Галина Котова
«Гендерный подход в воспитании и обучении дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Наш детский сад реализует «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, в которой гендерное воспитание как отдельное направление деятельности не выделяется. Актуальность работы обусловлена многообразием исследований в области гендерного образования и неразработанностью методики внедрения результатов исследований в образовательный процесс.
Публикация «„Гендерный подход в воспитании и обучении дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
В современных образовательных программах введена задача формирования гендерной принадлежности в образовательной области «Социализация».
Обеспечение гендерного подхода в социализации дошкольников — одна из важных задач развития детей. Целью такого подхода является воспитание девочек и мальчиков, одинаково способных к самореализации.
Переход к гендерному подходу в воспитании и обучении дошкольников ориентирован на индивидуальные склонности и возможности. Гендерный подход в образовании это проявление личностно-ориентированного взаимодействия всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей и детей).
При осуществлении гендерного подхода мы опирались на основные принципы:
1. Принцип перспективной инициативы: разворачиваясь в настоящем и исходя из опыта прошлого, гендерное воспитание направлено на подготовку ребенка к будущему, а потому должно учитывать актуальные для него перспективы.
2. Принцип активности: не ждать возникновения проблем, а пользоваться любой жизненной ситуацией и при необходимости организовывать их, что бы передавать детям соответствующие установки и сведения.
3. Принцип непрерывности (преемственности) : гендерное воспитание должно быть непрерывным, последовательным и преемственным процессом, который начинается в раннем возрасте и каждый этап которого является базой для последующего этапа.
4. Принцип доступности - правдивые сведения и желательные образцы должны соответствовать этапу формирования ребенка, его ми-ровосприятию; исключать ложь - всегда правда, и только правда, но не вся; сведения о полах и отношениях людей разного пола должны наполняться нравственным содержанием.
5. Принцип единого подхода родителей, педагогов и медицинских работников: общность взглядов на необходимость гендерного воспитания, его цели, средства, методы и содержание в зависимости от возраста детей.
6. Принцип комплексности: планирование и оценка конкретных мер гендерного воспитания, как части системы собственно воспитания, социализации и образования.
7. Демократичность. При гендерном подходе в обучении мальчики и девочки имеют равные права на получение знаний; они не противопоставляются друг другу, а взаимодействуют на основе партнерских отношений.
8. Природосообразность. Признание личностного равноправия мальчиков и девочек не означает отрицания биологических и физиологических особенностей и различий в их жизнедеятельности. Признание этих различий требует различных форм, методов и средств обучения для наиболее полной реализации способностей, как представителей своего пола в разных видах детской деятельности.
Достаточно полного представления о сущности гендерного воспитания нет как у воспитателей, так и у родителей. Гендерное воспитание детей дошкольного возраста еще не стало ведущим в образовательном процессе ДОУ. Поэтому выстраивание модели образовательного пространства ведё м по 4 направлениям:
1. знакомство педагогов с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения;
2. пропаганда педагогических знаний по этому вопросу с родителями и привлечение их к участию в педагогическом процессе;
3. построение соответствующей предметно-пространственной развивающей среды;
4. построение модели педагогического процесса.
На начальном этапе главной задачей является заинтересовать членов педагогического коллектива данной работой и предоставить возможность для творческого отношения к воспитанию мальчиков и девочек. Подобрать и проанализировать теоретический и практический материал по данной теме. Провести анкетирование педагогов для выявления их отношения к проблеме гендерного воспитания. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме «Особенности гендерного воспитания детей дошкольного возраста». Провести семинар-практикум для педагогов «Гендерный подход в воспитании и обучении дошкольников»; консультации: «Дифференцированный подход к физическому воспитанию мальчиков и девочек»; «Игры мальчиков и девочек», «Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста».
Работа с семьёй носит информационно – практический характер. Для полноценного воспитания ребёнка важно, чтобы родители были грамотными в вопросе гендерного воспитания детей. С этой целью проводились различные формы работы с родителями: конференции; консультации, беседы, наглядная информация по таким темам как: «Мальчики и девочки – любить по-разному, воспитывать по разному», «Мир движений мальчиков и девочек» «Как и во что, играют мальчики и девочки», творческие выставки, встречи с интересными людьми. Организован консультативный пункт, где родители получают индивидуальные консультации специалистов по воспитанию ребёнка дошкольника. На сайте детского сада https://ds70.detkin-club.ru можно найти информацию рекомендательного характера по данному вопросу.
В помощь педагогам предложены гендерные индикаторы в различных сферах жизнедеятельности девочек и мальчиков.
1. При организации непосредственно-образовательной деятельности нужно учитывать:
1.1. гендерное содержание занятий, упражнений;
1.2. активизация мальчиков и девочек;
1.3. учет опыта мальчиков и девочек
2. Среда обучения должна быть благоприятна и комфортна как для мальчиков, так и для девочек:
2.1. благоприятен ли климат для мальчиков и девочек;
2.2. признание равенства опытов мальчиков и девочек;
2.3. отношение педагога к мальчикам и девочкам;
3.4. позитивная трансляция гендерного опыта педагога
3. В игровой деятельности обращать внимание на:
3.1. распределение ролей;
3.2. гендерная составляющая игр;
3.3. % игр, ориентированных на мальчиков и девочек;
3.4. количество игрушек для мальчиков и девочек;
3.5. возможность транслировать собственный опыт мальчиком и девочкой
4. Физиологическая среда подразумевает:
4.1. доступность удовлетворения физиологических потребностей (туалеты, гигиенические комнаты);
4.2. организация сна, питания и т. д.
5. В повседневной деятельности обязательно давать:
5.1. возможность заниматься собой (мальчик/девочка);
5.2. возможность удовлетворения своего интереса/ хобби;
5.3. возможности и способность сознательного участия в реализации интересов другого (мальчик-девочка; девочка-мальчик; девочка-девочка; мальчик-мальчик)
Во взаимоотношениях:
-ребенок ребенок;
-ребенок воспитатель;
-ребенок родитель;
-ребенок др. взрослый
6. Давать:
6.1. возможности ребенка строить гендерно окрашенные отношения;
6.2. учет воспитателем гендерных составляющих взаимоотношений с ребенком;
6.3. гендерная компетентность родителей в построении взаимоотношений с ребенком (особенности структуры семьи с учетом гендерного компонента);
6.4. гендерная компетентность взрослого (гендерные установки, стереотипы, предрассудки, представления)
7. Позиции лидерства девочек и мальчиков с ориентацией на выравнивание возможностей наблюдаются:
7.1. в игре;
7.2. в обучении;
7.3. в повседневной деятельности;
7.4. во взаимоотношениях (ребенок-ребенок; девочка-мальчик; мальчик-девочка)
8. Влияние взрослого с позиции гендерной компетентности :
8.1. в семье;
8.2. в детском саду;
8.3. в социуме (улица, публичные места)
9. Соответствие гендерных навыков, умений, представлений как компетентность девочек и мальчиков должны развиваться через:
9.1. гендерное поведение мальчиков;
9.2. гендерное поведение девочек
10. Коллективная деятельность в процессе сюжетно-ролевых игр, занятий и других видов деятельности
10.1. половая дифференциация;
10.2. выбор партнера по играм и др. видам деятельности с учетом пола (девочка, мальчик);
10.3. трансляция гендерных норм;
10.4. соответствие позитивного смысла гендерных отношений;
10.5. гендерная окрашенность взаимодействий мальчиков и девочек
11. Гендерное пространство детского сада, т. е. развивающая среда должна учитывать 11.1. гендерная статистика (количество девочек и мальчиков в группах детского сада)
12. Дидактический материал предлагаемый детям должен иметь гендерную направленность и содержание:
12.1. гендерное содержание методического материала;
12.2. гендерное содержание пособий, книг для дошкольников
12.3. иллюстрации в учебно-методическом материале с позиций их гендерной ориентированности;
12.4. гендерная направленность методических пособий и книг.
Методически грамотно и ответственно проведенная работа посредством данных индикаторов позволяет педагогам создать условия для выстраивания гендерных отношений в детском саду и задаёт перспективу для гендерного развития девочек и мальчиков.
Модель образовательного процесса выстроена таким образом, что бы при обучении и воспитании мальчиков и девочек в разных видах деятельности педагоги используют дифференцированный подход. При организации и проведении совместной деятельности педагогами учитываются психологические особенности мальчиков и девочек: девочкам даются типовые и шаблонные задания, мальчикам – ориентированные на поисковую деятельность, при анализе занятий оцениваются их знания, а не поведение.
Модель реализации гендерного подхода ориентирована на технологии гендерного воспитания, которые представлены интеграцией средств (народная игра, сказка, пословицы, поговорки, материнский фольклор); методов познавательно-развивающих (проблемные ситуации, игровое моделирование, прогнозирование ситуации, диалогово-рефлексивных (игровые диалоги, диалоги персонажей, диалоги взрослые-дети, диалоги мальчики - девочки, театрально-игровых (имитационные, сюжетно ролевые игры, игры-драматизации, двигательно-образных (подвижные, символические игры, игры-состязания, модели, схемы) и форм организации деятельности (игровая, интеллектуально-познавательная, рефлексивная, экспериментальная).
Содержание представляем в специально-организованных видах деятельности: познавательные и этические беседы, развивающие ситуации, чтение художественной литературы и др.
Результатом гендерного подхода видим гендерную социализацию детей, вырастет культура поведения и общения детей, мальчики станут более внимательными по отношению к девочкам, а девочки – доброжелательными по отношению к мальчикам; повысится уровень психолого-педагогической компетентности воспитателей, вырастет их творческий потенциал; родители воспитанников приобретут знания об особенностях воспитания детей.