Ирина Бельская
Консультация для воспитателей «Роль обучения детей технике рисования в создании изображения»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
Рисование имеет огромное значение для воспитания и развития ребенка. Создание изображения требует целого ряда навыков и умений, оно базируется на образах восприятия и представлений. В процессе рисования у ребенка развивается наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием учат видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства.
Публикация «Консультация для воспитателей „Роль обучения детей технике рисования в создании изображения“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Темочки
Основная цель обучения рисованию в детском саду – научить детей изображению явлений и предметов как средству образного отражения жизненных впечатлений. Для изображения нужны ясные, отчетливые представления, а также умение выразить их в графической форме. Создавая рисунок, ребенок контролирует свои действия представлением изображаемого предмета и оценивает их.
Представления, нужные для рисования, образуются в процессе восприятия. Исследования Н. П Сакулиной показывают, что необходимо учить детей определенному способу восприятия предмета, его обследованию. В процессе восприятия педагог учит детей выделять свойства предмета, которые затем будут переданы в изображении. Очень важно, чтобы зрительное восприятие включало движения обеих рук по контуру формы предмета и его частей. При этом рука ощущает движение, его характер. Однако для того чтобы нарисовать тот или иной предмет, недостаточно иметь ясное представление о его форме, цвете, строении, необходимо уметь выразить эти свойства предмета в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения.
Можно было бы думать, что движения, направленные на выполнение рисунка, в достаточной степени организуются самим процессом изображения. Однако это не так: технике рисунка детей следует обязательно учить. Освоение техники – самостоятельная и важная для ребенка задача.
Наблюдения процесса рисования показывают, что дети испытывают большие трудности в создании изображений, если не владеют графическими навыками. А когда они не могут изобразить то, что им хочется, это вызывает недовольство собой, эмоционально отрицательное отношение к этой деятельности, отказ от рисования вообще. Иногда, не зная технических приемов рисования, дети сами пытаются найти их. Чаще всего это бывают неправильные приемы: рука с инструментом движется неловко, загораживает рисунок, не позволяя видеть появляющиеся на бумаге линии. В результате форма предмета в рисунке искажается, вызывая огорчение маленького художника.
В изобразительном искусстве под техникой понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение. Понятию «техника» в узком смысле слова обычно соответствует прямой, непосредственный результат работы художника специальным материалом и инструментом (отсюда техника масляной живописи, акварели, гуаши, темперы и пр., умение использовать художественные возможности этого материала; в более широком значении это понятие охватывает и соответствующие элементы изобразительного характера – передачу вещественности предметов.
Таким образом, под техникой рисунка следует понимать: владение материалами и инструментами, способы их использования для целей изображения и художественного выражения. В понятие техники включается развитие глаз и руки, их согласованная деятельность. Особое значение придается умелому, правильному изображению контура, формы предмета.
Рисование в детском саду направлено на обучение художественно – творческой деятельностью в пределах, доступных детям дошкольного возраста.
То определение техники рисунка, которое принято в изобразительном искусстве, в основном применимо и к технике детского рисунка. Различие заключается в том, что у ребенка дошкольного возраста происходит первоначальное развитие разнообразных и тонких движений руки, которые необходимы для рисования и которые можно назвать рисовальными движениями. Овладение линией контура, штрихом, пятном как выразительными средствами рисунка составляет для маленького ребенка специальную задачу, решить которую ребенок самостоятельно не может.
В рисовании, как и во всякой орудийной деятельности, закреплен общественно – исторический опыт людей. Нужно, чтобы ребенок правильно воспринял способы действия с инструментом в рисовании от взрослого, который раскрывает перед ним этот опыт. Показ взрослого выступает перед ребенком как образец действия, которому нужно следовать и усвоить который дети могут только благодаря обучению.
Первый навык, который формируется у ребенка – это умение правильно держать карандаш и правильно им пользоваться. Русский ученый В. М. Бехтерев писал, что усвоение ребенком неправильных приемов с трудом преодолевается впоследствии и вредным образом отображается на рисовании и письме. Необходимо с самого начала, как только развивается хватательная способность детской ручки, приучать ребенка к правильному держанию карандаша между тремя пальцами. Эта наука обыкновенно для ребенка не дается сразу, так как первоначально дитя предпочитает карандаш зажимать просто в кулак или же между первой и второй фалангами второго третьего пальца, пропуская карандаш между вторым и третьим пальцем.
В. М. Бехтерев предлагал учить детей правильно держать карандаш с 1,5 до 2-х лет, иначе по его мнению, мог закрепиться неправильный навык.
Наряду с обучением умению передавать в рисунке задуманное содержание необходимо учить детей техническим навыкам. Приобретение умений владеть карандашом, кистью способствует развитию мелких и тонких движений кисти руки и пальцев. В понятие техники рисования включаются умение правильно держать карандаш и кисть и владеть ими, навыки закрашивания рисунка, не заходя за контур, которые не могут быть приобретены без умения регулировать произвольность размаха, нажима и тепма.
В детском саду за время пребывания в каждой возрастной группе расширяется круг технических навыков, которыми должны овладеть дети. Если обучение детей техническим навыкам отсутствует, дети приобретают привычку держать карандаш неверно, не экономно тратят силы, чрезмерно напрягают мышцы руки, и как следствие, в старшей группе при более длительном рисовании, они жалуются на утомление руки и боль в пальцах.
Отечественная педагогика, как правило, утверждает необходимость активного руководства детской изобразительной деятельностью вообще и процессом формирования техники рисования в частности. С самого начала приобщения ребенка к рисованию надо научить его правильно держать карандаш, кисть, мелок, пользоваться разнообразными материалами.
Литература:
1. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. М., 1990.
2. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. м., 2007.