Наталья Баранцева
Игровые приемы для закрепления речевых навыков на занятиях по ФЭМП и развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
«Игровые приемы для закрепления речевых навыков на занятиях
по ФЭМП и развитию речи»
Развитие речи детей в значительной мере определяется созданием потребности в пользовании языком. В игре, как ведущей деятельности детей дошкольного возраста, создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования разнообразных психических свойств и качеств личности.
Публикация «Игровые приемы для закрепления речевых навыков на занятиях по ФЭМП и развитию речи» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Эффективность занятий по ФЭМП и развитию речи зависит от положительного эмоционального фона занятия, интереса детей к заданиям. Ряд трудностей может быть преодолен посредством применения игры и игровых приемов в ходе занятий.
Практика проведений занятий показывает, что усвоение знаний, умений, навыков происходит легко и прочно в условиях включения различных игр и игровых приемов в процессе обучения.
Проведение воспитателем занятий по развитию речи непосредственно связано с обогащением пассивного и активного словаря детей. В процессе этих занятий создается сенсорная база для усвоения детьми соответствующих их возрасту понятий. Приемы коррекционно - воспитательного воздействия в условиях применения фронтальной формы работы;
- это включение в занятия дидактических игр, заданий, игровых приемов на закрепление изученного лексико – грамматического материала. Использование заданий на группировку, классификацию для закрепления в речи обобщающих понятий, соответствующих их возрасту (одежда, мебель и др.).
Использование таких приемов, как прием помощи :
- повтори правильный ответ товарища;
- привлечение наглядного материала;
- применение 3-4 однородных упражнений для тренировки детей в аналогичном речевом оформлении ответов.
Использование таких приемов, как «добавь слово», «закончи предложение»
На занятиях по развитию речи важно использовать такие игровые приемы обучения, которые обеспечивают более глубокое познание действительности и способствуют развитию речи и мышления.
Обучение игровым действиям с предметами используется для развития речи ребенка. Во время обучения игре дети овладевают способами действий и теми словами, которыми взрослый сопровождает показ предметов, который необходим для построения предложений и рассказа.
Используются лексико – грамматические упражнения такие как:
- подбери признаки;
- подбери действия;
- назови ласково;
- подбери родственные слова;
- подбери предметы к признакам;
- скажи иначе;
- расскажи по плану.
Осуществляя коррекционное воздействие в процессе работы на занятиях по развитию ЭМП педагог использует различные типы вопросов, специально подобранный счетный материал, побуждает детей к сопровождению речью производимых ими действий.
Используемые игровые упражнения : «Что изменилось?», «Что добавилось?», «Путаница», «Головоломка», «Сколько?», «До – между – за» и другие. Так, например, применяя в качестве счетного материала предметы, различаются по материалу (деревянные и пластмассовые палочки, педагог стимулирует детей к включению в речь относительных прилагательных.
Ситуации, возникающие на занятиях по ФЭМП, используются педагогом для закрепления навыков детей употреблять простые предложения с однородными членами.
На занятиях по ФЭМП педагог с помощью вопросов, просьб, указаний побуждает детей к составлению краткого сообщения о выполненных ими действиях, результатах сравнения чисел и других действиях.
Вывод: игровые приемы используемые нами на занятиях направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, развитие правильного звукопроизношения, умение считать, ориентироваться в пространстве. В более старшем возрасте они развивают самостоятельность мышления, формируют мыслительную деятельность детей.
Литература: С. А. Миронова «Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушением речи».