Елена Лемещенко
«Хлеб — всему голова». Непосредственно-образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Познакомить детей с тем, как в старину выращивали хлеб, донести до их сознания, что хлеб – это итог большой работы многих людей.
2. Закрепить знания народных пословиц и поговорок.
3. Активизация словаря: щедрая, каравай, изобильная, борона, жатва, агроном, пекарь.
4. Воспитывать бережное отношение к хлебу, интерес к профессии пекаря; уважения к труду людей, участвующих в его выращивании.
Публикация «„Хлеб — всему голова“, Непосредственно-образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
Подготовительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением сельскохозяйственных работ по выращиванию хлеба; заучивание пословиц и поговорок, экскурсия в хлебный магазин.
Материал: Колосья пшеницы, мука, хлеб черный и белый, каравай, картинки с изображением хлебобулочных изделий, соль, вода, формочки.
Ход занятия:
Воспитатель: Родина-это край, где мы родились, где мы живем. Это наш дом, это все то, что нас окружает.
Глубоки у нас моря,
Широки у нас поля
Изобильная, родная
Щедрая моя земля!
Ребята, а что значит щедрая земля?
Дети: Это земля, которая дает богатые урожая зерна, овощей и фруктов, в лесах растет много грибов, ягод, орехов, лекарственных трав.
Воспитатель: Верно, и все эти богатства земля дарит людям. На щедрой земле и люди живут щедрые. Русский человек издавна славился своим хлебосольством. Как вы считаете, какой продукт был самым главным, самым почитаемым на Руси? Без него не обходился ни один праздник?
Дети: Хлеб.
Воспитатель: Правильно, хлеб! (Воспитатель показывает белый и черный хлеб.) А вы знаете, как относились к хлебу русские люди?
Дети: К хлебу в старину относились бережно, ведь он доставался тяжелым трудом.
- Хлеб один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Ведь недаром говорят «Земля матушка, а хлеб батюшка».
А какие пословицы о хлебе вы знаете?
Без хлеба – нет обеда.
Много света – много хлеба
Хлеб всегда надо доедать.
Не трудиться – хлеба не добиться.
Хлеб – всему голова
Хлеб да вода - крестьянская еда.
Хлеб-батюшка, вода-матушка
Хлебушко - калачу дедушка.
Воспитатель: Молодцы дети. Давайте поговорим, с вами о том, как возделывают хлеб на полях в наши дни. Проходите на стульчики.
Дети: Сначала хлеборобы готовят почву к посеву. Затем трактора вспахивают и боронят землю, рыхлят ее и начинают сев. К трактору прицепляют сеялки, и они ровными аккуратными рядами укладывают в землю зерна пшеницы и ржи. Солнце пригревает, дождик поливает.
За ростом следит – агроном. Когда зерна хлебов созрели, начинается горячая пора для хлебопашцев – жатва. На поля выходят комбайны. Комбайны срезают колосья, выколачивают из них зерна, которые по специальному рукаву высыпают в грузовые машины.
Воспитатель: Как вы думаете, куда потом везут зерно?
Дети: Зерно везут на элеватор,
воспитатель:А что такое элеватор?
Дети: Зернохранилище, где сушат и очищают зерно
Давайте представим, что мы с вами на машине везём зерно на элеватор
Ой, а что случилось, почему наша машина не едет?
Ну что, поехали! Ехали, ехали,
На кочку наехали
С горки съехали
На элеватор приехали.
Дети подходят к столам.
. Игра «Золушка»
Воспитатель — Ребята, на этом элеваторе хранятся только пшеничные зёрнышки. А здесь они перемешались с другими. чья команда быстрее переберёт зерно, тот поднимет колосок.
Воспитатель : что же дальше, куда путь?
Дети: зерно везут на мельницу, где из зерна мелют муку.
Попробуем получить из пшеничного колоска - зерно, а потом из него муку. (воспитатель показывает как надо растереть ладошкой колосок, чтобы в ней осталось зерно, а потом с помощью кофемолки получить муку)
Сейчас я вам дам потрогать муку, а вы скажете, какая она на ощупь.
Дети:, рассыпчатая, чуть клейкая, белого цвета
Воспитатель: А кто помнит, как называли хлеб, который пекли к празднику?
Дети: Каравай (Воспитатель показывает каравай).
Воспитатель: сейчас, Толя расскажет нам, стихотворение о каравае.
Толя: Вот он, каравай душистый
С хрупкой корочкой витой,
Вот он мягкий, золотистый,
Словно солнцем налитой!
Воспитатель: А что еще пекут из муки?
Дети: Блины, пироги, баранки, торты, кексы. А как, одним словом можно все это назвать? (Показ воспитателем картинок с изображением хлебобулочных изделий)
Дети: Хлебобулочные изделия.
Воспитатель: А куда доставляют муку,чтобы испечь хлебобулочные изделия?
Дети: Муку везут на хлебозавод,
Воспитатель: Правильно, муку везут на хлебозавод, где вымешивают тесто и выпекают его. А что дальше?
Дети: Готовые изделия доставляют в магазины, откуда потом попадает к нам на стол
Воспитатель: Чтобы мы могли принести домой обычный батон белого или ржаного хлеба, на славу поработали много людей с разными профессиями.
Кроссворд «Назови профессию» (показ слайда)
Воспитатель: Правильно - комбайнеры, и трактористы, и шоферы, и пекари. много рук прикоснулось к зерну, чтобы оно превратилось в каравай хлеба!
Ребята, давайте,и мы с вами сейчас поиграем в пекарей, хотите?
Тогда проходите к столу.
Я приготовила для вас волшебное тесто, из которого будем сейчас лепить пирожки в наш игрушечный магазин.
Возьмите кусок теста, обваляйте его в муке, чтобы оно не прилипало к рукам и раскатайте шарик. Немного его приплюсните и положите на дощечку, потом мы отнесём сушиться.
Воспитатель: Ребята, было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Во время Великой Отечественной войны хлеб пекли из шелухи, травы, лебеды и т. д. И вот такой хлебушек давали по маленькому кусочку 125г на весь день (показать этот кусочек) Других продуктов не было. Люди понимали, что хлеб - это их жизнь.
Вы видите, как много труда надо приложить труда, чтобы у людей был в доме хлеб. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное. Не бери больше хлеба, чем вы можешь съесть. Никогда не выбрасывайте хлеб, а лучше покормите птиц!
Каждому знакомы
Мудрые слова:
Хлеб – хозяин дома
Хлеб -всему голова
Подведение итога:
Воспитатель: Скажите, а вам понравилось наше путешествие. ?
У меня есть зёрнышки которые улыбаются и грустят, выберите себе то зёрнышко, которое подходит к вашему сейчас настроению (опрос детей, почему они выбрали именно это зёрнышко и что понравилось, а что нет.
Мне понравилось как вы работали. На этом наше занятие заканчивается,
большое всем спасибо.