Консультация для родителей и воспитателей «Игры для развития речи»

Наталья Козаева
Консультация для родителей и воспитателей «Игры для развития речи»

Игры для развития речи.

Консультация для родителей и воспитателей.

Для каждого ребенка игра является ведущей деятельностью. В игре ребёнок учится мыслить, развивает свои способности и сноровку, внимание, память, вырабатывает настойчивость и выдержку.

Игра вызывает чувство удовлетворения, знакомит ребенка с окружающими предметами и явлениями природы, формирует его чувства, наблюдательность и речь.

Детские игры известны с давних пор. Так, в Древней Греции в каждом городе были специальные дома для детских игр, существовали особые законы и учителя детских игр.

Большое значение игре придавал А. С. Макаренко: «У ребенка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь — это игра».

Каждая игра направлена на решение разных речевых задач. Основные задачи — это воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса, развитие связной речи.

Воспитание звуковой культуры речи.

1. Подобрать слова на заданный звук.

Например, родитель идет с ребенком в детский сад или из детского сада, предлагает: «Давай поиграем. Будем называть слова на звук А,З,В и т. д.»

2. Определить наличие или отсутствие данного звука в слове. Например, взрослый предлагает внимательно послушать ушками. Есть ли в слове флаг звук Ф, а есть ли звук М?

3. Игра «Цепочка слов».

Мама или папа называет слово, ребенок выделяет последний звук в этом слове и на этот звук вспоминает своё слово. И т. д.

Кот — тапочки — игла — арбуз.

Обогащение словарного запаса.

1. Существует много настольных игр в виде лото, домино на обобщение, классификацию.

Например, игра «Детское лото».

Во время игры нужно оречевлять свои действия. Взрослый берет картинку и спрашивает: «Кому нужна стрекоза?» От ребенка нужно требовать полного ответа: «Мне нужна стрекоза». После того как ребенок заполнил свою карточку, взрослый просит назвать одним словом данные предметы.

2. Активизация глагольного словаря и словаря прилагательных. Обычно родители, играя с детьми, используют существительные, забывая про глаголы и прилагательные. Можно использовать картинки из игр.

Например, что делает тот или иной предмет. Тигр — спит, стоит, бежит, играет, охотится, ест, пьёт, рычит, дышит, лежит, кувыркается. Часы — висят, идут, тикают, ломаются, падают, показывают, спешат. Можно устроить соревнование, кто больше слов назовёт. Или по очереди называть глаголы, и тот, кто последний назовёт слово, тот и выиграл.

Используя тот же принцип, называть прилагательные.

Кошка какая? - большая, полосатая, пушистая, игривая, смешная, длиннохвостая, усатая, быстрая, голодная, сытая, довольная.

3. Игра «Скажи наоборот».

Черный — белый

кислый — сладкий

широкий — узкий

день — ночь

север — юг

пол — потолок

бежать — стоять

войти — выйти

отрезать — склеить

Формирование грамматического строя речи.

1. Правильное произнесение падежных окончаний.

Настольная игра «Лото. Кем быть?»

Отработка окончаний существительных в творительном падеже. Чем работает человек той или иной профессии? Например, столяр пользуется пилой, топором, рубанком, молотком, клещами. Также в этой игре идет обогащение словарного запаса по теме «Профессии».

2. Согласование прилагательных с существительными.

Настольная игра для детей 5-7 лет «Цвет и форма».

Согласование с сущ. жен. рода. Какая по цвету груша? - Зеленая.

Согласование с сущ. муж. рода. Какой медведь? - Коричневый.

Согласование с сущ. ср. рода. Какое платье? - Розовое.

Также идет согласование прилагательных, обозначающих форму.

3. Согласование числительных с существительными.

Вместе с ребенком посчитать пуговицы, карандаши, яблоки. И не просто 1,2,3,4,5. Это математика. Считать нужно так: 1 карандаш, 2 карандаша, 3 карандаша, 4 карандаша, 5 карандашей.

4. Игра «Кто больше назовет ласковых слов».

Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Можно использовать окружающие предметы в квартире, на улице.

Например, стул — стульчик, чашка — чашечка, цветок — цветочек.

Развитие связной речи.

1. Настольная игра «Сказки».

Пересказ сказок с опорой на картинки.

2. Поощрять детей к пересказу мультфильмов, детских фильмов, интересных событий.

3. Развитие фантазии.

Взрослый предлагает ребенку: «Давай пофантазируем. Если бы ты был кошечкой, чтобы ты сейчас сделал?» (Бабочкой, цветком, автобусом).

Публикации по теме:

Игры для развития грамматической стороны речи (консультация для родителей) Играя, ребёнок узнаёт гораздо больше, чем в обычной жизни. Через игру ребёнок принимает на себя роли, учится, самостоятельно распоряжается.

Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дошкольного возраста» Воспитатель Лушникова Е. С. МБДОУ д\с№30 Консультация для родителей. Тема: «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дошкольного.

Консультация для родителей «Игры для развития речи и мышления дошкольников» Довольно часто мамы отдают своего ребенка в детский сад потому что «детей там учат». В общем, это верно, но ведь малышам так хорошо дома.

Консультация для родителей «Игры и игровые задания для развития связной речи детей дома» Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в.

Консультация для родителей «Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей» Все родители мечтают о том, чтобы их дети добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе,.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома» Консультация для родителей Тема: «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома» Каждый родитель.

Консультация для воспитателей и родителей «30 упражнений для развития речи у детей» 30 УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок (В. А. Сухомлинский) Начинать заниматься с малышом.

Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики и речи младших дошкольников» Все знают, что в дошкольном возрасте основным видом деятельности является ИГРА. Во время игры ребёнок накапливает значительный опыт. Игра.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Консультация для родителей и воспитателей «Игры для развития речи»
Опубликовано: 10 марта 2019 в 07:43
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 октября. День фантастики на МААМ

18 октября 1934 года родился классик советской научной фантастики Игорь Всеволодович Можейко, которого читатели знают по псевдониму Кир Булычев. Это имя для поколения советских школьников стало метафорой...

17 октября День рождения первого в истории Музея игрушек

17 октября 1918 года в Москве был основан первый в истории государственный Музей игрушки. Своему появлению он обязан не столько государству, сколько одному-единственному человеку: художнику, искусствоведу...

Перспективное планирование по физической культуре с детьми 1 младшей группы
Ноябрь № занятия стр № недели Программное содержание 1 84 1 Упражнять детей в прыжках в длину с места, бросании мешочков на дальность правой и левой рукой,...
Фотоотчёт проведённой экскурсии к Памятнику детей средней группы
Экскурсия к Памятнику, посвящённому 250-летию открытия Шикотана экспедицией Шпанберга. С целью развития нравственно-патриотических чувств у...
Перспективный план работы по экологическому воспитанию детей 3–4 лет (с...
Перспективный план работы по экологическому воспитанию детей 3-4 лет ( с использованием дидактических игр) месяц дидактическая игра сентябрь «Угадай...