Приложение МААМ

Инновационная теория музицирования с помощью шумовых инструментов в практике музыкального воспитания детей 2–3 лет

Ирина Заболотная
Инновационная теория музицирования с помощью шумовых инструментов в практике музыкального воспитания детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Подготовили: Заболотная Ирина Александровна

музыкальный руководитель,

Луцева Вера Васильевна

заведующая МБДОУ.

Инновационная направленность : применение шумовых инструментов распределены во все виды деятельности у детей раннего и младшего дошкольного возраста, охватывая все основные виды деятельности и образовательных задач.

Публикация «Инновационная теория музицирования с помощью шумовых инструментов в практике музыкального воспитания детей 2–3 лет» размещена в разделах

Актуальность, инновационная значимость проекта.

Во всём мире признано, что ранний возраст является самоценным возрастным периодом жизни человека. Музыкальное воспитание является неотъемлемой частью всестороннего развития личности.

Сила музыки не только в развитии чувства красоты, но и в формировании таких качеств малыша, которые ему помогут со временем стать успешным младшим школьником.

Музицирование на детских музыкальных инструментах - одна из самых доступных форм ознакомления ребёнка с миром музыки. Творческое музицирование - это возможность приобретения многообразного опыта в связи с музыкой – опыта речи и движения, опыта общения, творчества и фантазирования, опыта переживания музыки как радости и удовольствия.

В процессе владения новыми знаниями у детей развивается мышление, память, складывается система понятий. Непосредственная и тесная связь музыки с окружающей действительностью даёт возможность воспитывать у детей умения сравнивать явления, а, следовательно, способствует развитию их познавательных интересов.

Многолетние исследования зарубежных психологов показали, что дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном и психомоторном развитии. Исследователями также отмечено заметное влияние музыкально – ритмических игр на формирование у детей хороших способностей к восприятию информации и способностью концентрировать внимание. Сейчас уже многим понятно, что для детей игровой подход представляет собой единственно возможную форму участия в музыкальной деятельности. Игры с музыкальными инструментами – это ничем не ограниченный полёт фантазии, свобода самовыражения, радость от того, что ты можешь быть таким, каким хочешь, что все тебя принимают и не «оценивают» по принципу «плохо или хорошо». При таком обучении ребёнок овладевает необходимыми знаниями вовсе не в результате специальных сознательных усилий (с целью научиться чему – то определённому, а в результате деятельности, направленную на другую цель, и обычно – незаметно для себя. Все занятия с шумовыми инструментами напоминают больше весёлую игру, чем кропотливую работу.

Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности.

Обучаясь игре на шумовых инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, умение применять в творчестве свой жизненный опыт, развивать наблюдательность.

В итоге таких занятий ребё нок разительно меняется: он становится бодрым, радостным, активным и в предметной деятельности, и в общении.

Цели и задачи проекта.

Цель проекта: Разработать и проводить музыкальные занятия и развлечения, физкультурные занятия и режимные моменты с применением шумовых инструментов, включая их в планирование. Накопить и адаптировать методический и дидактический материал по заданной теме. Обеспечить каждому ребёнку возможность психического и физического здоровья.

Образовательные задачи:

1. Одной из первостепенных задач педагогов дошкольных учреждений является сохранение и преумножение здоровья воспитанников. Особое место занимают дети раннего и младшего возраста. Малыши нуждаются в усиленном внимании и уходе. Окружающие их взрослые должны предусмотреть и учесть все стороны безопасности детей. Не менее значимы здоровьесберегающие технологии в процессе воспитания и обучения малышей :

- бережное отношение к голосовому аппарату детей (материал должен быть доступен по диапазону и рассчитан по нагрузке во время занятий.)

- бережное отношение к слуховому аппарату (учитывать силу звука и его длительность)

- смена чередования двигательной и малоподвижной деятельности

- безопасный раздаточный и демонстрационный материал.

- учитывая возраст детей и их небольшой жизненный опыт, необходимо правильно рассчитывать эмоциональную нагрузку: доступность материала, его разнообразие и представление интереса для детей.

2. Создать предметно – развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, здоровой личности.

3. Формировать начала музыкальной культуры.

4. Совершенствовать практическое употребление речи детей в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

5. - интеграция формальных и неформальных форм дошкольного образования. Воспитательные задачи :

1. Формировать положительное отношение ребёнка к окружающему миру, к своей семье, самому себе, его оценку действительности, взглядов, вкусов.

2. Воспитывать и развивать детей с учётом ярко выраженных индивидуальных психофизических особенностей, проявлений одарённости в музыкальной деятельности.

3. Воспитывать уважительное отношение к родному краю: к его истории, обычаях и укладах.

Основная идея педагогической деятельности

Основу методики элементарного музицирования с детьми младшего возраста составляет формирование метроритмического чувства. Такая работа предполагает качественно иные подходы к обучению со стороны педагога.

Его задачей становится не просто направлять учебный процесс, а жить на занятиях вместе с детьми, помогать им, искренне радоваться их успехам. С первых же минут нужно найти правильную эмоциональную волну в общении с детьми. Оно должно быть лёгким, непринуждённым, доставлять взаимное удовольствие детям и педагогу. В этом случае ребята не испытывают дискомфорта, скованности, страха. Они естественны и искренне увлечены всем происходящим. Любая программа обучения и воспитания в детском саду наряду с пением, музыкально- ритмическими движениями и слушанием музыки, включает в себя знакомство детей с музыкальными инструментами. Но за время работы над этой темой, я всё больше склоняюсь к тому, что для детей младшего возраста именно «шумелки» дают возможность развития в творчестве и знакомстве с окружающим миром. Проблема – в недостатке методических разработок по обучению младших дошкольников игре на шумовых инструментов, в дорогостоимости самих музыкальных и шумовых инструментов.

В современных дошкольных учреждениях педагоги с успехом используют метод немецкого педагога и музыканта Карла Орфа, заключающийся в синтезе слова, музыки и движения. Орфовская педагогика представляет собой особый тип музыкальной педагогики, которую обычно называют креативной. Она создаёт условия для детей творить свою музыку. Обучение посредством творчества способствует проявлению универсальной креативности, которая есть в каждом ребёнке и развитие которой становится всё более очевидной задачей образования. В наше время методика Карла Орфа имеет много последователей и единомышленников таких как: Лев Виноградов, Т. Тютюнникова, В. Жилин, Е. Железнова, Л. Раздобарина и др. Их труд широко освещается как в печатных изданиях, так и в интернет ресурсах. Заинтересовавшись темой шумовых инструментов и изучив много методов и технологий, я обратила внимание на то, что материал в основном подходит для детей старшего дошкольного возраста. Именно это и побудило нас разработать практический материал, который подходит для детей младшего дошкольного возраста. В процессе работы материал неоднократно проходил исправления и добавления. Хочется отметить, что освещение данных разработок и пособий (в СМИ, интернет – сайтах, форумах муз. руководителей) имеет большой интерес со стороны коллег дошкольных учреждений.

Степень распространенности:

- освещение материала в ДОУ

- Публикация материалов проекта в СМИ и на интернет – сайтах.

- Участие на профессиональных конкурсах различного уровня.

- освещение темы на родительских собраниях, индивидуальная работа.

- представление материалов на ГМО, обобщение опыта.

Основная часть:

Научно – исследовательское обобщение: «Работа с шумовыми инструментами, как средство всестороннего развития детей младшего возраста»

Период раннего возраста отличается уникальностью и неповторимостью. Его правомерно выделяют в общем развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Он уникален тем, что именно в этот отрезок ребёнок развивается столь стремительно, как никогда в последующие годы жизни. Отдельные умения, не сформированные в раннем детстве, в дальнейшем развить просто невозможно.

Важной особенностью данной работы с детьми младшего возраста является смена динамических поз и видов детской деятельности. Методы и приёмы построены таким образом, что подразумевается комбинация и взаимодействие обучающих и развивающих видов деятельности. В процессе работы по выбранной мною теме, определились несколько разделов в обучении, наиболее подходящих и сочетаемых с ней. Переключение на разнообразные виды деятельности помогает удерживать внимание детей, что повышает эффективность обучения, снимает утомляемость и перенапряжение, позволяет получить хорошие результаты. В процессе работы и по результатам в конце учебного года теория о «всестороннем развитии малышей через применение шумовых инструментов» нашла подтверждение:

работа с шумовыми инструментами это :

1. Музыкальные игры с движением.

2. Пальчиковые игры.

3. Мимические упражнения.

4. Элементы театральной деятельности.

5. Танцы с атрибутами.

6. Логоритмические упражнения.

На начальном этапе необходимо познакомить детей с шумовыми инструментами : трещотками, погремушками, колокольчиками, палочками. Поскольку все инструменты как-то шумят, то для удобства их различия во время работы с ними, малышам легче называть их по внешнему признаку, то есть учитывать из какого материала они сделаны: мешочки, бутылочки… На занятиях необходимо познакомить детей с выразительностью звучанием инструментов, заинтересовать их. Когда накоплен первый слуховой опыт и проведена предварительная работа, нужно показать детям правильные способы игры на инструментах, учитывая их возраст, уровень развития и способности. Первоначально часто приходится работать индивидуально, чтобы дети усвоили навык игры на инструментах, были готовы к совместной деятельности. Когда все дети достаточно хорошо держат инструменты в руках, знают основные способы игры на них, можно продолжать фронтальную работу.

Наличие стольких громких игрушек подразумевает обучение детей не только умению извлекать звук в нужный момент, регулировать динамику звучания, но и умение вовремя останавливаться, соблюдать тишину, чтобы услышать объяснения педагога. И для малышей это является особо трудной задачей. Чтобы облегчить понятие правил, помогают такие методы :

1. погремушечка «спит» - дети держат игрушку одной рукой, кладут её на колени и «укрывают» другой рукой.

2. колокольчик - зажимают в кулачке

3. палочки, ложки и трещотка - не «трогают» друг друга.

При регулярной работе с шумовыми инструментами у детей вновь набранной 1младщей группы для организации и создании рабочей атмосферы (сюда входит первоначальное знакомство с шумелками и умение детей выполнять просьбы воспитателя, а так же спокойная обстановка на занятии, в среднем уходит не более двух месяцев. За время работы с шумовыми инструментами определились этапы в освоение музыкальных игрушек и обучения игре на них. Необходимо соблюдать последовательность по усложнению материала. Для всех видов инструментов нужно придерживаться такого порядка:

1. Знакомство с инструментом (показ педагога, рассматривание его внешнего вида, название, наличие определё нного звука и правила обращения: как держать, что делать, чтобы он звучал, сопоставление его с музыкальным произведением.

2. Рассматривание инструментов непосредственно детьми, манипуляции с ним, «проба» на звук. Озвучивание несложных игр, использование двухчастных форм произведений, где используется не более двух видов извлечения звука.

3. Разучивание с большим количеством инструментов более сложных игр, потешек, доступного для малышей шумового оркестра. Озвучивание сказок «шумелок».

4. Творчество детей.

Музыкальные игры - это творческое развитие, которое служит нескольким важным педагогическим целям:

1. Развивать слуховые и телесные ощущения равномерной метрической пульсацией. 2. Развивать основы тембрового слуха в играх с инструментами и предметами окружающего мира, использовать их в озвучивании стихов и сказок. 3. Формировать эмоционально радостные ощущения от активного участия в музицировании.

Этапы реализации проекта:

1 этап. Организационный.

Цель: Изучение литературы по данной проблеме. Накопление методического и дидактического материала. Определение задач реализации проекта на учебный год.

Формы работы: Самообразование, самоанализ, знакомство с новыми технологиями.

2 этап. Практический.

Цель: Создание методических разработок для реализации проекта.

Были разработаны следующие пособия:

1. «Игры и упражнения с шумовыми инструментами для детей младшего дошкольного возраста» консультация для воспитателей

2. «Методические рекомендации по работе с шумовыми инструментами у детей раннего и младшего возраста»

3. Оформление самодельных шумовых инструментов, адаптированных для малышей (дидактическое пособие)

4Авторские дидактические игры, музыкальные игры и упражнения с шумовыми инструментами для детей 2-4лет «Играйте вместе с нами»

5. Перспективное планирование на учебный год по применению шумовых инструментов, с учётом образовательных областей

8. Оформление авторской книги «Шуметь разрешается»

9. Оформление пособий для развивающей музыкальной среды

10.«Шумовые инструменты, как средство всестороннего развития детей младшего возраста» (консультация для педагогов)

11. Творческо-исследовательский мини проект: «Наша погремушка – любимая игрушка»

12. Оформление презентаций, буклетов на тему знакомства и изготовлению шумовых инструментов.

3 этап. Диагностический, обобщающий.

Цель: Выявление начального и конечного уровня музыкального развития детей. Определение их интересов и возможностей. Исследование результатов практической деятельности, выявление недостатков.

Заключение:

Выводы и оценка продуктивной деятельности проекта.

В детском саду созданы хорошие условия для хорошего музыкального воспитания.

Разработанная программа повышает эффективность всестороннего развития у детей. Данные диагностические исследования свидетельствуют о положительной динамике развития воспитанников : у детей значительно возрос интерес к музыкальному творчеству, появилось устойчивое желание к занятиям по элементарному музицированию. Дети приобрели навыки первоначального восприятия музыки и владению игре на шумовых инструментах. К концу годичного курса обучения большая часть детей освоила приёмы как самостоятельно, так и в группах озвучивать стихи, рассказы и музыкальные произведения. Повысилось качество организационных моментов: внимание, сдержанность, выдержка, сосредоточенность. Многие дети стали активнее, инициативнее в придумывание различных музыкальных образов, вариантов озвучивания и обыгрывания произведений.

1. М. Трубникова «Играем в оркестре по слуху»- Москва, 2000г.

2. Л. Виноградов «Музыка как наука общения и воображения» «Детский сад со всех сторон» № 29 2007г.

3. Т. Тютюнникова «Шумовой оркестр снаружи и изнутри» - «Музыкальная палитра» №6, 2006г.

4. Н. В. Нищеева «Картотека подвижных игр» издательство Детство-пресс.

Публикации по теме:

Методическое объединениеМетодическое объединение 15 марта 2012 года в МБДОУ д/с " Золотой петушок", МО cело " Бутырки" состоялось методическое объединение музыкальных руководителей детских.

Перспективный годовой план музыкальных развлечений Утверждено 09.09.2012 г. Перспективный годовой план музыкальных развлечений на 2012/2013 уч. год музыкального руководителя ГДОУ Евиной Т. А.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационная теория музицирования с помощью шумовых инструментов в практике музыкального воспитания детей 2–3 лет
Опубликовано: 31 мая 2013 в 08:23
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационная теория музицирования с помощью шумовых инструментов в практике музыкального воспитания детей 2–3 лет» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Заболотная (УИ 23705) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД