Получи документы

Игра как средство речевого развития

Светлана Костина
Игра как средство речевого развития

Игра – ведущий вид деятельности ребенка.

1. В игре нарабатываются коммуникативные навыки, есть место для партнерства, основанного на уважении к ребенку, пусть и к маленькому.

2. Развивается познавательный интерес. Обучать ребёнка гораздо проще в процессе игры, этому способствует его интерес и положительные эмоции.

3. Игровые приемы направлены не только на автоматизацию звуков в речи, но и на развитие общей моторики, мелкой моторики, ориентировки в пространстве, чувства ритма, что не утомляет детей.

Публикация «Игра как средство речевого развития» размещена в разделах

4. Игровые приемы влияют на развитие памяти, внимания, мышления.

5. Некоторые задания не требуют предварительной подготовки, что тоже немаловажно в работе педагога.

Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.

В сюжетно-ролевой игре совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в связной монологической речи. В ходе игры ребёнок вслух разговаривает со сверстниками, либо с игрушками, а также подражает звукам (рёв мотора, гудок парохода) и голосам зверей (ржание лошади, мяуканье кошки). В процессе игры воспитатель много разговаривает с детьми, в результате чего у не говорящего ребенка возникает потребность в речевом общении.

«На приёме у врача»

Цель: упражнять детей во всех видах дифференцированного дыхания (вдох ртом - выдох ртом, вдох ртом - выдох носом, вдох носом - выдох ртом, вдох носом - выдох носом.)

Ход игры: Коллективное выполнение детьми упражнений по инструкции воспитателя. "Я сейчас послушаю вашу грудку. Сделали вдох ртом, а теперь выдохнули тоже ртом" и так далее. "А теперь послушаю спинку". Далее детям предлагается выполнять упражнение парами по инструкции воспитателя.

«Магазин»

Цель: развитие навыка классификации вещей и продуктов по внешним признакам.

Ход игры: Магазинных отделов много (воспитатель демонстрирует картонные листы, изображающие витрины). Дети начинают раскладывать картинки по картонкам-витринам, попутно рассказывая, почему кладут именно сюда.

Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Дидактическая игра должна содержать образец речевого поведения, способствовать формированию внимания к речи, а также актуализировать имеющиеся у детей речевые средства.

«Живые картинки»

Цель: автоматизировать тот или иной звук в речи.

Ход игры: перед ребенком выкладываются несколько картинок на звук, который необходимо закрепить в речи, даем установку: «запомни все картинки, закрой глазки, и одна картинка оживет, а ты должен решить, какая картинка ожила и,что на ней изменилось».

Ребенок замечает изменения и произносит все слова, закрепляя произношение определенного звука

«Эхо»

Цель: учить образованию сложных слов.

Ход игры: -Ребята, какое слово вы услышите соединив эти два слова:

-листья падают – листопад

-сам ходит - самоход

-снег падает - снегопад

-мед носит – медонос

-вода падает - водопад

-звезды падают - звездопад

-сено косит – сенокос и т. д.

Карточная игра «Говорун»

Цель: учиться складывать слова из букв.

Ход игры: Игроки ходят поочередно, выкладывая по одной карточке с буквой. Как только кто-то замечает, что из лежащих карточек можно составить слово, он его называет и забирает себе. По ходу игры буквы приносят разное количество очков.

Словесные игры направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря. Пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь. Многие эти игры направлены на развитие фонематического слуха, уточнение знаний детей о цвете и форме, тренировку в звукоподражании.

«Лишнее слово»

Цель: развитие слухового внимания детей, обогащение словаря и уточнение значений слов.

Ход игры: Воспитатель объясняет ребенку, что будет произносить слова, а он должен назвать лишнее слово и объяснить свой выбор.

Лексический материал (например) :

шуба, сапоги, свитер, юбка, брюки.

зима, весна, ноябрь, лето, осень.

белка, заяц, медведь, синица, еж.

шуба, шарф, панама, варежки. И т. д.

«Я знаю много названий»

Цель: закреплять обобщенное значение слов.

Ход игры: Воспитатель начинает, а дети продолжают.

«Я знаю много названий зверей: заяц, медведь… цветов: мак, роза… овощей: морковь, репа… насекомых: комар, оса… и т. д.

«Назови одним словом»

Цель: развитие словаря детей.

Ход игры: Ведущий спрашивает у детей:

«Как одним словом можно назвать аиста, воробья, утку и галку?» (птицы)

Астру, мак и розу? (цветы)

Лису и ослика? (животные)

Иву и дуб? (деревья) и другие варианты.

Впоследствии ведущими становятся сами дети.

«Назови ласково»

ЦЕЛЬ: учить детей образовывать слова при помощи суффиксов.

Оборудование: мяч

Ход игры: Воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

ПРИМЕРНЫЙ ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:

Шуба теплая - шубка тепленькая

Лиса хитрая - лисичка хитренькая

Заяц белый - зайчик беленький

Сапоги чистые - сапожки чистенькие

Ветка короткая - веточка коротенькая

Шишка длинная - шишечка длинненькая

Ворона черная - вороненок черненький

Снег белый - снежок беленький

Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. Одним из важных условий успешности в развитии речи в ходе подвижных игр является заинтересованность в них самих детей.

«Тише, тише, Маша шьёт»

Цель: закреплять произношение звука Ш в словах.

Ход игры: Дети, взявшись за руки, ходят вокруг Маши (Миши) и тихо говорят:

Тише, тише, Маша шьет,

Наша Маша долго шьет.

А кто Маше помешает,

Того Маша догоняет.

После этих слов дети бегут в заранее обозначенный домик. Кого Маша (ведущий) осалит, тот должен сказать слово со звуком Ш. Если ребенок затрудняется назвать слово, то воспитатель помогает ему наводящими вопросами.

«Здравствуй пальчик»

Цель: произнесение слогов синхронно с движениями пальцев.

/ ход игры:Большим пальцем здороваются со всеми остальными пальчиками и произносят слог.

«Ракета»

Цель: автоматизация звука.

Ход игры: Игра проводится с одним ребенком, а можно группой. Упражнения выполняются стоя с действием рук и сопровождается слогами на автоматизируемый звук.

Речевые игры для детей дошкольного возраста можно применять педагогам в ходе детсадовских занятий, а так же родителям дома.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Дидактическая игра для развития речевого дыхания «Разноцветные шарики»Дидактическая игра для развития речевого дыхания «Разноцветные шарики» Детям с речевыми нарушениями необходимо развивать речевое дыхание, которое будет обеспечивать нормальное звукообразование, а также создаст.

Игра для развития речевого дыхания «Домик мышат»Игра для развития речевого дыхания «Домик мышат» Яна Литвинова Дидактическая игра для развития речевого дыхания «Домик мышат» Выполнила: учитель-логопед Литвинова Яна Олеговна МБДОУ Детский.

Игра для развития речевого дыхания «Сдуй бабочку с цветка»Игра для развития речевого дыхания «Сдуй бабочку с цветка» Приступая к развитию у ребёнка физиологического дыхания, необходимо сформировать сильный плавный ротовой выдох. Дополнительно у ребёнка.

Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей» Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»«Кто складно говорит,.

Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и как форма взаимодействия с родителямиОформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и как форма взаимодействия с родителями В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной.

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 комбинированного вида г. Вяземского Вяземского муниципального.

Театральная деятельность по теме самообразования «Загадка, как средство речевого развития детей».Театральная деятельность по теме самообразования «Загадка, как средство речевого развития детей». Сказка о маленьком мышонке. За основу взят сценарий Олеси Емельяновой. Задачи: Позабавить детей; развивать артистические способности детей,.

Экскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детейЭкскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей Вы часто ходите с детьми в библиотеку? Ничего так не обогащает и не делает образовательный процесс более эффективным и качественным, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра как средство речевого развития
Опубликовано: 17 января 2022 в 23:22
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД