МААМ-картинки

Духовно-нравственное воспитание

Татьяна Шиндяпина
Духовно-нравственное воспитание
▼ Скачать + Заказать документы

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Шиндяпина Татьяна Николаевна

МБДОУ «Детский сад «Солнышко»»

Воспитатель

Россия, г. Тамбов

Духовно-нравственное воспитание и формирование подрастающего поколения - одна из труднейших и важных проблем в настоящий период, который должен решаться преподавателями, родителями и окружающими людьми. Непосредственно духовно-нравственное воспитание гарантирует единство и гибкость общих воспитательных воздействий старших на ребёнка в различных ситуациях их взаимоотношений, а, кроме того, взаимоотношений детей друг с другом. Оно подразумевает развитие у детей ценностного отношения к окружающему миру, к собственной жизни, которое обеспечивает устойчивое и сложное формирование личности ребенка. В наше время, как бы печально это е звучало, вещественные ценности преобладают над духовными. По этой причине у ребёнка искажено представление о доброте, патриотизме, гражданственности, великодушии и милосердия. [ 3, с. 94].

Публикация «Духовно-нравственное воспитание» размещена в разделах

Дошкольное детство - значимая стадия становления нравственного облика ребенка. Именно в этот период у ребенка закладываются основные принципы нравственности, создаются начальные эстетические представления, начинает возникать заинтересованность к действам социальной жизни. Дети обращаются с вопросами к воспитателям, родителям, стараются больше узнать о своей Отчизне, крае, месте, в котором они проживают.

Нынешняя педагогика полагает допустимым и важным начинать ознакомление со своим народом, с его обычаями уже с раннего возраста. Основная цель данного направления - спровоцировать заинтересованность у детей к народному творчеству, декоративно-прикладному искусству, определённым многознаменательным историческим событиям, связанным с краем, в котором живут дети, и весьма немало, чтобы данный интерес сохранялся с раннего возраста вплоть до школьных лет.

Для того, чтобы развивать в детях чувство гордости за собственную Родину, необходимо с раннего возраста в дошкольных учреждениях научить уважать собственный город, место, в котором они появились на свет, природу, которая их окружает, привить интерес к культурным событиям своего народа, а также воспитать любовь к декоративно-прикладному искусству и народному творчеству.

Бесспорно, что в отсутствии духовности, какую закладывали наши отцы и дети своим детям на протяжении многих веков, мы никак не сможем воспитать нравственное здоровое поколение, которое бы сберегло свои исторически сформировавшиеся национальные особенности. Православная педагогическая традиция в нашем государстве обладает тысячелетней историей и возможно отследить, что отказ от православных ценностей поверг на сегодняшний день к таким грустным результатом, как очерствление личности, бездуховность социума [2, с. 240].

В таком случае, стоит отметить, что концепция духовно-нравственного воспитания детей основывается на приобщении их к культурному наследию своего народа.

Работа воспитателей детских дошкольных учреждений по формированию духовно-нравственного воспитания должна быть систематизирована и основываться на определенных принципах, к которым относятся:

1. духовный ориентир - построение жизни и поступков на основе христианского совершенства, уклонения от злобы и выбора добра;

2. гуманистический принцип - развитие позитивного отношения к миру и обществу, сострадания и сочувствия.

3. естественно - научный принцип, который базируется на научном представлении общественных действий, законов формирования и развитие;

4. культурологический принцип – взаимодействует в согласовании с национальной культурой, ценностями и обычаями;

5. государственный принцип, при котором воспитание осуществляется в согласовании с законодательством Российской Федерации [4, с. 58].

Целью духовно-нравственного воспитания считается развитие моральных качеств личности детей, накапливание духовного опыта, основанного на традициях и обычаях православной культуры.

К главным задачам духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста можно причислить:

- познание и привитие православной культуры и обычаев;

- раскрытие духовной и нравственной одаренности детей, их возможностей и дарований;

- гармоничное, положительное и гуманистическое формирование личности детей;

- формирование гражданского самосознания и самопознания, доброжелательного отношения к людям;

- одухотворение жизненного пространства детей;

- защита и усиление физиологического, психологического и духовного здоровья детей [5, с. 147].

Немаловажную роль в приобщении детей к народной культуре играют общие народные праздники, проводимые в дошкольных учреждениях: в зимнее время – «Здравствуй, Новый год», «День Защитника Отечества», «праздник Масленицы», весной – «Наши любимые мамы», «Праздник птиц», «Светлая Пасха», «Гордимся и помним». Они отражают национальный характер и самобытность времени, считаются красочной конфигурацией отдыха воспитателей, родителей и ребёнка, которые объединены единым действом, едиными переживаниям.

На занятиях по декоративно-прикладному искусству у ребёнка существует значительная вероятность дотронуться до истории и традиций своего края и страны. Воспитатели дошкольных учреждений имеют возможность проведения цикла занятий, где дети знакомятся с фольклором, изображая его на рисунках, в лепке, поделках из природного материала. К примеру, при ознакомлении с Хохломой, Гжелью, Урало-сибирской росписью, ребёнок может познакомиться с разными приемами и типами росписи, обучиться выполнять классические элементы кистевой росписи. С наступлением весны возможно организовывать изображение солнца в славянской мифологии, фиксировать способности нестандартной техники рисования, самостоятельно, без помощи воспитателя подбирать материал, художественные инструменты, формат основы и размер образа. Изготавливая из солёного теста пасхальные яйца, украсив их разными материалами, дети также могут познакомиться с обычаями и культурой нашего государства.

Общая деятельность ребёнка с родителями - необходимая составляющая, в отсутствии которой невозможно духовное и нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Результат воспитания формируется из общего дуэта родительского и педагогического взаимодействия. Педагог должен регулярно разъяснять родителям значимость укрепления семейных и народных обычаев, привития эстетического вкуса, понимания и принятия нравственных ценностей. В первую очередь непосредственно родители несут ответственность за формирование личности своего ребёнка.

Проводимая работа в данном течении развивает у детей дошкольного возраста чувство уважения к творчеству мастеров и культурному наследию своих предков.

Список используемых источников

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте М. Просвещение. 2012. 452 с.

2. Воспитание гуманных чувств у детей (В. К. Котырло, С. Е. Кулачковская, С. А. Ладывир и др. ; под редакцией Л. Н. Прокашенко,В. К. Котырло. Киев 2007. 350 с.

3. Воспитание личности ребенка дошкольного возраста. Пермь, 2010. 240 с.

4. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Пособие для воспитателей детского сада. // Под ред. А. М. Виноградовой. М. Просвещение. 2010. 142 с.

5. Князева Л. П. Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Учебное пособие для спецкурса. Пермь, 2004. 540 с.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольника Свое выступление я хочу начать со слов В. А. Сухомлинского «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти.

Духовно-нравственное воспитание дошкольника В настоящее время экономические и политические изменения привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех.

Духовно-нравственное воспитание дошкольника Духовно-нравственное воспитание дошкольника Актуальность темы: Духовно-нравственное воспитание, обеспечивает устойчивое, гармоничное.

Консультация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»Консультация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Одним из приоритетных направлений деятельности нашего дошк. учреждения является духовно-нравственное развитие наших воспитанников. Ведь именно.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в семье «Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца» (В. А. Сухомлинский).

Духовно-нравственное воспитание ребёнка в семье Цели и задачи духовно-нравственного воспитания: Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду Духовно - нравственное воспитание в детском саду № 64 «Журавлёнок» «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце.

Консультация «Духовно — нравственное воспитание дошкольников» Принято говорить, дети - наша гордость. Каждому родителю, в своих детях, все нравится, все мило, все дорого. Но часто ли мы, взрослые, задумываемся.

Эссе «Духовно-нравственное воспитание»Эссе «Духовно-нравственное воспитание» Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Выступление на Августовской педагогической конференции 2016 Сл. 2 Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание
Опубликовано: 5 марта 2019 в 21:49
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Духовно-нравственное воспитание» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Шиндяпина (УИ 1807552) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД