Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Роль дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников»

Наталия Борисова
Консультация для воспитателей «Роль дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников»

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда сумеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Д. Родович

В настоящее время человечество стоит перед лицом экологической

катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило

потребительское отношение людей к окружающей природе, их экологическая неграмотность.

Публикация «Консультация для воспитателей „Роль дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников“» размещена в разделах

Экологическое воспитание дошкольников строится на понимании детьми зависимостей, существующих в природе, осознании влияния деятельности человека на природу. Важным содержательным элементом экологического воспитания в первые семь лет жизни ребенка является формирование понимания специфики живого организма, его самооценки и неповторимости. На основе представлений о взаимосвязях в природе, специфике живого у детей в первые семь лет могут быть заложены начальные формы правильного отношения к природе: интерес к ее познанию, действенная готовность придти на помощь растениям и животным, если они в этом нуждаются. Контакт с природой, непосредственно и постоянно окружающей ребенка, разнообразие приемов в работе педагога – ключ к правильной постановке экологического воспитания и получения нужного результата.

Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития. Надо стремиться, чтобы малыш не проходил мимо того или иного явления, вызывающего тревогу, чтобы он на

деле проявлял заботу о природе.

Формирование бережного, заботливого отношения к природе можно выработать не только в процессе занятий и наблюдений, но и посредством дидактических игр. Дидактические игры способствуют накоплению чувственного опыта, творческому осваиванию приобретенных знаний. В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о явлениях природы, растениях и животных, развивают свои умственные способности. Дидактические игры по праву считаются одним из эффективнейших средств обучения. Включая дидактические игры в педагогический процесс, воспитатель отбирает те из них, которые соответствуют возрастным особенностям и возможностям детей. В таких играх могут использоваться натуральные предметы природы (деревья, цветы, овощи, фрукты, семена и др., картинки с изображением растений и животных, настольно-печатные игры и всевозможные игрушки.

Дидактические игры можно проводить с детьми как индивидуально, так и коллективно на занятиях, прогулках, в часы досуга.

При использовании дидактических игр воспитатель должен следовать определенным педагогическим принципам:

•Опираться на уже имеющиеся у детей знания, полученные путем непосредственного восприятия.

•Следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна

и в то же время доступна детям.

•Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия. Постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия, конкретно и четко объяснять игровые правила.

Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это еще и мировоззрение. Поэтому на первый план воспитания выводится формирование основ экологического сознания дошкольников, понимания общих законов развития материального мира, а не просто набор сведений о природных явлениях и объектов.

Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием ответственного отношения к природе, поэтому одной из главных задач воспитания является формирование у школьников основ экологической культуры.

Экологическая культура – это особый вид культуры, которая характеризуется наличием знаний и умений по экологии, гуманистическим отношением ко всему живому и окружающей среде.

Существует несколько значений понятия «экология» :

1. Экология - наука об отношении растительных животных организмов друг к другу и к окружающей их среде.

2. Экология – наука о взаимодействии человека с природой, охрана окружающей среды.

Исследования показали, что использование преимущественно вербальных методов при ознакомлении детей с природой приводит к формированию знаний. Но дошкольникам трудно установить связь между причиной и следствием. Дети не могут применить знания в практической деятельности.

Решить эту проблему можно путем вовлечения детей в деятельность, позволяющую на собственном опыте познакомиться с данной закономерностью.

Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека

может повлечь за собой необратимые процессы в природе. Существует традиционная классификация дидактических игр : словесные, настольно печатные, игры-эксперименты, моделирование ситуаций. На её основе созданы все дидактические игры, в том числе и игры экологического содержания.

При проведении дидактических игр необходимо опираться на следующие принципы: системности, развивающего обучения, доступности, принцип опоры на ведущую деятельность детей.

Дети любят играть. Они с удовольствием по многу раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, они с радостью откликаются на предложение взрослого поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут… учиться. Такова специфика дидактической игры. Ребенок действительно играет. Одновременно осуществляется процесс обучения.

Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности. Такая игра содержит в себе дидактическую задачу, тесно связанную с игровыми заданиями и игровыми действиями, интерес к которым и предопределяет успешность ее решения.

Непременным условием реализации задачи выступают игровые правила, которые направляют игру в нужное русло, устанавливают последовательность действий, делают игру занимательной, позволяют воздействовать на детей, формируют межличностные отношения, развивают нравственно-волевую сферу ребенка.

Обучающая игра немыслима без игровых действий, повышающих активность детей и тем самым обеспечивающих успешность достижения необходимого результата. Вариативность игровых действий позволяет полнее раскрыть замысел игры, заинтересовать детей, сконцентрировать их внимание на освоение знаний, умений и навыков.

Таким образом, любая игра становится дидактической, если в ней имеются игровые действия. учебная задача, и игровые правила. Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе, подразумевает их вариативность. Если младшей группе знакомство с дикими и домашними животными происходит в таких дидактических играх, как «назови, кто это?», «изобрази животного», «узнай по голосу», и других, то в средней группе – в играх типа «угадай, кто где живет?», «помоги животному», «большие и маленькие» и т. д. Дети старшего дошкольного возраста успешно справляются со следующими играми: «Зоопарк», «логические цепочки», «придумай про животное загадку», «путешествие в Африку». Старшие дети разгадывают кроссворды, решают ребусы, проводят эксперименты, длительные наблюдения за животными и растениями, с удовольствием отвечают на вопросы разнообразных викторин. Часто игры экологического содержания возникают по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности.

Дидактические игры необходимо использовать не только в свободной деятельности воспитанников, но и включать в занятия:

- по развитию речи (составления описательных и сравнительных

рассказов и экологических сказок, придумывание загадок, рассказов из

личного опыта детей,

- по математике (счет предметов, лабиринты, задачи экологического

воспитания,

- по ознакомлению с окружающим,

Дидактические игры экологического содержания необходимо проводить и во время экскурсий и целевых прогулок, при ознакомлении детей с трудом взрослых при обучении их трудовой деятельности в природе, а также в экспериментальной деятельности дошкольников.

Уровень экологического развития дошкольников во многом определяется степенью экологической грамотности их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение родителей в области охраны окружающей среды. С этой целью помещать информацию в уголки для родителей («Летний отдых», «Ядовитые растения леса», «Птицы – наши друзья» и другие, провожу консультации на темы «Зачем детям знания экологии, «Поиграем вместе», «Игры на кухне», «Лекарственные растения» и так далее, провожу индивидуальные беседы с родителями по проблеме.

Нетрадиционные формы проведения родительских собраний, в том числе и на экологические темы, находят отклик в семьях воспитанников. К ним относятся викторины, КВН, игра «Счастливый случай» и другие. Повышают уровень экологической культуры совместные выходы с родителями и детьми в природу, посещение музеев, а также выставки поделок и рисунков («Что растет на грядках», «Умелые руки не знают скуки», «Осенние фантазии»).

Дидактические игры экологического содержания способствуют повышению уровня экологической культуры, активизации словаря дошкольника развитию у них психических процессов (воображения, памяти, мышления, внимания, нравственных качеств, а также воспитанию бережного отношения к природе.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста Экологическое отношение к миру природы формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Учиться жить в согласии с природой,.

Презентация «Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников» Актуальность данной темы заключается в том, что экологическому воспитанию уделяется особое внимание, так как в дошкольном возрасте закладываются.

Консультация для педагогов «Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка — дошкольника» Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка – дошкольника. При общении ребенка с природой часто возникает противоречие. С одной.

Консультация для педагогов на тему «Роль сказок в экологическом воспитании ребёнка» Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Через познания живого происходит одухотворение бытия, эстетическое.

Консультация для воспитателей «Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников» Консультация для воспитателей «Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников» Маляева Т. Л. Цель экологического воспитания дошкольников.

Консультация для воспитателей на тему «Роль подвижных игр в физическом воспитании старших дошкольников» Подвижные игры - это важное средство воспитания, одно из самых любимых и полезных занятий детей. Характерная особенность подвижных игр.

Консультация для воспитателей на тему «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников» Роль русской народной сказки в нравственном воспитании детей Нравственное воспитание-процесс двусторонний. С одной сторон, он предполагает.

Консультация для воспитателей «Роль дидактических игр в математическом развитии детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей «Роль дидактических игр в математическом развитии детей дошкольного возраста» Психологи и педагоги рассматривают.

Консультация для воспитателей «Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений дошкольника» “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Роль дидактических игр экологического содержания в умственном воспитании дошкольников Кузьменко Любовь Алексеевна, Теплова Ирина Владимировна, воспитатели Мир учит ребенка во всем своем многообразии и неожиданности, будит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Роль дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников»
Опубликовано: 4 января 2019 в 21:03
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД