МААМ-картинки

Игра как средство формирования нравственных черт личности детей дошкольного возраста

Соколова Юлия
Игра как средство формирования нравственных черт личности детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст детей является самым ответственным, когда происходит становление нравственных качеств, норм и черт характера. Это доказано исследованием многих педагогов и психологов. При целенаправленном воспитании детей закладываются основы моральных качеств личности. К семи годам у детей воспитаны устойчивые формы поведения, отношение к окружающему, усвоены моральные нормы и правила. Воспитание детей в детском саду – это повседневная жизнь детей, а это: различные игры, развлечения, труд и непосредственно образовательная деятельность, которую организует педагог в условиях детского общества.

Публикация «Игра как средство формирования нравственных черт личности детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Задачи нравственного воспитания дошкольников заключается в следующем:

– воспитание культуры поведения, гуманных, отношения между детьми и взрослыми, доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям;

– воспитание патриотизма, коллективизма, формирование коллективистических взаимоотношений детей;

– воспитание любви к своей Родине, уважения и симпатии к людям разных национальностей, в устойчивом желании и умении трудиться, воспитание у детей трудолюбия.

Осуществляя все эти задачи при взаимодействии, педагог влияет на сферу чувств ребенка, воспитывает нравственное поведение, формирует правильные представления о некоторых моральных качествах и явлениях общественной жизни, которые доступны детям, постепенно развивает способность к самооценке, и оценке других.

Условия необходимые для успешного осуществления нравственного воспитания детей :

- следует создать в группе правильный стиль взаимоотношений между взрослыми и детьми;

- создать правильный стиль отношений педагога и родителей, который складывается в результате систематической работы педагога с родителями;

- создать четкий распорядок в группе, оснащенность группы и участка;

Значит, в целях осуществления нравственного воспитания в группе должны быть созданы все условия, чтобы дети могли довериться на постоянную заботу и поддержку педагога. Тогда у детей будет ощущение эмоционального благополучия, они будут общаться со сверстниками, с радостью ждать встречи с ними, играть дружно с ребятами, делиться со взрослыми своими достижениями и неудачами.

Содержание и методы нравственного воспитания дошкольников должны соответствовать особенностям детей старшего возраста и предусматривают зону ближайшего нравственного развития.

Методы нравственного воспитания – это способы, которые использует педагог для воздействия на детей, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка. В педагогическом процессе используется целый комплекс различных методов.

Методы нравственного воспитания можно условно сгруппировать:

- первая группа методов обеспечивает у детей создание практического опыта поведения общества, такие как: пример взрослого или ребенка, наблюдение, показ действий, приучения упражнения, организация той или иной деятельности;

- вторая группа методов направлена на формирование у детей дошкольного возраста нравственных оценку, представлений и суждений. В эту группу можно отнести: этические беседы воспитателя, рассматривание картин и иллюстраций и их обсуждение, чтение художественной литературы.

Особое значение в нравственном воспитании детей имеют труд и игра. Они одновременно могут быть как методом, так и средством воспитания.

Важным видом деятельности у детей является игра. Игра направляет детей к стремлению двигаться, действовать. В игре ребенок впечатлен окружающим его миром. Дети много играют, и через игру познают мир. Игра – форма организации детской жизни. В игре дети увлечены содержанием, у них формируется поведение. В играх дети организованны, если игра интересная, то дети более дисциплинированные. В играх происходит переход ребенка от дерзкого к вежливому. Если ребенок был замкнутым, то в игре он стал более общительным. В играх формируются моральные чувства и представления, воспитываются культура поведения и нравственные поступки.

В подвижных играх дети выполняют не только задачи физического воспитания, но и развиваются нравственно. Педагог наблюдает за игрой, как ведут себя дети, проявляют ли они нравственные качества, если замечает, что игра пошла не так, тогда педагог предлагает детям другой сюжет или уточняет правила игры. В подвижных играх у детей развиваются : внимание, воображение, положительные качества, сообразительность и наблюдательность. Если игра проходит активно, то дети уверены в себе и своих силах, проходит застенчивость, робость и страх. В играх дети должны быть все равны. Если ребенок выполняет все движения правильно, он начинает чувствовать себя уверенно в детском коллективе. Подвижные игры формируют правильные взаимоотношения детей. Главная роль в игре, это ее правила, которые определяют ход игры, действия и взаимоотношения детей, чаще всего от поведения играющих зависит содержание и успех игры.

Например, в игре «Чье звено быстрее соберется», где дети с разными по цвету геометрическими фигурами должны занять свое место, если один из них встанет не на свое или перепутает цвет, то подведет свою команду, и они проиграют соперникам. В некоторых подвижных играх дети сами устанавливают правила, например, «Чур, я в домике» и другие. Такие традиции у детей несут в себе воспитательную функцию. Поведение детей становится дисциплинированным, воспитываются умения самостоятельно договариваться и прислушиваться к мнению других детей.

Сюжетно – ролевые игры:

Трудно переоценить сюжетно-ролевую игру. Ценность её как средства и действенного метода нравственного воспитания состоит в том, что эта деятельность даёт ребёнку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать связи и отношения с другими детьми, выбирать цели. В ролевой игре отчётливо проявляются достижения и недостатки нравственного воспитания, уровень овладения детьми нормами и правилами поведения. Копируя жизнь взрослых, ребёнок проникается их заботами и делами, усваивает моральные нормы нашего общества. Исполнение ролей взрослых – учительницы, няни, мамы, бабушки – содействует развитию положительных форм поведения детей : в коллективной игре надо выполнять хорошо и работу учителя, и работу уборщицы, быть заботливой бабушкой.

Например, игра в «школу» значительно обогащает духовный мир детей, в ней завязываются новые дружеские отношения между детьми на основе общности познавательного и художественного интереса, возникают и формируются ролевые взаимоотношения между «учительницей», «родителями», «бабушками» и «дедушками», закрепляются вежливые формы обращения.

Сюжетно-ролевые игры «Школа», «Парикмахерская», «Стройка», «Больница» и т. д. при правильной их организации помогают воспитывать уважение к взрослым, интерес к этим профессиям.

Во многих ролевых играх детей необходимым атрибутом является кукла. Игры с куклой всегда способствуют тому, что дети становятся в роли старшего «мамы» или «папы». В играх они учатся уступать друг другу, в речи появляются ласковые, уменьшительно-ласкательные и теплые слова, меняется интонация, в отношениях они доброжелательны. Игры с куклами становятся длинные и богатые по содержанию: нужно куклу умыть, одеть, накормить, собрать на прогулку, погулять с ней и научить чему-нибудь, например, как вести себя с взрослыми, быть вежливыми, доброжелательными. Воспитание личности в играх с куклой при этом «будет осуществляться планомерно и организованно, не в виде внушения детям требований быть правдивым, делиться с другими и т. д., а в самой форме организации их игровой деятельности».

Например, в играх с куклой типа «День рождения куклы», «Приход гостей» эффективно воспитание гостеприимства, чуткости, доброжелательности. Воспитанию нежности, заботливого отношения к маленьким и слабым способствуют игры «Как будто у нас маленький ребёнок», «Как будто дома нет мамы», «Кукла болеет». Таким образом, рождается участливое отношение к больному, готовность ему помочь.

Большое значение для воспитания патриотических чувств имеют игры в военных. Эти игры воспитывают взаимопомощь, взаимовыручку, дисциплинированность, умение подчинять свои интересы общим интересам, уважение к родной армии.

Чувство патриотизма – это уважение и любовь к своей родине и своему народу, своей стране. Трудно переоценить значение ролевых игр – путешествий, в которых главную роль на себя берёт педагог, так как такие игры требуют большего объёма знаний, чем, как правило, имеют дети.

Игра уместна и в решении задачи формирования у детей правильного, положительно-эмоционального отношения к труду, воспитания трудолюбия. Приучая детей старшего дошкольного возраста к систематическому труду, особенно к хозяйственно-бытовому и по самообслуживанию, надо чаще использовать игровые формы. Включаясь в любое серьёзное дело, ребёнок обыгрывает его, подражая взрослым.

Например, дети любят работать в «мастерской» по ремонту книг, коробок для настольных игр. Но важно ставить перед ребёнком не игрушечные цели – книгу нужно подклеить по-настоящему, аккуратно, чтобы её могли почитать и другие дети.

Социально – нравственное воспитание дошкольников посредством сюжетно – ролевых игр.

В социально – нравственное воспитание в играх формирует первые моральные суждения и оценки действиям. Ребенок начинает понимать нравственные нормы, но не всегда соблюдает их в своих реальных поступках. На всем протяжении жизни происходит социально – нравственное воспитание, и окружающая среда имеет определенное значение в становлении ребенка нравственным. Социальная среда, такая как семья, имеет большое значение в воспитании социально – нравственного развития.

В детском саду созданы благоприятные условия для нравственного развития детей, где ведущим видом деятельности является сюжетно – ролевая игра. В ней ребенок познает способы поведения, действия и взаимоотношения взрослых.

Выполняя определенную роль, ребенок учится взаимодействовать в соответствии с нравственными нормами, которые приняты в обществе. В игре ребенок самостоятельно проживает своей жизнью, а не учится жить. В игре он поступает так, как будет поступать в реальной жизни через некоторое время.

Придуманная ситуация в игре освобождает его от ситуативной связи. В игре он учится действовать по ситуации, которая требует от него познания, а не только переживается. В придуманной ситуации ребенок учится управлять восприятием предмета и реальных обстоятельств, а также значением и смыслом ситуации. Наступает новое отношение человека к миру: он видит окружающую действительность, которая имеет не только разнообразную окраску, но и множество форм, значений и смысл качества. В играх ребенок видит сферу широких моральных отношений: ответственность, заботу, взаимопомощь. Играя в ролевые игры, ребенок усваивает моральные правила, правила ролевого поведения, в роли взрослого или сверстника. Дети осваивают деятельность взрослых, их отношение к своему труду, формируется положительное отношение к нормам и правилам поведения в обществе, к поступкам.

Сюжетно – ролевая игра – средство формирования культуры общения. В игре развиваются особенности личности ребенка :

формируется подчинение ситуативных мотивов наиболее общим и высоким;

формируются общественно – значимые мотивы, когда ребенок принимает на себя малоинтересную роль, что бы игра состоялась;

– возникает новая психологическая форма обобщенных и осознанных мотивов.

Правила в игре, которые ребенок выполняет, добровольно формируют волевые черты характера и воспитывают сдержанность.

Педагог должен управлять формированием отношений в реальности, организовать детей с учетом их интересов. Если ребенок играет один, можно привлечь к игре взрослого или ребенка, предложить ему новую ситуацию, должно учитываться гендерный подход к организации взаимодействия детей в игре. Например:

– можно обратиться к мальчику, катающему машинку: «Ты починил свою машинку? А ты дашь Коле ее покатать? Он будет рад с тобой поиграть!».

– девочке, которая надевает куклу на прогулку: «Ты со своей дочкой идешь на прогулку? Ты позовешь на прогулку Лизу? Она обрадуется, когда узнает, что ты позвала Лизу на прогулку!».

– девочке, накрывающей на стол: «Ты сегодня празднуешь День рождения своей дочки? А вы пригласите гостей? Они образуются вашему приглашению!».

Организация такого рода ситуаций педагогического воздействия на игры детей может быть как частью игрового занятия-тренинга, так и ситуативным психолого-педагогическим сопровождением самостоятельной детской игры. При этом особенное внимание нужно обращать на поддержку интереса к действиям сверстника и установление правил поведения по отношению к нему.

В совместных играх особого внимания требует регулирование взаимоотношений детей. Необходимо специальное обучение детей как нужно общаться, и помогают в этом беседы. У дошкольников можно сформировать четкое представление о социальной субординации, что бы дети пользовались этим в игре посредством обучения моделированию отношений, которые возникают между людьми.

Что бы формировать сюжетно – ролевые игры педагог проводит на каждом возрастном этапе единый комплекс педагогических мероприятий.

Тогда игра способна выступать как механизм социально-личностного развития ребенка и формирования социально-нравственных отношений в группе. Для этого необходимо следующее:

1. Своевременное изменение предметно – игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей. Среда должна содержать элементы проблематизации, т. е. провоцировать детей на формулирование и решение проблемных ситуаций.

2. Педагог активно обогащает жизненный опыт детей в игре, учитывая, что основной источник игры ее содержание взято из реальной жизни. Поэтому нужно обращать внимание детей нате лили иные компоненты социальной действительности, сферы человеческих взаимоотношений.

3. Играя в обучающие игры с детьми, педагог передает опыт традиционной культуры игры. Во-первых, детей нужно научить «входить» в воображаемую ситуацию. Понимая ее условность, используя слова «а что, если?», и «как будто». Во-вторых, детей нужно научить осуществлять цепочку игровых действий и объединять их в один процесс, идентифицируя его как содержание игры.

Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, внимание и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь абсолютной и удачной.

Публикации по теме:

Дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Как известно,с восприятия предметов.

Дидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возрастаДидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возраста Дидактическая новогодняя игра на развитие внимания у детей дошкольного возраста Воспитатель: Назарова Т. А. Дошкольный возраст - это период.

Единство подхода родителей и учителя в вопросах формирования духовно-нравственных качеств личности (младший школьный возраст) Во все времена человечество заботилось о воспитании подрастающего поколения. Доброму отношению к людям, родной земле, труду на ней, ненависти.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Цель: Моей работы направлена на сохранение и укрепление здоровья детей;.

Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности»Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить проект по духовно-нравственному воспитанию "Формирование у детей духовно-нравственных качеств.

Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2)Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2) Продолжим знакомство с проектом по «Формированию у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности». Почему.

Проект «Подвижная игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста» Введение Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об.

Ролевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольникаРолевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольника Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, сущность которой состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игра как средство формирования нравственных черт личности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 30 мая 2022 в 12:42
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД