МААМ-картинки

Игровые технологии в рамках духовно-нравственного воспитания дошкольников

Вера Атяшева
Игровые технологии в рамках духовно-нравственного воспитания дошкольников

1. Актуальность программы определена тем, что формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи, осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности, а в этом конечно на наш взгляд поможет игра.

Публикация «Игровые технологии в рамках духовно-нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Нормативно-правовые документы, в первую очередь, Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ и Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» внесли значительные коррективы в сложившиеся представления работников системы дошкольного образования. В соответствии с «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, настоящему и будущему своей страны.

Концепция определяет:

• характер современного национального воспитательного идеала;

• цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;

• систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;

• основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.

Челно-Вершинский район является многонациональным. В нем проживают люди разных национальностей: русские, татары, чуваши, мордва. Наша задача воспитывать в детях толерантное отношение к другим, уважение к традициям и обычаям народов, желание жить в дружбе и любви, что так необходимо в наше нестабильное время. Поэтому основная задача педагога дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Сегодня по запросу государства, общества, родителей (законоправных участников) ребёнок должен быть успешным.

Игровая технология является основным видом деятельности детей. Сюжетно-ролевые, театрализованные, коммуникативные, подвижные дидактические игры, подвижные с правилами, игровые упражнения проводятся во время образовательной деятельности, в самостоятельной и в свободной деятельности, на прогулке, в повседневно-бытовых ситуациях, беседах, во второй половине дня. Деятельность может быть организована незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

2. Основная идея программы

Программа направлена на игровую деятельность, где формируются многие положительные качества ребёнка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребёнка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. Данный вид деятельности благополучно сказывается на взаимоотношениях детей в коллективе.

Игру с давних пор педагоги считали мощным средством воспитания ребенка, в том числе нравственного и духовного развития личности дошкольника, который живёт чувствами и с их помощью познаёт и воспринимает окружающий мир. Для нас важно, какие игры будут формировать развитие нравственных качеств ребенка, и при каких условиях становление нравственных качеств дошкольника в игре будет проходить эффективнее? Решение данной проблемы осуществляем путем создания условий для формирования в детях нравственных качеств, через игровую деятельность. Считаем, что новизна данного педагогического опыта заключается в обогащении содержания воспитательно-образовательной работы, в создании системы методов и приемов, нацеленных на обучение нравственным нормам поведения дошкольников в игровой деятельности.

Работа в проекте делится на три блока:

1 блок - Мультимедийные игры для дошкольников духовно-нравственного содержания

2блок - Народные игры и игрушки, как средство духовно-нравственного воспитания детей.

3блок - Использование игровых технологий в проектной деятельности.

3. Сфера проектирования

1. Использование игровых технологий, направленных на вовлечение в духовно-нравственное воспитание дошкольников в воспитательно-образовательном процессе в дошкольных образовательных организациях, в сфере дополнительного образования.

4. Аудитория программы: Педагоги дошкольных образовательных организаций, педагоги дополнительного образования, дети дошкольного возраста, родители.

5. Цель: Сохранение духовно-нравственного здоровья детей; приобщение их к нравственным и духовным ценностям, стремление возродить традиции семейного воспитания.

Задачи:

1. Воспитывать интерес и любовь к национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.

2. Расширение кругозора, познавательной деятельности. Развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей.

3. Повышать компетентность родителей в вопросах нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

6. Формы реализации

1. Работа с педагогами

2. Работа с детьми

2. Работа с родителями

4. Взаимодействие с социумом

При условии успеха реализации программы:

для детей:

- дети получат положительные качества, повысятся стартовые возможности развития их способностей на ступени школьного обучения;

- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;

- пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;

- формирование чувств национального достоинства;

- развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;

для педагогов:

- совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников;

- объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре;

- педагоги повысят свой профессиональный уровень.

- для родителей:

- реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;

- объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей;

- создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

Все это, в конечном счете, позволит обеспечить:

• повышение эффективности воспитательной системы;

• качественное улучшение нравственного развития воспитанников;

• укрепление материально-технической базы;

• максимальную адаптацию системы к запросам социума;

• повышение конкурентоспособности.

В перспективе накопленный опыт организации образовательных услуг позволит расширить их путем:

• введения системы культурно-досуговой деятельности семей, проживающих в микрорайоне;

• разработки и реализации индивидуального маршрута развития способностей воспитанников в различных видах деятельности.

При построении системы реализации программы духовно-нравственного воспитания необходимо учитывать принципы:

• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

• взаимосвязь духовно-нравственного образования со всеми направлениями развития ребенка (познавательного, речевого, физического, социально-коммуникативного, художественно-эстетического);

• творческая самодеятельность детей (активное включение в разнообразные виды творческой деятельности);

• приобщение детей к социокультурным нормам, традициям;

• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;

• организация коллективной творческой деятельности средствами театральной и художественной деятельности.

Усовершенствованная система работы структурного подразделения детского сада «Ромашка» ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины по духовно-нравственному воспитанию детей включает :

Воспитательно-образовательный процесс :

Учебно-методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса строится по разработанной учреждением основной общеобразовательной программы - образовательной программы дошкольного образования.

Наряду с базисными программами в ДОУ используются следующие парциальные программы:

Программа «Ритмическая мозаика» А. И. Буренина по ритмической пластике используется в работе с детьми 4-7 лет, которая помогает организовать работу по развитию движений и музыкальных способностей у детей. Программа А. И. Буренина, Т. Сауко раздел: «Топ – хлоп, малыши» по музыкально – ритмическому воспитанию детей 2 – 3 лет. Эти программы в своей работе использует музыкальный руководитель ДОУ.

Парциальная программа «Остров здоровья» Е. Ю. Александрова. Авторская программа, утверждена решением экспертного совета при Комитете по образованию Волгограда.

Цель: Обеспечение укрепления здоровья ослабленных, применение эффективных методик закаливания.

Внедрение в практику работы:

Авторская дополнительная образовательная программа «Мир твоей души» для детей 4-7 лет.

Цель программы: формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

7. Участники программы: руководитель структурного подразделения, специалист управления образованием, педагоги и специалисты ДОУ (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, логопед, дети, родители.

8. Содержание программы:

1. Направления деятельности: Игровые технологии в рамках духовно-нравственного воспитания дошкольников»

2. Содержание деятельности

При организации игр создаем необходимые условия для развития игрового сюжета, создаем предметно-игровую среду с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Организуется и осуществляется игровая деятельность детей последовательно и систематически, активно используются методы и приёмы обучения детей игровым действиям, а в старшем возрасте игровой цепочкой, согласно выбранной роли или игровому сюжету, поддерживаем интерес детей к игре, развиваем инициативу детей, приучая их задумываться над темой игры, самостоятельно выбирать наиболее интересную. Игровую форму образовательной деятельности создаем с помощью игровой мотивации. Проблему ставим перед детьми также в форме игровых заданий, вводим элементы соревнования, которые переводят проблему в игровую. Используем игровые технологии, направленные на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления ребенка. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях формирует гибкое, оригинальное мышление у детей. Например, по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры - придумки, игры – фантазирования.

В ходе использования игровых технологий заметили, что у детей повысился интерес к игре. Они стали более ловкими, гибкими, внимательными, наблюдательными. Сформировалось воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие. Учитывая то, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, в работе применяем игровые технологии :

игры – развлечения,

народные игры,

конкурсы и викторины,

сюжетно-ролевые игры,

театрализованные игры,

игры фантазии и импровизации

С целью:

социально-коммуникативного развития детей;

повышения уровня познавательных и творческих способностей;

формирования базиса личностной культуры.

Выбор игры. Выбор игры, в первую очередь, зависит от того, каков ребенок, что ему необходимо, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. В выборе игры следует учитывать состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическую подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения и совместимости. Выбор игры зависит от времени ее проведения, природно-климатических условий, протяженности времени, светового дня и месяца ее проведения, от наличия игровых атрибутов, от конкретной ситуации, сложившейся в детском коллективе. Цель игры находится за пределами игровой ситуации, и результат игры может выражаться в виде внешних предметов и всевозможных изделий (модели, макеты, игрушки, конструкторы, куклы и др., «продуктов» художественного творчества, новых знаний. В игре подмена мотивов естественна: дети действуют в играх из желания получить удовольствие, а результат может быть конструктивным. Игра способна выступать средством получения чего-то, хотя источником ее активности являются задачи, добровольно взятые на себя личностью, игровое творчество и дух соревнования. В играх ребенком осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанных между собой.

Первая цель - удовольствие от самого процесса игры. В этой цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.

Цель вторая - функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей.

Цель третья - отражает творческие задачи игры - разгадать, угадать, распутать, добиться результатов.

3. База реализации:

Изучение состояния ресурсной базы СП детского сада «Ромашка» :

- оснащение предметно-развивающей среды в детском саду;

- повышение квалификации педагогов в данном направлении;

- обеспеченность учебно-методическими пособиями.

4. Исполнители. Руководитель, педагоги, родители, дети, специалисты (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуры, педагог-психолог, логопед).

5. Форма представления результата

12. Оценка продуктов и результатов проекта/программы

На данном этапе работы педагогами создан и применятся в воспитательно-образовательном процессе электронный сборник мультимедийных игр по духовно-нравственному воспитанию для детей дошкольного возраста.

Компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинаем с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.

Благодаря мультимедийному способу подачи информации:

- дети легче усваивают понятия;

- быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве,

- тренируется внимания и память;

- активно пополняется словарный запас;

- воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;

- развивается воображение и творческие способности;

- развиваются элементы наглядно-образного и креативного мышления;

-повышение мотивации к занятиям.

Мы распределили игры по разделам: «Сказки», «Поступки», «Народные праздники», «Национальности» (быт, традиции, одежда, «Патриотизм».

На сегодняшний день у нас разработано 14 игр:

«Мы живем в России» (подготовительная группа)

«Подбери головной убор» (подготовительная группа)

«Светлые денечки» (старшая группа)

«Путешествие в прошлое» (подготовительная группа)

«Сказка на новый лад» (средняя группа)

«Угадай сказку» (подготовительная группа)

«В гостях у сказки» (старшая группа)

«Что хорошо, что плохо» (старшая группа)

• В мире прекрасного» для детей 5-7 лет

«Мое село – Челно-Вершины» для детей 5-7 лет

«Народные промыслы» для детей 5-7 лет

«Наши любимые узоры» для детей 5-7 лет

• Красочный мир филимоновской игрушки» для детей 5-7 лет

«Веселый Городец» для детей 5-7 лет

Приложение № 1 (диск)

Используемые мультимедийные занимательные игры в сочетании практической и игровой деятельности, способствуют развитию у дошкольников восприятия, памяти, внимания, мышления, позволяет решить проблемную ситуацию, умение самостоятельно приобретать новые знания, помогают эффективно закреплять учебный материал по сравнению с традиционными формами обучения.

Также подобрана картотека народных игр, где мы делаем упор на национальные игры. Наш район многонациональный, детский сад посещают дети разных национальностей, и мы стараемся знакомить и приобщать детей к традициям, обычаям, национальным устоям и играм своего народа.

В картотеке представлены популярные русские, мордовские, татарские и чувашские игры доступные детям.

Народные игры применяем на фольклорных праздниках, развлечениях, досугах, в совместной деятельности, на прогулках, на спортивных мероприятиях. В процессе коллективной игры дети приобретают организаторские способности, проявляют настойчивость и инициативу. С их помощью ребенок начинает активно мыслить, у него расширяется кругозор, развивается двигательная активность и физические навыки.

Картотека народных игр

Приложение №2

Авторская дополнительная образовательная программа «Мир твоей души» для детей 4-7 лет

Приложение № 3

Педагогический проект «Моя родословная»

Приложение № 4

13. Необходимая ресурсная база для реализации проекта/программы

Ресурсное обеспечение программы

Нормативно-правовые

- разработка локальных актов, регламентирующих деятельность ДОУ

Научно-методические

- функционирование научно-методического совета ДОУ;

- разработка механизма, критериев и показателей оценки результативности реализации Программы;

- внедрение системы методических консультаций структурных подразделений ДОУ по приоритетному направлению программы экспериментально-опытной деятельности;

- оснащение педагогов методическими пособиями и рекомендациями по использованию новых образовательных технологий.

Кадровые

- создание условий для повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов участвующих в реализации новой модели;

- привлечение необходимых специалистов;

Информационные

- мониторинговые мероприятия;

- организация мероприятий по информированию общественности о ходе реализации программы экспериментально-опытной деятельности

Материально-технические

- обновление предметно-развивающей среды в группах;

- приобретение технических и дидактических средств обучения;

- оснащение ДОУ оргтехническими средствами :

Финансовые

- смета расходов ДОУ;

- спонсорская и благотворительная помощь;

- предпринимательская деятельность ДОУ.

Обоснование возможности реализации проекта (программы) в соответствии с законодательством об образовании

Проект «Игровые технологии в рамках духовно-нравственного воспитания» разработан в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию :

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

- «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Данный проект направлен на формирование самосознания личности дошкольника на национальных основах, в тесной связи с общечеловеческими ценностями. Именно в настоящее время возрождение и развитие национально-культурных традиций приобретает особую актуальность, что, по сути, является неосознанным сопротивлением интенсивному проникновению элементов западной культуры, стремлением сохранить систему национальных ценностей и нравственно-этнических понятий, национального сознания и поведения.

Преимущества проекта:

- системность

- эффективность

- комплексность

- доступность.

Проект адресован старшим воспитателям и воспитателям дошкольных организаций, педагогам дополнительного образования, руководителям детских кружков и студий.

Публикации по теме:

«Богословские традиции духовно-нравственного воспитания» — моя, уже вторая статья в международном сборнике!«Богословские традиции духовно-нравственного воспитания» — моя, уже вторая статья в международном сборнике! .

«Этнография — неотъемлемая часть духовно — нравственного воспитания детей» Со страниц многих печатных изданий мы слышим призыв к формированию этнокультурной компетентности дошкольника. Что же такоё этнос? В словаре.

Деловая игра с элементами тренинга для педагогов ДОУ Приемы и механизмы духовно-нравственного воспитания дошкольников в НОДДеловая игра с элементами тренинга для педагогов ДОУ Приемы и механизмы духовно-нравственного воспитания дошкольников в НОД Деловая игра с элементами тренинга для педагогов ДОУ Приемы и механизмы духовно-нравственного воспитания дошкольников в НОД Подготовила:.

Консультация для воспитателей «Чтение художественной литературы как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Чтение художественной литературы как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. Духовно-нравственное воспитание – очень актуальная.

План работы педагогов в рамках РМО по проблемам духовно-нравственного воспитания дошкольников на 2014–2015 год План работы педагогов в рамках РМО по проблемам духовно - нравственного воспитания дошкольников на 2014-2015гг Согласовано: заведующий УМЦ.

Консультация для родителей «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка, оно способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности,.

Проект духовно-нравственного воспитания «Братья наши меньшие» .

Проект духовно-нравственного воспитания в подготовительной группе (возраст 6–7 лет) Проект духовно-нравственного воспитания в подготовительной группе (возраст 6-7 лет) Название: "Кто на свете всех милее?" Дидактическая.

Проектная деятельность «Этих дней не смолкнет слава» как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников 1 слайд: Проектная деятельность «Этих дней не смолкнет слава» как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников 2. Тема Великой.

Реализация духовно-нравственного воспитания в формировании здоровьесберегающей среды ДОУ По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «Здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые технологии в рамках духовно-нравственного воспитания дошкольников
Опубликовано: 20 июня 2016 в 20:18
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД