татьяна завьялова
Игра-драматизация как фактор формирования творческих способностей детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность данного исследования заключается в том, что в наше время от нас требуют много нового, интересного и полезного, а творческие способности надо развивать с раннего дошкольного возраста. И игра – драматизация является важным фактором формирования творческих способностей дошкольников.
Вместе с тем на практике мы наблюдаем, что развивающий потенциал игры драматизации используется недостаточно. Это объясняется:
Публикация «Игра-драматизация как фактор формирования творческих способностей детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Игры для детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
• Недостатком учебного времени, т. е. общая загруженность воспитателей.
• Недопониманием значения игры драматизации для развития ребенка.
• Приобщение к игре драматизации не носит массового характера и значит, часть детей остается вне этого вида деятельности.
• Игра драматизация характеризует примитивность и «свернутость» импровизации, бедность исполнения для создания образа средств выразительности, невмешательство взрослого в игру драматизацию. Следствием этого является полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5 -7 лет при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней.
Цель исследования – выявить особенности формирования творческих способностей детей среднего дошкольного возраста, изучить фактор игры-драматизации, эффективно влияющий на данный процесс.
Гипотеза исследования: творческие способности детей среднего дошкольного возраста будут формироваться эффективнее при условиях способствующих их развитию :
1. Создание условий для формирования творческих способностей детей дошкольного возраста, через игру-драматизацию (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций и т. д)
2. Апробация занятий по играм-драматизациям на основе игр и упражнений.
В соответствии с целью и гипотезой в ходе данного исследования решались задачи:
1. Уточнить на основе теоретического анализа научной литературы сущность понятия «творческие способности», определить роль игры драматизации в процессе воспитательной работы с дошкольниками 4 лет.
2. Изучить фактор игры драматизации, влияющий на формирование творческих способностей дошкольников.
3. Выявить особенности игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста в процессе воспитательной работы.
4. Опытно-экспериментальным путём определить эффективность игры драматизации как фактора, влияющего на формирование творческих способностей дошкольников 4 лет.
5. Применить систему знаний в работе по формированию творческих способностей дошкольников посредством игры – драматизации.
Решая первую задачу, изучив труды Дункера, М. Вертгеймера, А. Секей, Фрейда, К. Юнга, А. Адлера, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, О. К. Тихомирова, В. Н. Пушкина, А. М. Матюшкина, И. М. Жуковой, Л. Л. Гурова; Д. Б. Богоявленскаой, В. Н. Дружинина, Я. А. Пономарева мы пришли к выводу, что данные учёные рассматривают творческие способности как активность личности. Анализ взглядов различных исследователей на проблему формирования творческих способностей позволил нам выяснить, что способность к творчеству понимается широко, с позиции личностного подхода, который позволяет трактовать творческие способности как явление развивающиеся[6]. Исследования ученых позволяют нам связать творческие способности со способностью человека генерировать новые идеи, создавать новые понятия, формировать новые навыки с развитием личности и интеллекта, с развитием воображения. Это позволяет сделать вывод, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека.
Решая вторую задачу мы пришли к выводу, что Роль игры – драматизации как фактора, влияющего на формирование творческих способностей детей среднего дошкольного возраста, заключается в том, что, прежде всего, в основе драматизации лежит игра, которая близка и понятна дошкольникам.
Рассматривать фактор как движущую силу изучаемого нами феномена, порождающий и определяющий этот процесс. Фактор игры – драматизации это не просто интересное времяпрепровождение, это способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками [14]. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений. Следовательно, игра – драматизация является фактором формирования творческих способностей детей дошкольного возраста.
Решая третью задачу мы пришли к выводу, что Формирование творческих способностей идет по следующему механизму: на основе общей одаренности под влиянием микросреды и подражания формируется система мотивов и личностных свойств, и общая одаренность преобразуется в актуальную творческую способность.
Там, где созданы условия для формирования творческих способностей дети становятся любознательными, активными, наблюдательными, у них развито воображение, фантазия, изобретательность и эмоциональное восприятие мира, формируется эстетическое восприятия и вкус. [4]
Решая 4 задачу мы провели исследование нами были использованы экспресс методики кандидатов психологических наук В. Кудрявцева и В. Синельникова. [30]
С помощью этих методик мы составили оперативный констатирующий микросрез творческого развития каждого ребёнка по всем его основаниям. Критерий для выделения оснований - вычлененные авторами универсальные творческие способности : творческое воображения, беглость, оригинальность.
По показателю «творческое воображение» дошкольников была использована следующая методика: «Солнце в комнате» ( авторы: В. А. Синельников, В. Т. Кудрявцев).
Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе.
По показателю «беглость» дошкольников была использована следующая методика: «Складная картинка» ( авторы: В. А. Синельников, В. Т. Кудрявцев)
Обработка данных осуществляется по трехбалльной системе.
По показателю «оригинальность» дошкольников была использована следующая методика: «Как спасти зайку». ( авторы: В. А. Синельников, В. Т. Кудрявцев)
Данные оцениваются по трехбалльной системе.
По результатам констатирующего эксперимента нами сделаны следующие выводы:
По показателю «творческого воображения» у 8 (61,5%) детей находится на низком уровне, и у 5 (38,5%) на среднем уровне.
По показателю «оригинальность» на констатирующем этапе эксперимента у 7 (54%) детей - на низком уровне, у 1 (8%) ребенка на среднем уровне, и 5 (38%) детей - на высоком.
По показателю «беглость» у 4 (30%) детей развита на среднем уровне и у 9 (70%) детей на высоком уровне.
У детей этой группы не развито творческое воображение. Но специальная работа по развитию воображения с детьми не ведется. Следует, что в существующих условиях в детских садах необходимо проводить специальную работу, направленную на развитие творческого воображения детей, тем более, что дошкольный возраст – сензитивный период для развития этого процесса
Экспериментальная база исследования. МБДОУ «Детский сад «Березка» Павлоградского муниципального района Омской области, дети дошкольного возраста. В комплексном исследовании творческих способностей приняли участие 13 детей среднего дошкольного возраста, что позволило сформулировать гипотезу, осуществить подбор основных методов исследования и диагностического инструментария.
По окончании констатирующего этапа исследования нами был проведен формирующий. Цель формирующего этапа заключалась в следующем: провести работу, направленную на формирование творческих способностей детей среднего дошкольного возраста используя занятия по игре – драматизации. Работа с детьми проводилась в двух основных формах :
– специально организованная работа педагога с детьми;
– нерегламентированный вид деятельности по желанию ребёнка.
Предлагаемые нами задания сгруппированы по блокам, каждый из которых имеет преимущественно свою направленность и соответствует определённому этапу обучения. Мы выделяем пять этапов обучения и, соответственно, пять блоков игр
На первом этапе (первый блок) главной целью является создание в группе атмосферы доброжелательности, приятия, открытости и взаимопонимания, психологической защищенности и самореализации.
На втором этапе (второй блок) основной целью становится развитие воссоздающего воображения. Ведущее место на данном этапе занимают игры – драматизации стихотворений.
На третьем этапе (третий блок) особое внимание уделяется играм-драматизациям – (настольный театр).
На четвёртом этапе (четвертый блок) главное место занимаю творческие игры – драматизации.
На пятом этапе (пятый блок) дети знакомятся с игрой – драматизацией прозой. Игры – драматизации создают бодрое и радостное настроение.
Для более эффективной работы мы использовали кружковую деятельность, которая проходила во второй половине дня в среду. В начале учебного года был составлен план игровой деятельности «Золотые пальчики» (см. прил. 6). На первых занятиях говорили о театре, о том, как он возник. Особую роль уделяли развитию у детей развитию у детей мимики и жестикуляции. Проводились игры: «Веселые превращения», «Игры с воображаемыми предметами» (с мячом, с куклой и др.). Вместе с детьми сочиняли истории, играли в игры – драматизации: «Сказка о глупом мышонке», «Маша и медведь», «Рукавичка», «Муха – цокотуха», проигрывали мини – этюды.
На контрольном этапе эксперимента мы вновь диагностировали показатели творческих способностей, осуществляли анализ и обобщение полученных данных.
В результате проведенных исследований нами были зафиксированы значительные изменения в формировании творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.
Кроме того, проведенные занятия по играм-драматизациям и игровая кружковая деятельность показали свою эффективность в процессе воспитательной работы. Данные исследования частично подтвердили гипотезу о том, что формирование творческих способностей детей среднего дошкольного возраста будет протекать эффективней при реализации следующих условий:
– если педагог использует игры-драматизации в основной образовательной деятельности, то это способствует развитию творческих способностей дошкольников;
– развитие творческих способностей будет эффективным при использовании кружковой деятельности в свободные режимные моменты.
Перспектива развития – организация кружка драматизации.