Татьяна Бурмагина
Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Каданцева Татьяна Александровна
Наблюдая за детьми, каждый человек может заметить, что ребенок в своей речи может делать длительные паузы, долго подбирать необходимые слова. Родители и воспитатели все чаще сталкиваются со сложностями в развитии речи. В раннем возрасте нарушения речевого развития могут определяться индивидуальными особенностями, а в дошкольном возрасте нарушения речевого развития бросаются в глаза более ярко и становятся очевидными.
Публикация «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Основываясь на опыте работы с детьми, я полагаю, что игра и игровое взаимодействие способствует качественному скачку в развитии, а также инициирует и запускает естественным путем необходимые психические процессы, в частности речь.
Если обратиться к определению явления игры и игрового взаимодействия, необходимо отметить, что это вид активности, как человека, так и животного. Но игра у человека качественно отличается и характеризуется, согласно идеям Л. С. Выготского, опосредованностью, и, согласно идеям Д. Б. Эльконина, наделением и способностью к перевоплощениям, согласно идеям А. Н. Леонтьева, целенаправленностью действий. Реализация игрового взаимодействия осуществляется с использованием игрушки, которая может символизировать саму себя, и являться символом чего-то другого. Как отмечает Рассмус, игрушка это ворота в виртуальную реальность, приоткрывающая завесы в мир фантазий и домыслов ребенка. Во взаимодействии с игрушкой ребенок преодолевает давление реального мира и вступает в воображаемый мир, который он сам себе строит. Игрушка становится равноценным, равнозначным партнером игры.
В игровом взаимодействии с игрушкой создается особая ситуация, когда ребенок не ограничивает себя, не стесняется, может проявить любые переживания, говорить желаемые слова, предложения и мысли. Таким образом, в игре нейтрализуется фактор социальной аудитории, который может вызывать волнение ребенка и нарушение речи.
Следующий уровень игрового взаимодействия предполагает взаимодействие ребенка со сверстником, что наблюдается к среднему дошкольному возрасту (5 лет). В подобной деятельности ребенок должен прислушиваться ко мнению сверстника, учитывать его предложения или устанавливаемые правила игры. В данном взаимодействии ребенок идентифицируется с речью другого ребенка, усваивает и присваивает демонстрируемые речевые обороты, то есть, ребенок стремится «быть как все», как отмечает В. С. Мухина. Но нельзя забывать о том, что к старшему дошкольному возрасту (6-7 лет) игровое взаимодействие сменяет направление от «вертикали», как отмечает М. И. Лисина, к «горизонтали», когда дети стремятся не потакать идеям сверстника, а стремятся предложить свои правила и нормы игры, пытаются самоутвердиться, стать лидером, как отмечает В. С. Мухина, стремятся «быть лучше всех». В данном проявлении дети устанавливают свои правила, свои законы, проявляя механизм обособления, выделяя себя как необычного человека, как личность. Выделение себя может происходить как на уровне невербального взаимодействия, так и на уровне вербальном. Невербальное поведение детей часто перерастает в тиранию (термин Э. Эриксона) и приводит к изоляции самого «тирана», и нарушению развития речи.
В дошкольном учреждении, мы стремимся развить социализированный тип «горизонтали» взаимодействия, которое обязательно опосредовано речью. В работе с детьми с использованием игрового взаимодействия, мы ярко и наглядно демонстрирует детям недостаточность невербального или рисуночного общения. Дети приходят к пониманию и желанию не только показать свою эмоцию, настроение или поступок, но и рассказать словами. Ребенок посредством слов выражает свои переживания, рассказывает свои впечатления, обозначает предметы, и может творить новые слова, ребенок переводит слова из разряда пассивного словарного запаса в активный. Благодаря тому, что в игровом взаимодействии присутствует большая доля внешней активности, у ребенка появляется возможность снимать напряжения в физической активности, расслаблять зажимы в речевых зонах. В ситуации телесных движений ребенок самостоятельно задает тон речи и процессу мыслительных операций.
Как отмечают психологи, ребенка необходимо научить даже играть. Малышу, начиная с младенческого возраста (от 0 до года, вкладывают различного рода игрушки и обучают тому, как надо взаимодействовать с ними, показывают то, что можно с ними сделать. Также и в дошкольном возрасте (с 3 до 7 лет) давая в руки, необходимо научить работать и взаимодействовать с предметом. Таким образом, в работе с детьми у нас последовательно выстраиваются задачи, которые помогут детям через игровое взаимодействие развить речь.
Сначала воспитатель или педагог вкладывает в руки игрушку, с которой он самостоятельно играет. Затем ребенку можно показать необычные способы игры с данной игрушкой. Далее ребенку предлагается освоить несколько существующих в социуме видов игр с использованием той же самой игрушки. Следующим шагом – ребенок самостоятельно придумывает игровое взаимодействие с этой же игрушкой. И заключительным этапом работы, сложным и важным, является обучение других детей играть в те игры, которым научился сам ребенок. Данную последовательность действий можно применять к каждому ребенку, но обязательным условием является предъявление всем детям разных, не повторяющихся игрушек, желательно ориентированных на их индивидуальные особенности.
В современном мире использование игрового взаимодействия с детьми полезно не только для самих детей, но и для воспитателей и для родителей, ведь на данном этапе развития культуры размываются границы между игрой ребенка и взрослого. Взрослые играют с таким же удовольствием, как и дети.