Лучший педагог года

Игра-драматизация как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Ирина Владимировна Куликова
Игра-драматизация как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

(слайд 1)

Представляю Вашему вниманию презентацию по теме: «Игра-драматизация как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время произошли изменения в российском образовании, с введением Федерального государственного стандарта одной из первостепенных выдвинута задача достижения нового, современного качества образования, выражающегося в необходимости развития творческих созидательных способностей личности. Поэтому, перед педагогами ставится задача на этапе дошкольного образования воспитать не только физически развитого, и грамотного ребенка, но развить творческую, с духовным богатым началом коммуникабельную личность, для дальнейшей социализации в современном обществе.

Публикация «Игра-драматизация как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

(слайд 2)

На основании этого в МБДОУ №78 «Ивушка», была определена работа по эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста.

В ходе работы мы ставили перед собой следующие задачи:

1. Учить детей видеть, понимать и любить прекрасное в жизни, видеть

его в природе, в быту, в общественных событиях, в поступках людей. Воспитывать у детей желание быть активными участниками созидания прекрасного в жизни.

2. Учить детей дошкольного возраста видеть, понимать и любить доступные его возрасту произведения искусства, выраженные в разнообразных видах художественного творчества (поэзия, литература, музыка, песня, картина, театр, игра и т. д.).

3. Учить детей активно и качественно проявлять себя в

различных областях искусства: в пении, в пляске, чтении стихов,

пересказе, а также в творческой деятельности (рассказывании, рисовании, лепке, конструировании в творческой игре, театральной деятельности).

(слайд 3)

Реализация задач эстетического воспитания предполагала : эффективное содержание педагогического руководства, включающие в себя разнообразные обучающие и игровые методики данного направления, и тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса: дошкольников, родителей воспитанников и педагогов.

(слайд 4)

Эстетическое воспитание детей - далеко не новый предмет исследования. Проблема эстетического воспитания вызывала огромный интерес людей во все времена. Н. К. Крупская считала, что эстетическое воспитание – это система знаний, представлений, понятий, обеспечивающих эстетическое отношение к действительности, понимание и оценку прекрасного в природе, искусстве, в труде и общении; эстетические взгляды, вкусы и убеждения; художественный кругозор, умения и навыки творческой художественно – эстетической деятельности.

(слайд 5)

Н. А. Ветлугина считает, что эстетическое воспитание осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно – декоративного творчества, творческих игр).

Эстетическое воспитание необходимо осуществлять при помощи специальных средств. Средства эстетического воспитания рассматривала В. И. Логинова. К ним она относит все то, что педагог сознательно отбирает из окружающей среды для целенаправленного воздействия на эстетическое развитие детей, — это эстетика быта, природа, искусство, художественная деятельность самих детей, самого педагога, создающего творческую атмосферу в детском учреждении. Важным средством эстетического воспитания является творческая деятельность детей, в том числе и игровая. Особое значение в решении задач эстетического воспитания имеют театрализованные игры.

Как справедливо отмечал Л. С. Выготский - «Самый короткий путь эмоци-онального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению, эстетическому развитию - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать ребенку игра-драматизация».

(слайд 6)

Одним из направлений работы по эстетическому воспитанию дошкольников стало - использование игры-драматизации в образовательной деятельности детей.

Мы полагаем, что именно игра-драматизация - являясь наиболее распространенным видом детского творчества, «основанная, по утверждению Л. В. Артемовой на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными эмоциональными, духовными переживаниями», иначе говоря, игра - драматизации является средством развития эстетического воспитания детей

(слайд 7)

В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развивается потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового. Театрализованная игра или драматизация, является одним из видов творческих игр в дошкольном учреждении. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют воображение, мышление, а главное - помогают эстетическому воспитанию. Театрализованные игры имеют содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Источником всех этих компонентов служит окружающий мир.

Педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Эстетическое влияние театрализованных игр, или игр - драматизации, как замечает автор, может быть и более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывает нравственно – эстетическое переживание, которое, в свою очередь создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышает жизненный тонус ребят. В этом смысле театрализованные игры приравниваются к подвижным играм, так как дети в них не только зрители, сколько активные участники.

(слайд 8)

По мнению Н. Е. Васюковой, театрализованные игры способствуют:

• приобщению к высокохудожественной литературе;

• развитию таких форм воображения, в основе которых лежит интерпретация детьми литературного образа, представления о его многогранности и множестве возникающих в связи с ним ассоциаций;

• приобщению к совместной дизайн - деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;

• созданию выразительного художественного образа;

• развитию пространственного воображения как основы «проектного мышления», творческого замысла, прогнозирование результата;

• организации коллективной работы при создании многофигурных сюжетных композиций;

• обучению самостоятельного нахождения приемов изображения, материалов.

Театрализованные игры, игры-драматизации разыгрываются как по заранее подготовленному сценарию, так и по импровизации, в основе которого содержание стихотворения, рассказа, сказки. В театрализованных играх дошкольники отвечают на вопросы, эмоционально дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Участвуя в играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое средство эстетического воспитания. Театрализованные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной эмоциональной деятельности. Даже в хороших условиях ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишен увлекательной игры.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ.

В словаре С. И. Ожегова театрализованная игра или игра - драматизация трактуется как умение «. переделать какое-либо произведение, придавая ему форму драмы (как рода литературных произведений, написанных в диалогической форме и предназначенных для исполнения актерами на сцене)».

А. Н. Леонтьев определяет театрализованную игру как «предэстетическую деятельность», одну из форм перехода к продуктивной, эстетической деятельности с характерным для нее мотивом воздействия на других людей.

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, до эстетического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях эстетического воспитания личности в воспитательно-образовательном процессе дошкольников.

(слайд 9)

МБДОУ №78 «Ивушка» реализует ООПДО, составленную, с учетом ФГТ, на основе программы «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. Н. Гурович. В данной программе, в разделе «Творческие игры», для групп старшего дошкольного возраста (5-6 лет) и (6-7 лет) предусмотрены разыгрывание театральных, режиссерских игр и игр – драматизаций, сюжетов сказок, литературных произведений, внесение в них изменений и придумывание новых сюжетных линий, введение новых персонажей, действий; разыгрывание театральных спектаклей с куклами, игрушками – самоделками; пальчиковый театр, театр марионеток.

Театрализованные игры в данных возрастных группах, по мнению авторов программы «Детство», будут способствовать более успешному эстетическому воспитанию, поскольку творческое создание разных игровых образов в играх – имитациях (животные, птицы, растения, будут обеспечивать выразительную передачу их действий, физического состояния, смену настроений с использованием мимики, пантомимики, интонации (расцветающий цветок, смена времен года, перелет птиц, «немое» кино, волшебные картины).

(слайд 10)

Разработка и реализация методического комплекса, направленного на эстетическое воспитание в процессе игры-драматизации детей старшего дошкольного возраста включил в себя :

- создание качественной предметно-пространственной среды, театральной студии, кружка или сказочного уголка творчества детей с разнообразными атрибутами, костюмами, масками, шапочками, разными видами кукольного театра;

(слайд 11)

- наличие интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми, таких как игровое творчество на основе литературного произведения;

(слайд 12)

- целенаправленное и разностороннее планирование разных видов деятельности, таких как песенное творчество и импровизация на детских музыкальных инструментах;

(слайд 13)

Танцевальное творчество. Упражнения на развитие пластики, ритмики. Исполнение танцевальных этюдов, придумывание движений под заданную музыку или тему;

(слайд 14)

Кукольное творчество. Знакомство с разными видами кукольных театров, овладение навыками управления куклами;

(слайд 15)

Учет индивидуальных особенностей детей, уровня развития творческих способностей проходил как в непосредственно-образовательной деятельности (НОД, так и на индивидуальных занятиях по основам актерского мастерства, например: работа у зеркала, упражнения на эмоции;

(слайд 16)

Специальные подготовительные тренинговые занятия, а именно ритмопластика, пантомима, игровые упражнения на воображаемую ситуацию, использование разных атрибутов, масок и шапочек;

(слайд 17)

Действия с воображаемыми предметами, создание образов с помощью выразительных пластических движений, эмоций, выразительное озвучивание героев;

(слайд 18)

Совместное участие детей и взрослых (педагогов и родителей) в изготовлении атрибутов, костюмов, кукол и декораций;

(слайд 19)

Полученные данные в результате мониторинга воспитанников и опроса родителей, показали, что после реализованного методического комплекса у детей появилось умение выразить свое понимание сюжета игры-драматизации, характера персонажа с помощью движения, речи, мимики, пантомимики. Дети научились придумывать сказки, истории, сочинять танцы, эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, стихи, стали проявлять творческие способности в других видах деятельности

Таким образом, можно отметить, что между театрализованной деятельностью и эстетическим воспитанием детей существует тесная взаимосвязь. Причем яркие проявления эстетического развития обеспечиваются при помощи театрализованных игр. Игра-драматизация, действительно оказывает положительное воздействие и является эффективным средством эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. На наш взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание и развитие ребенка, педагоги обеспечивают в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

(слайд 20)

Благодарю за внимание!

Публикации по теме:

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Презентация «В ногу со временем: изучаем проект ФГОС» Данная презентация представляет собой осмысленное, переработанное нами изложение проекта Федерального государственного образовательного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра-драматизация как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 16 сентября 2013 в 17:50
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД