Папки-передвижки

Игры для сенсорного развития детей дошкольного возраста

Шакирова Юлия Расимовна
Игры для сенсорного развития детей дошкольного возраста

«Игры для сенсорного развития детей дошкольного возраста

В последние годы у дошкольников отмечаются нарушения познавательной деятельности, наблюдаются недостатки в особенности восприятия, ощущений и представлений, что составляет область сенсорного воспитания. Дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску и форму предметов в окружающей обстановке, с трудом запоминают названия, плохо дифференцируют предметы.

Публикация «Игры для сенсорного развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, особенно в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является «Игра»

«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» — писал. В. А. Сухомлинский

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Детские игры воспитывают и развивают в ребенке все, что составляет богатство человеческой личности.

Именно поэтому проблемы сенсорного воспитания, формирования у дошкольников сенсорного опыта, необходимо решать через игру.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Видные представители дошкольной педагогики хорошо понимали значение сенсорного воспитания. Данные проблемы раскрыты в работах зарубежных (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Л. А. Венгер, а также известных представителей отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П.)

Психологические исследования показали, что без направленного сенсорного воспитания, дети не достигаю достаточного уровня, что в свою очередь тормозит умственное развитие ребенка в целом. Это и послужило основанием к тому, чтобы на новом уровне рассмотреть вопрос о сенсорном развитии и сенсорном воспитании детей дошкольного возраста. Подобное рассмотрение было предпринято в работах А. В. Запорожца, А. П. Усовой, Н. П. Саккулиной и их сотрудников.

В отечественной педагогике систему сенсорного воспитания разрабатывали А. П. Усова, Н. Саккулина, Н. Ветлугина, А. Леушина и др. Разработка этой системы неразрывно связана с созданием теории восприятия в отечественной психологии (Л. Выгодский, Б. Ананьев, С. Рубинштейн, А. Леонтьев, А. Запорожец, Л. Венгер и др.).

Становится очевидным, что создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного и полноценного развития ребенка

Понятие «сенсорика» имеет латинский корень – «сенсус» (чувство, чувствовать), поэтому сенсорное воспитание ребенка подразумевает воздействие обучающей и развивающей среды на органы чувств ребенка. И вполне логично предположить, что данное воздействие будет обуславливаться возрастом ребенка.

Сенсорное воспитание является неотъемлемой частью полноценного развития личности ребенка. Как губка впитывает влагу, так ребенок с помощью взрослого познает окружающий мир. И чем ярче и красочнее взрослый покажет наш мир ребенку, тем богаче и ярче будет восприятие действительности ребенком.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. п.

лноценного развития ребенка.

Сенсорные ощущения классифицируются на: визуальные (зрительные, осязательные, обонятельные, слуховые, вкусовые.

Именно в соответствии с ними у ребенка формируются понятия о: цвете, размере, форме, запахе, звуках, вкусе.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

Основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до 6 лет:

- На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Ребенок следит за движущимися яркими игрушками, хватает предметы разной формы и величины.

- На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

- Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

- Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

- Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

Сенсорное развитие осуществляю через различные формы работы: организованно - образовательную деятельность, художественное творчество, наблюдение, игры – экспериментирования, дидактические игры.

Особое место в сенсорном развитии отводится дидактическим играм.

Дидактические игры сенсорного развития делятся на три категории:

• настольно-печатные игры,

• игры с предметами (природным материалом, игрушками,

• словесные игры или игры со словами.

Игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения.

Используются как игрушки, так и реальные предметы, в том числе и природный материал (овощи, фрукты, шишки, листья, семена).

Задачи игр с предметами: сравнение, классификация, установление последовательности.

Игры с предметами способствуют: умению изучать и знакомиться с различными свойствами предметов, их признаками: цвет, форма, качество, умению сравнивать и устанавливать их сходства или различия.

Игры с предметами направленные на развитие:

• тактильных ощущений («Шнуровки», «Узнай фигуру», «Бусы», «Чудесный мешочек», «Найди на ощупь»)

• понятия формы («Подбери по форме», «Подбери заплатку», «Из каких фигур состоит», «Построим комнату для куколки», «Найди предмет такой же формы»)

• понятия величины («Узкая и широкая дорожка», «Собери пирамидку», «Подбери чашки к блюдцам», «Башня»)

• закрепление цвета («Цветные колечки», «Собери круг», «Подбери платок матрешке», «Подбери к дереву листочки», «Подбери по цвету»)

Наиболее эффективным пособием в развитии сенсорных способностей детей являются логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.

Блоки Дьенеша

Игровые задачи: знакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов; научить ребенка решать логические задачи на разбиение по свойствам; развивать пространственные представления.

Цветные счетные палочки Кюизенера

Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению.

Настольно печатные игры разделены на несколько видов: парные картинки, лото, домино, разрезные картинки и складные кубики.

Настольно-печатные игры способствуют: умению расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

Настольно-печатные игры:

• Лото «Цвет и формы» (Задача: необходимо к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках).

• Домино (В домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода. Тематика домино охватывает разные области действительности: «Игрушки», «Геометрические фигуры», «Ягоды»)

• Парные картинки «Найди пару»

• «Разрезные картинки»

• «Складные кубики»

Словесные игры строятся на действиях и словах играющих.

Словесные игры способствуют: углублению знания о предметах и явлениях.

Перед детьми ставятся мыслительные задачи, которые им предстоит решать, в игре описываются предметы или же их нужно отгадать по описанию, группировать по каким-то признакам и свойствам, найти алогизмы в суждениях и так далее.

Словесно-дидактические игры помогают формировать умение выделять главные признаки явлений и предметов; развивают у детей умение сравнивать, сопоставлять, замечать нелепицы, делать логические выводы; формируют умения обобщать и классифицировать предметы по различным признакам; способствуют развитию сообразительности, внимания, выдержки, быстроту мышления, чувства юмор.

Публикации по теме:

Игры для сенсорного развития детейИгры для сенсорного развития детей "Игры для сенсорного развития детей" Уважаемые коллеги! предлагаю вашему вниманию игры изготовленные своими руками для сенсорного развития.

Дидактические игры для сенсорного развития детей своими рукамиДидактические игры для сенсорного развития детей своими руками Сенсорное воспитание — целенаправленное совершенствование сенсорных процессов: ощущений, восприятии, представлений о внешних свойствах предметов:.

Дидактические игры для сенсорного развития дошкольниковДидактические игры для сенсорного развития дошкольников Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Дидактические игры для сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста Дидактическое пособие сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста. Дидактическая игра явление непростое, однако, в.

Дидактическое пособие своими руками «Испеки пирожное» для сенсорного развития детей дошкольного возрастаДидактическое пособие своими руками «Испеки пирожное» для сенсорного развития детей дошкольного возраста Дидактическое пособие предназначено для сенсорного развития детей дошкольного возраста, всех возрастных групп. Цели и задачи зависят.

Игры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возрастаИгры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста Предложенные игры помогут детям научиться различать цвета, правильно их называть. Некоторые дети без проблем запоминают цвета (синий, жёлтый,.

Игры для развития речи детей дошкольного возрастаИгры для развития речи детей дошкольного возраста Постоянно ищутся способы изготовления игр и пособий, которые были бы максимально наглядными, а для детей "волшебными". Огромную пользу в.

Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возрастаИгры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Дидактические игры для сенсорного развития детейДидактические игры для сенсорного развития детей Проблема формирования сенсорных эталонов детей в истории педагогики всегда занимала достойное место, этой проблемой занимались такие учёные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры для сенсорного развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 23 июля 2020 в 22:06
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД