Наталья Азарова
Квест для детей старшего дошкольного возраста «Гуляй, Масленица!»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка педагога-психолога дошкольного учреждения
внеурочной деятельности на тему: «Гуляй, Масленица!»
Пояснительная записка.
Приобщение детей к национальным культурным традициям имеет большое значение. Во-первых, закрепление традиций и поддержание их на протяжении какого-то времени, формирует представления о своём народе, особенностях культурного наследия, исторических факторах существования его представителей.
Публикация «Квест для детей старшего дошкольного возраста „Гуляй, Масленица!“» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Масленица. Русский народный праздник
- Старшая группа
- Темочки
Во-вторых, участие в процессе следования традициям эмоционально сплачивает людей, позволяет ощутить себя внутри некоего сообщества, почувствовать увереннее за счёт поддержки этого сообщества. Для гармоничного развития ребёнка как личности, а также его самовыражения, важно ощущать принадлежность к группе людей-единомышленников. В раннем возрасте это поддержка родителей и близких родственников, затем круг расширяется, добавляются другие члены семьи, друзья, знакомые и т. д. Каждый человек является вначале представителем своей семьи, затем рода, народности или национальности, человечества в целом. В свою очередь, как представитель сообщества, любой человек имеет определённую роль в жизни целого сообщества.
Передача информации культурного - бытового опыта через сохранение и следование народным традициям и праздникам является для детей наиболее доступной в плане понимания и осознания. Объяснения в простой доступной для детей форме сочетаются с традиционными играми, фольклором, забавами, кухней и т. д.
В нашем учреждении знакомство с русскими традициями на основе народных праздников вводится с раннего возраста. Пословицы, поговорки, стихотворения, песни хорошо запоминаются детьми, на их основе разыгрываются небольшие сценки. Несложный ритм, повторы, словесная игра русского фольклора привлекает к себе внимание, завораживает. Рассказы о традиционных празднованиях вносятся в календарные тематические занятия, а также в досуговую деятельность, режимные моменты, музыка и игры используются на физминутках. Материал постепенно усложняется и обогащается содержанием.
Масленица – один из самых больших праздников. Несколько бесшабашный, немного сумбурный, но в то же время весёлый, не требующий особой вдумчивости или иной умственной нагрузки. Веселье и беззаботность – обязательное условие празднования Масленицы, за это он и любим детьми. Как правило, в нём принимают участие дети разного возраста, например, среднего и старшего. Для детей младшего возраста организуется свой небольшой отдельный праздник или они участвуют в качестве зрителей на общем праздновании с обязательными конкурсами, отгадыванием загадок, песенок (по услышанным фрагментам или музыкальным «минусовкам», игровым потешкам, играм типа «Запомни и повтори движение», «Делай так», «Запретное движение», «Покажи и расскажи («месим тесто», «печём блины»)», «Карусель», обыгрывание мини-сценок по мотивам потешек, частушек, стихотворений, командных или индивидуальных соревнований и конкурсов, хороводов, русских народных игр «Ручеёк» и др. Как правило, информационный блок включает небольшую беседу об истории возникновения праздника Масленицы, происхождение названия. Завершается праздник угощениями с блинами, катаниями на лошадях, сжиганием чучела.
В последнее время, когда в зоне популярности оказываются всевозможные квесты, для воспитанников в детском саду можно рекомендовать и такой вид деятельности. Квесты, очень эффективны, так как заметно активизируют познавательную активность воспитанников, которая сочетается с двигательной активностью. Это особенно важно для детей-дошкольников, которые познают окружающее непосредственно на практическом опыте, во взаимодействии друг с другом и окружающим миром. Теоретическо-информационная насышенность такого вида работы сводится к минимальному количеству, что оправдывает себя тем, что объем внимания и памяти дошкольников редко вмещают и перерабатывают то количество информации, которое они получают. То есть, большая часть информации, которую взрослые пытаются донести до детей, попросту оказывается невостребованной, если не связана с практической жизнью и действиями, осуществляемыми с какой-либо периодичностью. С этой точки зрения – квесты близки к оптимальному варианту для приобретения знаний, умений и навыков одновременно. Конечно, объём этих знаний и умений может оставлять желать лучшего, но в результаты, как правило, довольно высокого уровня, так как усваивается большая часть подаваемой информации. Есть и минусы: во-первых, квесты требуют от организатора (в данном случае, от педагога) продолжительной и продуманной подготовительной работы, требующей времени и материальных ресурсов, во-вторых, есть опорные специфические моменты, которые необходимо учитывать и соблюдать (количество и возраст участников, территориальное место проведения квеста с возможностью заранее приготовить и разместить задания и вопросы). Условия групповой комнаты и большое количество детей в группах ограничивают как саму возможность проведения квестов, так и требовательность к их содержанию. Более подходящим местом для этой деятельности становится территории для прогулок. Здесь также возникает необходимость предварительной подготовки, да ещё с учётом того, что педагог в течение всего времени находится рядом с детьми, но в тоже время должен чётко знать содержание программы, последовательность прохождения всех этапов, особенности предъявления заданий и возможные варианты, чтобы направить активность детей в нужном направлении, оказать им поддержку и помощь. Таким образом, при организации квеста желательно, чтобы на большое количество детей было несколько участвующих педагогов, которые могли бы организовать встречу на различных сегментах участка в качестве сказочных персонажей или помощников.
Квест для детей по теме «Гуляй, Масленицца!»
для дошкольников старшего возраста.
Детям объявляют, что в детский сад пришло письмо (зачитывается, в котором зашифрована какая-то тайна. Для того, чтобы разгадать её, дети делятся на команды, которые, посовещавшись, выбирают себе командира, определяют название команды. Командам предлагают маршрутные листы, в плане которых указаны различныё объекты, посетив которые, дети должны собрать «секретные материалы» для того, чтобы разгадать тайну, зашифрованную в письме. Объекты обозначены в маршрутном листе в виде какой-либо достопримечательности (домик, «большой камень», «кормушка для птиц», горка, площадка с разметкой, клумба).Маршрутный лист вручается командирам команд. На каждом объекте персонаж выдаёт командам зашифрованный знак. Команды должны собрать все знаки и разгадать их. Собрав все знаки, команды встречаются у мудрой Совы, которая собирает всех участников, помогает расшифровать шифровку, которая оказывается пословицей, спрашивает детей, какие ещё пословицы про Масленицу они знают, и за это награждает детей блинами или катанием на лошадях под задорную музыку и сжиганием чучела. Каждый «хозяин» своего сектора площадки при встрече предлагает детям угадать, кто он, пользуясь подсказками – описаниями эпизодов своей сказки, стихотворениями и т. д.
Объект 1. Встречает Василиса Прекрасная, которая просит детей помочь ей распутать нитки – верёвки, которая вся в узелках. Развязать каждый узелок можно только если дети угадают загадку.
Объект 2. Встречает Царевна Несмеяна, которую надо развеселить, спев частушки. Педагог, сопровождающий детей, имеет подсказки и поёт вместе с детьми.
Объект 3. Встречает Конёк Гобунок, который выдаёт лошадку-палочку, на которой дети должны проскакать по очереди
Объект 4. Встречает Соловей-Разбойник, который предлагает по свисту (записанному на магнитофон) догадаться о названии песни.
Объект 5. Встречает Финист Ясный Сокол, который предлагает мишень, в которую дети должны попасть снежками (можно тканевыми) или стрелами на присосках.