

Работа с трудными семьями.

Какую работу необходимо проводить с трудными семьями?

Неблагополучные семьи по своему укладу жизни очень разные. Особенно заметны семьи, где есть пьющие родители, ведущие аморальный образ жизни (дети в таких семьях, если они педагогически не запущены, поддаются влиянию)

Другой тип семьи – внешне благополучный, где родители обеспеченные. Дети таких родителей рано начинают осознавать своё особое положение среди других. Воздействие на таких детей и родителей крайне затруднительно.

Этим семьям необходимо оказать помощь в воспитании детей со стороны педагогов, психологов. Я использую наиболее эффективные индивидуальные формы общения, доверительные беседы; привлекаю таких родителей к наблюдению за детьми. Предлагаю посетить психолога, рекомендую почитать соответствующую литературу или статью, заранее для этого подготовленную. Чтобы не обидеть родителей, чтобы они не сочли меня слишком притязательными, я никогда сама не даю советов в личном плане, а рекомендую специалистов или необходимую литературу. Эти семьи наиболее уязвимы, и чем теснее будет налажено доверительное отношение, тем эффективнее будет результат.

День открытых дверей

Эта форма работы позволяет увидеть реальные достижения каждого ребёнка. Я стараюсь в этот день пригласить на просмотр занятий и свободной деятельности детей тех родителей, чьи дети отстают в развитии от других детей или не могут мирно сосуществовать в социуме детей. Родители любят посещать это мероприятие, если их дети задействованы в показе или в выступлении. Поэтому я стараюсь охватить как можно больше детей, организовать такой вид деятельности, где бы участвовали почти все дети. Особое внимание уделяю родителям, чьи дети малоактивны, показываю им, как необходимо привлекать ребенка к деятельности, чем его можно заинтересовать.

Выставки детского творчества

Персональные выставки работ одарённых детей (лепка, рисунок, поделки из разных материалов, аппликация) я использую как образец для подражания. Но наряду с ними использую разные виды работ, в том числе и совместные работы с родителями. Однако, я стараюсь выставлять работы всех детей по очереди, что бы все родители гордились маленькими победами своих детей и не считали своих детей не одаренными. Все дети находятся на разных ступенях развития, поэтому и их достижения различны. Иногда стоит поместить детскую работу низкого качества, чтобы подстегнуть и ребенка и родителей к работе над достижением лучших результатов. При этом, я не забываю давать рекомендации по обучению ребенка тому или иному виду деятельности, над которым необходимо дополнительно позаниматься с ребенком.

Беседа

В беседе я стараюсь затронуть волнующий меня вопрос по поводу воспитания обучения ребенка таким образом, чтобы разговор проходил как бы по инициативе самого родителя. В этом мне помогает знание особенностей самих родителей и их заинтересованности в той ли иной области разговора. Если родитель не идет на контакт, стараюсь переключить разговор на другую тему, не затрагивающую самого ребенка. Иногда, родители сами являются инициаторами разговора, совсем на отвлеченную тему, и тогда я незаметно для них перевожу разговор на их ребенка, начиная с похвалы или демонстрации детских достижений. Индивидуальные беседы сближают родителей и воспитателя, делают их отношения более доверительными.

Консультация

Я часто использую консультацию, как агитацию той или иной деятельности, для привлечения родителей к этой теме. Не секрет, что родители не очень-то любят что-либо читать, поэтому лишний раз стоит напомнить им, что они могут почерпнуть в этой статье. Что бы привлечь к знакомству с подаваемым материалом, этот материал я подаю красочно и ярко оформленным, напечатанным более крупным текстом и не содержащим расплывчатых фраз. Чем больше конкретики, тем эффективнее подача материала.

Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребёнка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формирование ценных жизненных ориентаций.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Подводный мир»Дидактическое пособие «Подводный мир» Детство-уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Чтобы познакомиться.

Обогащение социального опыта ребенка через реализацию игровых проектов «О правах — играя». Дошкольное детство – не просто уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, развивается личность, это еще.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формы работы с родителями по социально — эмоциональному развитию детей дошкольного возраста
Опубликовано: 5 апреля 2015 в 08:11
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД