Елена Бусолаева
Гражданское и духовно-нравственное воспитание в семье и детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнили:
Воспитатель МАДОУ ЦРР д/с № 21 «Надежда» г. о. Ступино - Павлова М. С. ;
Воспитатель МАДОУ ЦРР д/с № 21 «Надежда» г. о. Ступино - Бусолаева Е. В.
Актуальность:
«Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания».
Александр Владимирович Запорожец
Публикация «Гражданское и духовно-нравственное воспитание в семье и детском саду» размещена в разделах
События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов – духовно-нравственность и гражданственность. В российском обществе ощущается дефицит нравственности, как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.
Понятие «патриотизм» понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины. Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города, традиции предков.
Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т. к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в гражданском и духовно-нравственном воспитании.
Цель: воспитание гражданской, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи:
1. Формирование гражданского и духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности:
- к семье, детскому саду, родному городу, стране;
- к природе родного Ступинского края;
- к культурному наследию своего народа.
2. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа.
Проблема: В настоящее время российское общество остро переживает кризис гражданских и духовно-нравственных идеалов, очень остро ощущается недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, выбора жизненных ориентиров.
Вид проекта: групповой, информационно-познавательно-музыкально-ориентированный-творческий, долгосрочный.
Участники проекта:
дети средней группы, воспитатели, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, родители.
Критерии эффективности воспитательной системы:
- наличие гармоничных одухотворённых отношений ребенка к окружающему миру, людям и самому себе;
- иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками;
- потребность и готовность проявления сострадания и сорадования миру;
- субъективное психическое и эмоциональное благополучие;
- соответствие традиционным для отечественной культуры полоролевыми образцами поведения, мужественности и женственности;
- светлая оптимистическая детская картина мира.
Самообразование педагогов:
Изучение нормативных документов
1. Устав ДОУ.
2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»
3. «Конвенция о правах ребёнка»
4. «СанПиН 2.4.1.3049-13 для ДОУ» (с изменениями от 04.04.2014г.).
5. «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
Изучение методической литературы
1. «Мы живем в России». Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников Зеленова, Н. Г. Пособие для воспитателей. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
2. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Князева О. Л., Маханева М. Д., - Санкт-Петербург, 1999 год.
3. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью». Алешина Н. В., – М. : ЦГЛ, 2005.
4. «Патриотическое воспитание дошкольников». Алешина Н. В., М. : ЦГЛ, 2005.
5. «Знакомство дошкольников с родным городом и страной» (патриотическое воспитание). Алешина Н. В., – М. : УЦ «Перспектива», 2011.
6. «Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников». Горькова Л. Г., Обухова Л. А., – М. : ВАКО, 2005.
7. «Мир, в котором я живу». Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. - М. : ТЦ Сфера, 2005.
Взаимодействие с родителями:
1. Консультация для родителей: «Патриотическое воспитание»
2. Конкурс поделок «Мой ребенок – солнышко»
3. Анкета для родителей
4. Краткосрочный проект «Валенки»
5. Консультация для родителей: «Роль отца в семье и в воспитании детей»
Гражданское и духовно-нравственное воспитание детей проходит эффективней, если установить тесную связь с семьей. Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.
Подводя итог, хочется сказать, что гражданское и духовно-нравственное воспитание занимало и будет занимать центральное место в воспитательной системе нашей группы. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов – есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.