Получи документы

Консультация для воспитателей «Роль книжной иллюстрации в воспитании детей»

Вероника Захаренкова
Консультация для воспитателей «Роль книжной иллюстрации в воспитании детей»

Консультация для воспитателей : «Роль книжной иллюстрации в воспитании детей».

Цель: формировать у воспитателей основные представления о важности книжной иллюстрации в воспитании ребенка.

Публикация «Консультация для воспитателей „Роль книжной иллюстрации в воспитании детей“» размещена в разделах

Иллюстрация — рисунок, образно раскрывающий литературный текст, подчиненный содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающий книгу, обогащая ее декоративный строй.

Мы не можем представить детскую книгу без иллюстраций. Значение картинки в ней не меньше, чем значимость текста. Для ребенка каждая новая книга с ее красочными иллюстрациями, радость, переживание, новое впечатление - более значимо, чем впечатление, которое ребенок получает от прочитаного текста. Особенности восприятия и понимания картин детьми рассматриваются в работах С. Л. Рубинштейна, Е. А. Флериной, А. А. Люблинской, В. С. Мухиной. В исследованиях отмечается, что уже в два года ребенок с удовольствием рассматривает картинки и называет их вслед за взрослым. Е. А. Флерина считает, что у дошкольников восприятие картинки значительно опережает их изобразительные возможности (дети реагируют на содержание и изображение – цвет, форму, построение). Она выделяет в детском восприятии следующие тенденции :

• тяготение ребенка к яркому красочному рисунку;

• желание видеть на картинке все существенные признаки предмета (неузнавание ракурсных построений и неудовлетворенность ими детей три – шесть лет);

• затруднение при восприятии светотеневого рисунка;

• затруднение малышей при восприятии рисунка с ярко выраженной перспективной деформацией предмета;

• положительное отношение к ритмической простоте построения (композиции).

Роль картинки для детей младшего возраста преимущественно заключается в закреплении и углублении детского опыта и лишь в небольшой мере в его расширении.

Картинка для малышей должна приближаться, по словам Е. А. Флериной, к упрощенной реальности. Простое чтение для малышей чаше всего не воспринимается детьми в группе. Но если добавить к этому чтению героев сказки, разыграть представление, а потом уже читать восприятия этого текста в разы увеличивается. Если после такого прочтения произведения предложить ребенку ответить на вопросы, касающиеся эпизодов произведения, он сможет легко представить нужный эпизод, возникнет меньше трудностей и ошибок в рассказе. Для ребенка в этом возрасте складывается единство текста и изображения.

Занимаясь с детьми трёх-четырёх лет, уточняет О. И. Соловьева, «важно, прежде всего, привлечь их внимание к иллюстрации. Один из приемов, при помощи которого можно заинтересовать малыша содержанием картины, это предложить ему поставить себя на место того ребенка, который является действующим лицом в картине. Ребенок становится героем интересного для него события и с увлечением начинает рассказывать про самого себя».

При рассматривании картин необходимо учитывать интересы детей, их психологические особенности. Если картинка яркая, красочная или на ней изображено то, что бросается в глаза, с этого и надо начинать рассматривание («Куры» – яркий петух). Самостоятельное восприятие у малышей развито недостаточно. Последовательность вопросов обеспечивает целостное восприятие картины, а игровые приемы поддерживают интерес к ней. Такое рассматривание картины приближается к разговору воспитателя с детьми.

Для детей в 4-5 лет постепенно формируется способность воспринимать текст без одновременного сопровождения иллюстрацией, ребенку становится легче представить, о чем идет речь, это связано с увеличением его собственного жизненного опыта. И поэтому в этом возрасте можно использовать прием чтения одного и того же текста в разных книжках, сравнивая описание героев у разных авторов. Этот прием можно использовать и к одному произведению, рассматривая иллюстрации разных авторов, дети учатся видеть не только главное, но и детали. Рассматривание картин подготавливает детей к составлению описаний и рассказов повествований. От уровня содержательности рассматривания картины зависит эффективность последующего обучения детей связным высказываниям. Рассматривание картин, как считает Е. И. Тихеева, преследует тройную цель: упражнение в наблюдении, развитие мышления, воображения, логического суждения и развитие речи ребенка.

Дети старшего дошкольного возраста становятся мечтателями и фантазерами, с интересом слушают чтение книг, даже если нет опоры на иллюстрации. В этом возрасте можно умышленно подобрать материал для чтения без иллюстраций, чтобы в дальнейшем предложить нарисовать иллюстрации к прочитанным произведениям. Также можно подобрать книги с черно белыми иллюстрациями и предложить детям раскрасить героев произведения, попутно беседуя о характере и поступках этого персонажа. Важно также, чтобы ребенок образными словами выразил свое личное отношение к этому герою. Затем предлагается подумать: какие цвета будет использовать ребенок и почему? В этом возрасте ребенок может сам анализировать поступки героев и делать выводы. В детской книге синтез текста и иллюстрации приобретает принципиальное значение, рассматривается как симбиоз, как обязательная взаимосвязь, взаимозависимость.

Иллюстрация помогает детям войти в литературный мир, почувствовать его, познакомиться и подружиться с населяющими его персонажами, полюбить их. Благодаря высокопрофессиональной иллюстрации, учитывающей особенности детского восприятия, возникает интерес к книге и чтению

Список используемой литературы:

1. Алуева, М. А. Специфика иллюстрирования детской художественной книги в контексте её интеграции с детской литературой и педагогикой детского чтения / М. А. Алуева // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2010 – № 2 – С. 64-66.

2. Короткова, Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста / Н. Короткова // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 8.

3. Тимощук Н. Я., Левшина Н. И. Литературное развитие дошкольников в проектной деятельности//Международный студенческий научный вестник. 2015. № 5-3. С. 428-429.

4. Рябова Д. Н., Левшина Н. И. Технология заучивания стихотворений с детьми пятого года жизни//Международный студенческий научный вестник. 2015. № 5-3. С. 424-425.

5. Левшина Н. И., Гиззатуллина Р. И. Особенности рассказывания в работе с дошкольниками по речевому развитию// Мир детства и образование сборник материалов VIII очно-заочной Всероссийской научно-практической конференции с приглашением представителей стран СНГ. Магнитогорск, 2014. С. 88-92.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Совместная деятельность взрослого и детей и ее значение в экологическом воспитании детей» Воспитатель детского сада – главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической.

Консультация для педагогов «Роль добрых традиций в нравственном воспитании детей» Роль добрых традиций в нравственном воспитании детей Вопросы нравственного воспитания детей все острее встают перед нашим обществом в последнее.

Консультация для родителей «Роль отца в воспитании детей» Известный психолог Э. Берн отмечал, что для ребёнка крайне ценны тёплые отношения с папой. Настоящее отцовство – это гораздо больше, чем.

«Роль семьи в воспитании детей». Консультация для родителей Обычаи жизни в семье, отношения между взрослыми, вся обстановка очень влияет на детей. Воспитание - это ежечасное и ежеминутное занятие,.

Консультация для родителей «Роль театральной деятельности в воспитании детей»Консультация для родителей «Роль театральной деятельности в воспитании детей» Консультация для родителей «Роль театральной деятельности в воспитании детей» С древних времён различные формы театрального действа служили.

Консультация для воспитателей на тему «Роль подвижных игр в физическом воспитании старших дошкольников» Подвижные игры - это важное средство воспитания, одно из самых любимых и полезных занятий детей. Характерная особенность подвижных игр.

Консультация для воспитателей на тему «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников» Роль русской народной сказки в нравственном воспитании детей Нравственное воспитание-процесс двусторонний. С одной сторон, он предполагает.

Консультация для воспитателей «Роль дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников» Дерево, трава, цветок и птица Не всегда сумеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. Д. Родович В настоящее.

Консультация для воспитателей «Сказка в духовно-нравственном воспитании детей» РОЛЬ СКАЗКИ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА[/b] Подготовил воспитатель Локоть Н. Л. Духовно-нравственное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Роль книжной иллюстрации в воспитании детей»
Опубликовано: 8 января 2019 в 11:56
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД