Приложение МААМ

«Индивидуальный подход в воспитании положительных черт характера дошкольников»

Алсу Кульбарисова
«Индивидуальный подход в воспитании положительных черт характера дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Основные черты характера детей начинают складываться довольно рано, уже в двух - трехлетием возрасте. Так, общительность или застенчивость, робость, самостоятельность, инициатива или отсутствие собственной инициативы, своеволие, неумение считаться с другими или внимательное отношение к товарищам, самоуверенность, стремление привлекать к себе внимание, отношение несколько свысока к другим детям или наоборот, скромность - эти черты возникают на основе типичных особенностей нервной системы под влиянием семейного воспитания в детском саду, на улице.

Публикация «„Индивидуальный подход в воспитании положительных черт характера дошкольников“» размещена в разделах

Для того чтобы заложить положительные основы личности, характера детей, обеспечить их бодрое уравновешенное поведение, необходимо применять правильные воспитательные приемы.

Дать заранее какие - то правила подхода к детям нельзя, т. к. они должны меняться в зависимости от окружающей обстановки, сложившихся ранее привычек, от возраста, состояния нервной системы, здоровья и развития. Можно указать лишь ряд общих педагогических правил, обусловленных возрастными особенностями развития детей их необходимо знать и соблюдать:

1. Обращение с детьми должно быть ровным и спокойным.

2. Необходимость постоянства воспитательных приемов.

3. Единство подходов со стороны всех лиц, воспитывающих ребенка.

4. Ребенок должен понимать и охотно выполнять требования «нельзя», «нужно».

5. Требования предъявляемые ребенку, должны быть посильными.

6. Ребенку нужна смена деятельности, правильное чередование двигательной активности и спокойных занятий.

7. Необходимо создать обстановку для предстоящего действия.

8. В работе с детьми не должно быть места непродуманным в педагогическом отношении приемам.

9. Для детей трудна, а поэтому недопустима частая смена условий жизни.

10. Необходимо обеспечить индивидуальный подход.

Индивидуальный подход прежде всего применяется к детям, поступившим в группу позже остальных, к детям, испытывающим какие - либо затруднения и медленнее усваивающим материал. Нуждаются в индивидуальном подходе дети подвижные, неуравновешенные, медлительные и слишком спокойные, невнимательные к словам воспитателя, дети, некоторые быстро теряют веру в себя, застенчивые и согласные всегда подчиняться, дети любящие командовать и распоряжаться. Эти различия объясняются отчасти врожденными особенностями - типом нервной деятельности, но главным образом условиями жизни и воспитанием.

Как строить работу? Прежде всего воспитатели должны установить общие задачи воспитания детей, затем наблюдать за детьми, составить их характеристику, наметить приемы подхода, с учетом особенностей детей. Наблюдать следует в игре, труде, на занятиях, в в повседневной жизни. Одновременно вести работу с родителями.

А теперь представить что вы изучили ребенка и приступаете к осуществлению индивидуального подхода к детям в игре. Почему в игре? Во — первых, в игре ребенок проявляет себя полнее. Во — вторых, в игре, которая является активной деятельностью ребенка, больше всего воспитывается характер, формируется поведение.

Например, в младшей группе внимание воспитателей привлек малоактивный ребенок, который не умеет сосредоточенно производить действия с игрушками. Играет в стороне от активных детей. Чтобы научить такого ребенка сосредоточенно играть, воспитатели решили прежде всего выяснить его любимые игрушки и затем учить играть именно с этими игрушками.

Миша любит играть с кубиками: берет кубики, сидит над ними, переставляет, но не умеет что - либо из них строить.

Воспитатель хочет подходит к Мише, сидящему с кубиками и говорит: «Какие красивые кубики! Из них можно сделать забор. Давай построим.» По предложению воспитателя Миша начинает подносить кубики, а строить - воспитатель. Ребенок остался доволен, вечером рассказал бабушке, как он с воспитательницей строил красивый забор.

В другой раз воспитатель сам взял кубики, сел около Миши и начал строить: «Что вы строите?» - спрашивает Миша. «Гараж». «А ты тоже хочешь строить? Давай вместе!» Миша соглашается. Так воспитатель неоднократно вызывал у ребенка интерес к деятельности.

Интерес к деятельности, который воспитатель постепенно воспитывает у ребенка, превращается в необходимое условие, помогающее учить ребенка играть.

Воспитатель подходит к Мише, держа два мяча. Ударяет одним мячом об пол и спрашивает: «А твой мяч умеет прыгать?» «Мой тоже прыгает!». «А мой еще катится», - показывает воспитатель. Миша делает так же и говорит: - «И мой!».

Систематически показывая и разъясняя, педагог учит ребенка активно действовать с игрушками. Как только ребенок сталкивается с незнакомыми игрушками, он теряется, не знает, что делать. Педагогу важно воспитывать умение пользоваться игрушками, имеющимися в группе.

Чтобы научить правильно с ней играть, необходимо объяснить детям ее назначение. Неоднократные игровые действия - в начале с любимыми игрушками затем с остальными - разъяснение и показ воспитателя игровых действий, поощрение вызывают умение активно действовать.

Как только ребенок научился пользоваться ими и убедился, что у него получается хорошо, он предлагает детям играть вместе.

Труднее всего найти подход к детям, которые любят командовать и подчинять себе других.

Вот пример о поведении активного ребенка. Ира заходит в группу и заявляет: «будем играть в «дочки - матери». Ася ты будешь моя дочка, а я твоя мама» -, уверенно говорит Ира. Еще не получив согласие Аси Ира распределяет роли по своему желанию и говорит: «Сейчас, Ася, мы будем завтракать. Иди, мой руки!». Затем Аси предлагает идти гулять, ^ приговаривая: «Дочка должна слушать маму». Ася, проявляя свою инициативу, хочет покататься на качелях. Ира категорически заявляет: «Нет.

Ты сейчас пойдешь спать!» И так в процессе всей игре: тон, не терпящий возражений, стремление заставить другого выполнять свой игровой сюжет, нежелание считаться с замыслом товарища.

Изучив особенности ребенка в игре, воспитатели поставили перед собой педагогическую задачу. Учить Иру согласовывать свои действия с действиями товарищей, считаться с общим замыслом, быть внимательной к детям.

Всегда, когда дети играли в больницу, Ира брала роль врача и пыталась заставить детей подчиняться себе. Воспитателям же нужно было научить ее согласовывать свое поведение с действиями других. Воспитатель в интересной форме рассказала о работе медицинской сестры, надеясь увлечь Иру именно этой роль. Но девочка продолжала считать себя врачом. Тогда

решили понаблюдать за работой мед. сестры детского сада. После наблюдения дети снова играли в больницу. Роль врача взяла на себя воспитательница, а мед. сестрой стала Ира. Так удалось добиться того, что девочка впервые взяла на себя второстепенную роль и в игре, подчиняла свои действия общему замыслу. В следующий раз Ира опять была медсестрой, выполняла указания врача. И все же поведение Иры изменилось только в этой игре, а в других играх и в обычной жизни она оставалась прежней.

Часто можно было слышать, как девочка говорила: «А я с тобой не буду играть, раз ты меня не слушаешь!».

Воспитатели поняли, что с помощью обычных замечаний, нравоучений изменить поведение Иры не удается. Чтобы убедительно показать, как некрасиво выглядит ее отношение к детям, воспитатели обратились к помощи кукольного театра: «Куклы изображали отношения и поступки детей группы». В спектакле «Как играл Мишка» были затронуты отношения Мишки и Лисы. Дети живо реагировали на происходящее. Их реплики ясно выражали симпатии и антипатии. В заключение Петрушка спросил: «Есть ли у Вас дети, похожие на Мишку, которые говорят - играть с тобой не буду, раз ты меня не слушаешь?». Дети назвали Иру, а сама она в течение просмотра кукольного театра волновалась, проявляла беспокойство.

Подобные метод оказался действенным и в дальнейшем воспитатели часто использовали такой метод, собирали группу детей и спрашивали: «Кто с чем хочет играть и почему?»

Полезной была и оценка двух противоположных поступков в процессе игры. Дети играли в детский сад. У всех были куклы, а у Люды не было. Ира уложила свою куклу спать и ушла. В это время пришла Люда и взяла ее куклу. Ира подбежала с возгласом: «Отдай, это моя!». Люда предложила: «Ты сходи в магазин, а я поиграю», но Ира выхватила куклу. Люда заплакала. Стоявшая рядом Тома отдала свою куклу, успокоила ее, а себе взяла зайку.

Воспитатель обратил внимание детей на поведение Иры и спросил: «Кто поступил правильно?». Дети единодушно сказали: «Тома». И вновь Ира почувствовала, что поступила плохо.

Рассказанное - лишь часть работы с Ирой. Хочется думать, что благодаря кропотливой работы поведение девочки изменится: отношение к детям станет более доброжелательным, она научится свободно входить в игры, брать на себя второстепенные роли, подчиняться требовании товарищей.

Найти правильный подход к детям не всегда легко и просто не всегда удается сразу понять ребенка, причины его поведения. К тому же ребенок, под влиянием окружающей жизни, воспитания меняется, меняются его проявления, поэтому и подход должен меняться.

Публикации по теме:

Консультация «Понятие о характере» .

«Психические особенности детей». Информация для родителей СООБЩЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ О ПСИХИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ ДЕТЕЙ. [/b] Успех в воспитании детей обусловлен знанием психических особенностей нервной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Индивидуальный подход в воспитании положительных черт характера дошкольников»
Опубликовано: 21 января 2015 в 20:43
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Индивидуальный подход в воспитании положительных черт характера дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Алсу Кульбарисова (УИ 118642) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД