Земфира Барадиновна Хапаева
Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
АНАЛИЗ ТЕМЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Цель:
«Создание условий для естественного развития ребенка в детском саду и в семье с учетом гендерной идентичности. Для приобретения ребенком полоролевого опыта» .
Задачи:
Активизировать представление о различии полов (физических, поведенческих, нравственных) посредством ролевых игр.
Развивать способы взаимодействий характерных для мужского и женского типов поведения, через знакомство с русским фольклором.
Обогащать знания детей о своей семье, роде, семейных традициях, знакомить с функцией семьи.
Публикация «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
Прививать нравственные качества характерные для мальчиков и девочек посредством игровой и художественно – продуктивной деятельности.
Повысить активность родителей в совместной деятельности по гендерному воспитанию, развитие семейного творчества и сотрудничества детского сада и семьи.
Развивать представления о себе и о других людях со своими достоинствами и недостатками, а так же индивидуальными особенностями.
У детей развиты представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходств и различий. Созданы условия для реализации знаний об эталонах «мужского» и «женского» поведения в игровых и реальных взаимоотношениях со сверстниками, сформированы представления о роли и занятости мужчины и женщины в семье. У детей сформированы представления о «женских» и «мужских» видах деятельности. Все это достигалось при помощи различных игр, художественной деятельности.
Итоги работы с родителями за год
• Сентябрь
Оформлена папка-передвижка: "Гендерное воспитание в детском саду: что это и для чего? "
• Октябрь
Консультация «Семья-главный фактор в
становлении гендерной идентичности ребенка»
• Ноябрь
Советы по воспитанию дочери: "Как воспитывать девочку"
• Декабрь
Советы родителям по воспитанию сыновей:
"Психологическое развитие мальчиков".
• Январь
Рекомендации дидактических игр по гендерному воспитанию
• Февраль
Памятка : "Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях".
• Март-Апрель
Родительское собрание "Родителям о воспитании девочек и мальчиков".
Перспективы работы в следующем году:
выбор новой темы.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №15 «Вики» г. Карачаевск»
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
Цель и задачи самообразования по теме: Повысить свой профессиональный уровень по теме, систематизировать работу гендерного подхода в воспитании детей в ДОУ. Основные вопросы, намеченные для изучения:
1. Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей.
2. Формирование у родителей гендерной компетентности.
3. Знакомство педагогов с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения.
Этапы разработки:
Работа с родителями.
Сентябрь
Папка-передвижка : " Гендерное воспитание в детском саду: что это и для чего?"
Октябрь
Консультация «Семья-главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка»
Ноябрь
Советы по воспитанию дочери:"Как воспитывать девочку"
Декабрь
Советы родителям по воспитанию сыновей: "Психологическое развитие мальчиков".
Январь
Рекомендации дидактических игр по гендерному воспитанию
Февраль
Памятка: "Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях".
Март-Апрель
Родительское собрание "Родителям о воспитании девочек и мальчиков".
Май Анкета по гендерному воспитанию для родителей
Работа с детьми
Период Тема Цель Содержание
Сентябрь «Смотрите, какой я!» Учить идентифицировать себя с представителями своего пола. Формировать представления о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности • Дидактическая игра «Одень куклу».
• Работа с зеркалом «Мои эмоции».
• Отгадывание загадок о частях тела
Октябрь «Кто есть кто» Развивать умения соотносить свое поло-ролевое поведение с поведением других, адекватно оценивать поло-ролевое поведение сверстников и свое собственное • Чтение «Шли по лесу два товарища.» Л. Толстого с
обсуждением.
• Рассказ воспитателя «Правила в нашей группе»
Ноябрь «Я среди других» Развивать представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходств и различий. Воспитывать дружеские взаимоотношения • Подвижная игра «Ловишки парами».
• Дидактическая игра «Опиши того, кто справа.»
• Просмотр мультфильма «Чебурашка»
• Конструирование из строительного материала «Домик
для друзей»
Декабрь «Я и моя семья» Создавать условия для реализации знаний об эталонах «мужского» и «женского» поведения в игровых и реальных взаимоотношениях со сверстниками. Сформировать представления о роли и занятости мужчины и женщины в семье • Выставка семейных фотографий.
• Сюжетно-ролевые игры «Ждем гостей», «Больница»
• Рисование «Моя семья»
• Просмотр мультфильмов «Мешок яблок», «Трое из Простоквашино», «Кошкин дом»
Январь «Кто я?» Формировать представления о «женских» и «мужских» видах деятельности, внешних и внутренних аспектах мужественности и женственности • Лото «Профессии»
• Чтение рассказа «Как я был мамой» Я. Сегеля.
• Дидактическая игра «Женская и мужская работа»
• Экскурсии на стройку, в парикмахерскую.
• Работа с картинками «Манеры поведения»
Февраль «Из чего сделаны мальчишки?» Формировать эмоционально-положительное отношение к выполнению будущей социальной роли *Чтение стихотворения Э Успенского «Если был
девчонкой».
*Чтение «Рассказа о неизвестном герое» С. Маршака.
*Аппликация «Подарок для папы» ко Дню защитника
Отечества
Март «Мир девочек» Воспитывать культуру общения с партнерами противоположного пола. Продолжать учить быть опрятным: видеть и устранять недостатки своего внешнего вида в прическе, одежде и пр. *Совместный труд с распределением обязанностей «Постираем кукольное белье». *Аппликация «Открытка для мамы» *Дидактическая игра «Одень куклу в театр, магазин, на дискотеку.»
*Развитие мелкой моторики: «Делаем украшения своими руками»
Апрель «Я родился!» Продолжать формировать представления о зарождении новой жизни с общим механизмом деторождения *Дидактическая игра «Кто кем был?». *Отгадывание загадок о животных и их детенышах. *Сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», «Семья». *Рассказ воспитателя «Как животные ухаживают за детенышами» с использованием иллюстраций.
Май «Я среди чужих» Продолжать знакомить детей с правилами поведения в обществе. *Чтение произведения «Как мальчик потерялся» 3 Александровой.
*Просмотр мультфильма «Маша и медведь» с обсуждением. *Сюжетно-ролевая игра «Кафе» (усвоение правил хороших манер)
Чей опыт предполагается изучить по данной теме:
Тельнюк И. В. «Индивидуально – дифференцированный подход к организации самостоятельной деятельности девочек и мальчиков 4-5 лет в детском саду».
Творческое сотрудничество по теме самообразования: с воспитателями средних, старших и подготовительных групп.
Практический выход (указать формы работы: выступления, рефераты, сообщения, отчеты обобщение опыта и другие) __Выступления на родительских собраниях по темам:_ Консультация «Семья-главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка»; Советы по воспитанию дочери: "Как воспитывать девочку"; Советы родителям по воспитанию сыновей: "Психологическое развитие мальчиков". ; Рекомендации дидактических игр по гендерному воспитанию ;Памятка: "Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях".
;"Родителям о воспитании девочек и мальчиков".
Консультации для воспитателей : «Взаимодействие педагогов и детей с учетом гендерной принадлежности. ;Гендерное воспитание в подготовительной к школе группе. ;«Гендерное воспитание дошкольников посредством взаимодействия детского сада и семьи»; «Гендерное, семейное воспитание через проектную деятельность».
Гендерный подход в социализации дошкольников. ;
"Гендерное воспитание в условиях детского сада с учетом требований ФГОС".
;Отчет –презентация.
Когда и где планируется выступать с сообщением о собственном педагогическом опыте : педсовет в ДОУ
План работы по самообразованию «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»
План работы по самообразованию
воспитателя средней группы «Чебурашка»
Хапаева Земфира Барадиновна.
Высшая квалификационная категория
Дата начала работы над темой:2019
Предполагаемая дата окончания работы: 2024
Тема: «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»
Направление: социально-личностное
Образовательная область: социально – коммуникативное развитие
Цель: повышение профессионального уровня по теме, систематизация работы по использованию гендерного подхода в воспитании детей в ДОУ.
Повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания.
1. Пропаганда знаний среди родителей о важности полоролевого воспитания.
2. Активизация участие родителей в воспитательно – образовательном процессе через гендерное воспитание
Задачи:
• Познакомиться с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения;
• Организовать образовательный процесс с детьми в группе с учётом гендерных особенностей;
• Способствовать формированию у родителей гендерной компитентности;
• Разработать перспективный план работы с детьми;
• Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
• Оформить в группе центр активности (или мини-центр) «Дочки -матери», «Шофёры»;
• Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему: «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»;
• Подготовить (принять участие) в семинаре «Воспитание нравственности»;
Практические выходы:
1. Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности. Тема «Играют мальчики, играют девочки»;
2. Оформление папки-передвижки. Тема: «Дидактические игры по гендерному воспитанию Дидактические игры по гендерному воспитанию»;
3. Выставка работ. Тема: «Подарки для любимых пап», «Букет для любимой мамочки»;
4. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье», «С чего начинается гендерное воспитание»;
5. Проект. Тема «Моя семья»;
6. Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Предполагаемый результат:
• владение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста (проектная деятельность) ;
• повышения своих теоретических и практических знаний, умений и навыков, профессионализма и творчества.
• развитие у детей творческих способностей, коммуникативных навыков, умения экспериментировать, синтезировать полученные знания.
Форма самообразования: индивидуальная
Форма отчета о проделанной работе:
• картотеки потешек, игр по гендерному воспитанию, сюжетно-ролевых игр;
• библиотека книг со сказками;
• настольные театры;
• консультации для воспитателей и родителей;
• таблица результатов тестирования;
• анкета для родителей;
• памятка для родителей.
Только совместными усилиями детского сада и семьи социализация и развитие каждого ребенка с учетом его личностных качеств и гендерной идентификации будет проходить более успешно и эффективней.
Перспективное планирование по гендерному воспитанию в
старшей группе
Период Тема Содержание работы работа с родителями
сентябрь
«Что такое детский сад» Беседы: «Наша группа», «В детском саду много девочек и мальчиков».
Чтение: Е. Яниковская «Я хожу в детский сад»,
О. Кригер «На прогулку». Разучивание пословиц о дружбе.
Дидактические игры: «Давайте познакомимся», «Что есть в нашей группе».
Продуктивная деятельность: «Мой друг», «Наша группа», «Моя любимая игрушка в детском саду»
Папка-передвижка: «Гендерное воспитание в детском саду: что это и для чего?»
Анкетирование родителей
октябрь Мы разные -девочки и мальчики Рассматривание себя в зеркале. Беседы: «Одинаковые и разные», «Кто у нас какой».
Дидактические игры: «Назови по имени», «Угадай, кто позвал», «Как зовут, угадай и предмет передай»
Консультация «Семья-главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка»
ноябрь Дошколята - дружные ребята Рассматривание иллюстраций.
Беседа «Дружат белочки и зайчики, дружат девочки
и мальчики».
Дидактическая игра «Расскажем зверюшкам, как нужно
дружно играть»
Советы по воспитанию дочери: «Как воспитывать девочку»
декабрь Заботливые девочки и мальчики Рассказ воспитателя «Как люди заботятся друг о друге». Беседа «Как можно позаботиться о товарище» Советы родителям по воспитанию сыновей: «Психологическое развитие мальчиков»
январь Предложить детям рассказать о взаимоотношениях в их семьях, о своих обязанностях по дому; обсудить, почему очень важно помогать взрослым (у родителей появится больше свободного времени для игр с детьми; помогая, дети учатся быть самостоятельными). Учить детей правильно произносить свое полное имя, отчество, фамилию, называть имена и отчества родителей. Рассказать детям о значении имен, способствовать становлению у детей образа своего "Я". Тема: "Я и моя семья"
Беседы
Тема: "Я и моя семья"
Тема: "Как тебя зовут? "
Дидактические игры
"Угадай, кто позвал"
Рекомендации дидактических игр по гендерному воспитанию
февраль 1. Закрепить умение соотносить себя с определенным полом, видеть отличия мальчиков и девочек, и отражать эти знания в выборе игрушек, одежды, форм поведения.
2. Формировать умение в различных жизненных ситуациях быть вежливым, добрым, внимательным по отношению к окружающим.
3. Закрепить умения детей образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
4. Закрепить практические умения в выполнении аппликации из ткани.
5. Воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки, доброжелательность и уважение к старшим и сверстникам.
Формировать у детей образ своего "Я", осознанное отношение к себе, способствовать становлению половой идентификации. Обсудить с детьми, какие качества мужчин и мальчиков (сила, ответственность) определяют правила этикета во взаимодействии с женщинами, девочками (уступать место в транспорте, при выходе из него подавать руку, пропускать вперед и т. д.) .
Обсудить с детьми, что носят мальчики, что носят девочки; учить различать мужскую и женскую одежду, выделять характерные элементы.
Учить детей следить за своим внешним видом. Обсудить с детьми, какого человека можно назвать опрятным, как он выглядит, как себя ведет. Предложить ребятам высказать свое мнение о том, с каким человеком приятнее общаться, играть вместе (с опрятным или с неряхой, пояснить свой ответ. Учить употреблять в речи прилагательные: опрятный, неряшливый, ухоженный, красивый, причесанный, лохматый, умытый, выглаженный, мятый.
Дидактические игры Тема: "Мы разные - девочки и мальчики"
НОД
Тема: "Хоть мы разные, друзья, друг без друга нам нельзя"
Беседы
Тема: "Мальчик и девочка"
Тема: "Одежда для мальчиков, для девочек и для всех"(какая бывает одежда)
Тема: "На опрятного смотреть приятно! "
Дидактические игры
Памятка: «Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях»
март Учить детей быть внимательными друг к другу. Воспитывать доброжелательные отношения между мальчиками и девочками.
Учить детей быть внимательными друг к другу; воспитывать чувства товарищества, взаимовыручки, доброжелательность.
Учить детей узнавать, кого загадал воспитатель по описанию одежды (прическе, учить самостоятельно составлять описание.
Тема: "Наши девочки"
Беседы
Тема: "Какие у нас девочки"
Чтение художественной литературы
А. Барто "Девочка чумазая", "Девочка-ревушка"; Е. Серова "Стирка".
Рассказ воспитателя о празднике "8 Марта" с использованием иллюстративного материала.
Продуктивная деятельность Подарки для девочек
Тема: "Дошколята - дружные ребята"
Беседы
Тема: "Дружат белочки и зайчики, дружат девочки и мальчики"
Дидактические игры
"Найди своего товарища"
Чтение художественной литературы Март Утренник «8 Марта»
апрель Какая бывает одежда Рассматривание предметов и картинок. Беседа «Одежда для мальчиков, для девочек и для всех
Журнал для родителей «Сюжетно-ролевые игры как средство гендерного воспитания дошкольников»
май Я и мое имя: закрепление знаний об именах своих родственников, ласкательные имена Рассматривание фотоальбомов.
Беседы: «Моя семья», «Как тебя называют дома».
Дидактическая игра «Назови свое имя по-другому».
Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Продуктивная деятельность «Автопортрет» Родительское собрание «Родителям о воспитании девочек и мальчиков»
Анкета по гендерному воспитанию для родителей
Работа с родителями.
Сентябрь
Папка-передвижка: " Гендерное воспитание в детском саду: что это и для чего?"
Октябрь
Консультация «Семья-главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка»
Ноябрь
Советы по воспитанию дочери: "Как воспитывать девочку"
Декабрь
Советы родителям по воспитанию сыновей: "Психологическое развитие мальчиков".
Январь
Рекомендации дидактических игр по гендерному воспитанию
Февраль
Памятка: "Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях".
Март-Апрель
Родительское собрание "Родителям о воспитании девочек и мальчиков".
Май
Анкета по гендерному воспитанию для родителей
Консультации для воспитателей
Сентябрь
Взаимодействие педагогов и детей с учетом гендерной принадлежности.
Октябрь
Гендерное воспитание в подготовительной к школе группе.
Ноябрь
«Гендерное воспитание дошкольников посредством взаимодействия детского сада и семьи»
Декабрь
«Гендерное, семейное воспитание через проектную деятельность».
Январь
Гендерный подход воспитания детей дошкольного возраста
Февраль-Март
Гендерный подход в социализации дошкольников
Апрель
"Гендерное воспитание в условиях детского сада с учетом требований ФГОС".
Май
Отчет –презентация