Виктория Рязанцева
Гендерное воспитание детей младшего возраста посредством взаимодействия детского сада и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Гендерное воспитание детей младшего возраста посредством
взаимодействия детского сада и семьи»
План работы по самообразованию
№п/п Название источника, автор Цель (задачи) Срок выполнения
1.
В. Дронова «Взаимодействие детского сада и семьи»
Публикация «Гендерное воспитание детей младшего возраста посредством взаимодействия детского сада и семьи» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Анкетирование родителей с целью изучения отношения родителей к проблемам семейного и общественного воспитания детей. Сентябрь
2.
М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина «Взаимодействие педагогов в ДОУ с родителями» Родительское собрание. Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей. Памятки для родителей. Октябрь
3.
В. Н. Норхина «Гендерное развитие детей дошкольного возраста. Методическое пособие. Игра занятие «Дружат в нашей группе девочки и мальчики» Конспект. Ноябрь
4.
В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман «Мальчики и девочки:два разных мира» Игры направленные на закреплений знаний о качествах мужественности и женственности. «Комплименты» «Как я помогаю дома» Конспект. Декабрь
5.
Т. Н. Дронова «Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду» Пособие для дошкольников образовательных учреждений. Консультации для родителей. Игры с детьми по гендерному воспитанию. Конспект. Январь
6.
С. В. Глебова «Детский сад- семья : аспекты взаимодействия» Выставка семейного творчества «Моя семья» Февраль
7.
Л. В. Попова «Гендерная социализация в детстве» Л. В. Штылевой «Гендерный подход в дошкольной педагогике» Игры с детьми направленные на воспитание дружеских отношений девочек и мальчиков. Конспект. Март
8.
Н. Е. Татаринцева «Полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ.» Учебно–практическое пособие. Беседы с родителями «Воспитываем сына, воспитываем дочь» Рекомендации. Апрель
9.
И. С. Клециной «Практикум по гендерной психологии»
И. Я. Михайленко, Н. А. Короткова «Организация сюжетно – ролевой игры в ДОУ» Совместный досуг с родителями ; чаепитие. «Семейные традиции» Май
Форма отчета : Папка с материалами по теме «Гендерное воспитание детей младшего возраста посредством взаимодействия детского сада и семьи» Сроки - долгосрочный
Пояснительная записка.
В наше время стираются многие грани мужского и женского поведения, казавшиеся ранее естественными. Мужчины не готовы взять на себя ответственность за семью. Женщины все чаще оказываются плохими хозяйками, женами и матерями. Всё это неизбежно приводит к увеличению числа разводов и социальному сиротству детей.
Начинать формировать в девочке женщину, а в мальчике мужчину необходимо уже на этапе дошкольного детства, когда осуществляется половая дифференциация, у ребенка формируются представления о себе, своих половых ролях в семье.
Гендер (gender) – это система культурных и социальных норм, предписываемых современным обществом для выполнения каждым человеком в соответствии с его биологическим полом. Вместе с тем, важно заметить, что психологические качества человека, устойчивые модели его поведения и предпочитаемые виды профессиональной деятельности определяются преимущественно не биологическим полом, а социокультурными нормами, принятыми в данном обществе. Таким образом, гендер трактуется как социальный пол человека, который включает в себя психологические и социокультурные отличия между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами. Биологический пол является врожденным признаком, а гендер формируется в процессе воспитания и образования человека.
С первых дней своей жизни человек включается в гендерную систему общества. Прежде всего, вступают в силу символические родильные обряды, предписывающие родителям определенные действия, связанные с полом ребенка. Выбирается цвет коляски, кроватки, пеленок, одежды. Все социокультурные институты (семья, детский сад, школа) и культура в целом широко транслируют и формируют в сознании каждого человека гендерные нормы и правила поведения, создавая тем самым устойчивые представления о том, какими должны быть «настоящий мужчина» и «настоящая женщина». Отсюда следует, что быть женщиной или мужчиной предполагает не только и не столько наличие биологических половых признаков, сколько выполнение гендерных ролей, предписанных в конкретном обществе. Гендер конструируется обществом как устойчивая социокультурная модель, определяющая роли и положение человека в социуме (в семье, культуре, образовании, экономике, политической системе и др.) .
Гендерное воспитание понимается сегодня как организация учебно-воспитательного процесса с учетом половой идентичности и специфики развития каждого ребенка в процессе его полоролевой социализации.
Проблема гендерного подхода в современном воспитании возникла не случайно. Довольно часто неадекватно формируются внутренние психологические установки и позиции детей : мальчик избирает «слабый» так называемый женский тип поведения, а девочки, наоборот, стараются быть сильными, грубыми, агрессивными.
К сожалению, система отечественного дошкольного воспитания по сей день преимущественно «бесполая» (за редким исключением, доказательством чему являются следующие факты:
- содержание детской деятельности и формы ее организации не ориентированы на специфические потребности, интересы, уровни активности мальчиков и девочек;
- единый режим дня не учитывает различную потребность в движении, чередовании активности/отдыха у мальчиков и девочек;
- гигиенические, игровые, спальные комнаты и раздевалки являются общими для всех детей;
- питание не дифференцировано по ассортименту и времени приема пищи, этот факт имеет отношение в большей степени к индивидуальным, чем гендерным особенностям ребенка.
Актуализация.
Российская система воспитания детей раннего и дошкольного возраста феминизирована. В дошкольном учреждении гендерные игровые стили не могут быть реализованы в полной мере хотя бы по той причине, что воспитатели-женщины обычно поощряют спокойные игры девочек и, напротив, ограничивают и даже пресекают шумные активные игры мальчиков.
Целенаправленная гендерная социализация детей должна начинаться, на наш взгляд, со среднего дошкольного возраста и осуществляться (как одно из направлений) в сюжетно-ролевой игре.
Гипотеза исследования:
Реализация гендерного подхода в сюжетно-ролевой игре детей в условиях детского сада будет происходить успешно и способствовать гендерной социализации, если педагог владеет особой игровой позицией, которая включает в себя несколько тесно взаимосвязанных между собой компонентов:
- рефлексию как способность видеть реальную ситуацию со стороны и вычленить в ней игровые возможности;
- инфантилизацию как способность устанавливать доверительные отношения с окружающими;
- эмпатию как способность чувствовать игровые состояния других людей;
- креативность как способность находить нестандартные пути достижения целей.
Сформированная игровая позиция воспитателя обеспечивает включение его в детскую игру, позволяет оказывать позитивное влияние на развитие сюжетно-ролевой игры.
Принимая во внимание всю важность данной проблемы и недостаточную её разработанность определим цель проекта:
- становление гендерного сознания дошкольников через сюжетно-ролевые игры.
Задачи:
1. обогащение реального опыта детей в их игровой деятельности;
Чем шире круг знаний ребенка, тем более содержательно насыщена его игра, и чтобы она не замыкалась на узком круге привычных бытовых тем, необходимо постоянно обогащать представления детей о самых разных областях действительности;
2. организация и преобразование предметно-игровой среды;
Развивающей будет являться только та игровая среда, которая позволит ребенку реализовать любые игровые замыслы;
3. активизирующее общение и формирование реальных взаимоотношений взрослого с детьми во время игровой деятельности.
Взрослый может помочь ребенку продолжить сюжетную линию, предложить неожиданный сюжетный поворот как во время игры, так и вне её. Игра важна для формирования реальных взаимоотношений детей и взрослых, в игре формируется «общественность». Только при наличии этого качества ребенок становится членом детского общества. Повышение компетентности педагогов в отношении понимания, организации и поддержки игровой деятельности детей дошкольного возраста будет способствовать формированию и развитию играющего детского сообщества и содержательному развитию детской игры.
Этапы проекта:
I этап: Подготовительный:
Задачи:
1. Подготовка педагогических кадров и изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Изучение и выявление содержательных характеристик гендерных представлений детей дошкольного возраста.
3. Изучение сформированности гендерных представлений у детей дошкольного возраста.
4. Выбор формы работы с родителями, разработка опросников, консультаций, плана работы с родителями по гендерному воспитанию детей.
II этап: Основной практический:
Задачи:
1. Организация сюжетно-ролевых игр через интересы дошкольников, предпочтения, игровые взаимодействия и умения детей.
2. Организация предметно-развивающей среды в ДОУ, создание условий и оформление необходимого материала для развития игровой деятельности.
3. Развитие игровых умений через последовательно изменяющееся игровое взаимодействие воспитателя с мальчиками и девочками (три линии развития)
III этап: Заключительный:
Задачи:
1. Обобщение практических материалов по реализации гендерного подхода в воспитании дошкольников.
2. Оформление опыта работы по теме проекта.
3. Распространение опыта экспериментальной работы.
4. Разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей по проблеме гендерного воспитания детей.
Ожидаемые результаты по реализации проекта
1. Создание в детском саду условий для воспитания, образования и развития мальчиков и девочек дошкольного возраста с учетом их гендерных особенностей.
2. Совершенствование гендерного воспитания детей; дифференцированного воспитания, предусматривающего индивидуальный подход, основанный на психических особенностях пола ребёнка, на развитии качеств мужественности и женственности, на воспитании уважительного отношения к детям противоположного пола и друг к другу, на подготовке детей к будущей семейной жизни, усвоению социальных ролей.
3. Разработка методов и технологий воспитания с учетом гендерных особенностей детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи.
4. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности и творческого потенциала воспитателей, способствующих гендерной социализации детей.
5. Разработка практических рекомендаций для дошкольных образовательных учреждений по реализации гендерного подхода в воспитании детей в условиях детского сада.
6. Расширение кругозора и увеличение объема знаний детей о содержании социальных ролей мужчины и женщины.
7. Приобретение родителями воспитанников знаний об особенностях воспитания детей разного пола.
Участники проекта:
Педагоги, дети, родители воспитанников.
Приоритетные направления проекта:
- поиск эффективных педагогических средств для формирования у детей гендерной устойчивости;
- формирование гендерной компетентности педагогов;
- популяризация гендерного воспитания среди педагогов ДОУ и родителей.
Объект исследования:
Процесс воспитания гендерной социализации детей через игровую деятельность.
Предмет исследования:
Комплекс организационно-педагогических условий руководства детской игровой деятельностью с акцентом на гендерную идентичность.
Срок реализации: Долгосрочный
По содержанию: Исследовательский.
Анализ результатов работы по реализации гендерного подхода в воспитании детей по критериям :
1. Критерии деятельности педагогов детского сада :
- сформированность представлений о роли гендерных особенностей в развитии детей дошкольного возраста, о гендерных технологиях и возможности их использования в педагогической практике;
- умение определять гендерный потенциал содержания и различных форм и методов воспитательной работы с детьми;
- использование в профессиональной деятельности гендерных технологий.
2. Критерии оценки результатов гендерного воспитания детей :
- сформированность представлений детей о гендерной идентичности;
- уровень гендерной социализации детей : представления детей.
Пакет Диагностической методики для детей :
С целью выявления уровней гендерной воспитанности дошкольников был разработан диагностический пакет на период 201… – 201… г
Метод наблюдения (наблюдение за поведением детей, выборочное наблюдение за игрой, во время НОД, во время выполнения культурно-гигиенических процедур, в свободное время и т. д.).
Педагогическое наблюдение за игровой и реальной деятельностью детей.
Индивидуальные беседы с детьми: «Я - мальчик. Я – девочка», «Мужской и женский мир», «О народных традициях».
Тестовые задания «Выбор игрушки», «Назови, чьи вещи», «Профессии».
Рисуночные тесты рисуночные тесты: «Нарисуй себя», «Моя семья», «Хороший мальчик / плохой мальчик», «Хорошая девочка/ плохая девочка».
Игровой метод «Кубики» (модификация одноименного теста Торшиловой Е. М.).
Тестовое задание «Выбор игрушки».
Тестовое задание «Назови, чьи вещи».
Полустандартизированное интервью В. Е. Кагана «Гендерная идентификация ребенка».
Беседа с ребенком о половых ролях (А. М. Щетинина, О. И. Иванова) на основе полустандартизированного интервью В. Е. Кагана «Гендерная идентификация ребенка».
Белопольская Л. Н. «Изучение детского самосознания и идентификация».
Н. В. Нижегородцева «Изучение сформированности образа Я».
А. Д. Кошелева «Изучение способов выражения эмоций».
«Сюжетные картинки».
«Закончи историю».
«Изучение самооценки и морального поведения».
М. А. Панфиловой «День рождения».
А. И. Захарова «Интервью с ребенком».
Наблюдение за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой мальчиков и девочек» (по показателям Н. Н. Серовой)
тестовое задание «Мордашки» (модификация методики И. И. Лунина по изучению полоролевых эмоциональных стереотипов у детей);
методика «Социально- генеалогическая цепочка» (модифицированная методика Н. Л. Белопольской);
методика «Что в образе тебе моем?» (модифицированная методика Маловой Т. В. по выявлению эстетических представлений детей о мужских (женских) образах в произведениях изобразительного искусства);
методика «Определение «Я – концепции»;
Формы представления результатов:
- методическое пособие по содержанию, результату, пути внедрения и
распространения опыта работы;
- презентация результатов реализации проекта;
- рекомендации для родителей.
Приложение
Консультация для воспитателей.
«Гендерный подход к организации игровой деятельности
детей младшего возраста»
Формирование гендерной принадлежности и идентичности - одна из задач реализации образовательной области «Социализация» в детском саду, тесно связанная, в соответствии с федеральными государственными требованиями, с формированием семейной и гражданской идентичности, а не с вопросами полового и полоролевого воспитания, как это было раньше.
Дошкольный возраст – это тот период, в процессе которого мы должны понять ребёнка и помочь ему раскрывать те уникальные возможности, которые даны ему своим полом.
Наиболее благоприятным возрастным периодом для начала гендерного воспитания является младший дошкольный возраст. Решая проблему гендерной идентификации в работе с детьми, наша задача заключается не в формировании мужских и женских качеств, а в формировании качеств, свойственных обоим полам (справедливость, доброта, трудолюбие, любовь к родному дому и др.)
Для развития начал мужественности у мальчиков следует усилить внимание к воспитанию у них эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности, рыцарского отношения к представительницам женского пола, и в первую очередь желание и способность защищать.
Для развития начал женственности у девочек особое внимание уделяем воспитанию нежности, заботливости, скромности, аккуратности, терпимости, стремлению к мирному разрешению конфликтов.
В детском саду гендерное воспитание ведется в ходе режимных моментах (умывании, приеме пищи, подготовки к прогулке и ко сну, обращается внимание детей на правила поведения, учим мальчиков уступать девочкам, оказывать им посильную помощь, а девочек учим обращаться за помощью к мальчикам, принимать их помощь, благодарить за оказанную услугу. Также гендерное воспитание осуществляется через различные игры: сюжетно-ролевые, дидактические, настольные, подвижные, народные.
В младшем дошкольном возрасте игра – является основным видом деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребёнка. Для детей игра - радость (положительный эмоциональный фон, увлечённость (положительная мотивация, ощущение лёгкости задания - даёт всем без исключения возможность преодолеть стеснительность, активизирует речевое общение и действие. Поэтому, игра – это не только оптимальный метод процесса обучения детей, но прежде всего, эффективный приём раскрепощения образного мышления, активизации воображения и творческой деятельности.
Уже в младшем возрасте дети подражают взрослым, копируют их деятельность. Исследования в области гендерных взаимоотношений, формирующихся в процессе игры, рассматривается как один из важных факторов в формировании половых стереотипов. Именно в игровой деятельности особенно заметны различия девочек и мальчиков.
Девочкам достаточно маленького «уголка», так как они раскладывают свои «богатства» перед собой играют в ограниченном пространств. Мальчикам наоборот - необходимо более большее пространство,
как правило, неограниченное и незамкнутое, они бегают, бросают предметы в цель; разбирают, собирают игрушки.
При обучении детей младшего возраста на основе игры возникает трудность, связанная с тем, что дети данного возраста не могут действовать в воображаемом плане, и им необходим реальный объект для осуществления игровых действий. Поэтому в работе по гендерному воспитанию мы предложили детям персонажи: зайчика и зайчиху- маму. С помощью персонажей зайчика – мальчика, зайчика-девочки возможно «удержать» внимание детей при выполнении учебной задачи. Будь-то режимные моменты или организационная деятельность, придумываем игровую мотивацию, которая стимулирует детей к выполнению задания.
Для того, чтобы игра стала эффективным средством гендерного воспитания, мы руководим содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек.
Наши наблюдения за поведением детей в самостоятельных играх помогли наметить конкретные пути работы с каждым ребёнком. Перед собой мы ставили следующие задачи:
* научить ребёнка играть;
* содействовать объединению детей в игре;
* тактично руководить выбором игры;
* приучать детей соблюдать во время игры правила;
* воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.
Работу по развитию сюжетно-ролевых игр осуществлялось в двух направлениях: создание необходимой игровой среды и непосредственное руководство играми детей. В группе нами было создано игровое пространство для сюжетно-ролевых игр как для мальчиков (игры с машинами, конструктором, морской тематикой, так и для девочек (семья, салон красоты, магазин).
Однако, для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Особую роль отводим чтению художественных произведений с последующей этической беседой.
В начале младшей группы большинство детей воспроизводили только предметные действия, многие из них просто манипулировали игрушками. С целью обогащения игровых действий мы проводили наблюдения с детьми за работой няни, повара, медсестры, организовывали целевые прогулки, на которых обращали внимание на трудовые действия шофёра, дворника.
В первое время, когда некоторые дети не знали друг друга, они играли в одиночку. Мы старались помочь им сплотиться в единый коллектив. К концу младшей группы дети научились играть небольшими группами, причём стали проявлять друг к другу внимание, доброжелательность, научились уступать игрушки товарищам. Конфликтных ситуаций стало меньше. Дружно играть нам помогает Мишка, житель нашей группы. С его помощью дети запоминали некоторые правила игры, которые мы вместе с ними придумывали сами.
Когда приходит черед ролевых игр, у девочек на первый план выступает вечная игра в дочки-матери (куклы выступают в ней в роли детей). В таких играх иногда участвуют и мальчики в роли папы или друга. Игра дает им возможность проявить участие и заботу.
Мужские роли могут быть и в других играх. Например, в игре в больницу: ребенок - врач, а кукла - пациент. При строительстве поезда или самолета куклы могут быть пассажирами. Малыш имеет возможность примерить к себе разные роли и приобретает соответствующий социальный опыт. Накопленный опыт помогает малышам активней участвовать в игре.
Для более успешного закрепления полученных гендерных знаний также были изготовлены дидактические игры: «Одень Машу и Сашу», «Маленькая хозяйка», «Магазин игрушек», «Подбери одежду для детей», «Мир профессий», «Умные машины». Эти и другие игры помогают детям расширить знания, знакомят с нормами поведения мальчиков и девочек, принятых в обществе, прививают нравственные качества, развивают познавательно речевые способности.
Ребенок, будь то мальчик или девочка, нуждается в освоении и усвоении человеческих отношений. Мячи, машинки, конструкторы и другие игрушки, безусловно, нужны - они развивают интеллект и учат действовать с предметами. Но еще более важным в детстве является эмоциональное развитие. Уверенность в своих силах, доверие к миру, активность, воля, любознательность, способность понимать себя и других формируются именно в дошкольном возрасте и влияют на все развитие ребенка.
Влияние гендерного подхода на воспитание и развитие дошкольников очень велико. У детей формируются :
гендерно - ориентированное поведение;
навыки гендерной идентичности и гендерной социализации дошкольников;
нравственные качества, принятые в обществе;
развиваются коммуникативно-речевые навыки;
развиваются мышление, память, воображение.
Главная цель нашей работы: способствовать подготовки к жизни счастливого, эмоционально благополучного ребёнка, адекватно осознающего и переживающего свои физические и психологические индивидуальные особенности – мужские или женские.
Но на этом наша работа не заканчивается, наработанный опыт будет углубляться и совершенствоваться в дальнейшем.
Список литературы
1. Основы гендерного образования : Учебное пособие/ под ред. Т. А. Кумалиева, Т. Д. Тленчиева и т. д. – Алматы: Ось-89, 2003г
2. Татаринцева Н. Е. Полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ. Учебно-практическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2008г.
3. Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. - М. : ТЦ Сфера, 2009
4. Берн Ш. Гендерная психология. - М. 2000
5. Боковикова А. М., Старовойтова В. В. Гендерные особенности. – СПб: Университетская книга, 2001г
6. Гендерное развитие детей дошкольного возраста. Методическое пособие. – авт. сост. Нохрина В. Н. Екатеринбург, 2003г.
7. Шелухина И. П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста. - М. : ТЦ Сфера, 2006.-96с.
8. Материалы лекций. Никитина Н. Н. – Доц. каф. Философии образования и андрагогики ИРРО, к философ. наук