Ирина Заболотная
Инновационная теория музицирования с помощью шумовых инструментов в практике музыкального воспитания детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовили: Заболотная Ирина Александровна
Луцева Вера Васильевна
заведующая МБДОУ.
Инновационная направленность : применение шумовых инструментов распределены во все виды деятельности у детей раннего и младшего дошкольного возраста, охватывая все основные виды деятельности и образовательных задач.
Публикация «Инновационная теория музицирования с помощью шумовых инструментов в практике музыкального воспитания детей 2–3 лет» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Работа музыкального руководителя
- Самодельные музыкальные инструменты. Шумовой оркестр
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2013
Актуальность, инновационная значимость проекта.
Во всём мире признано, что ранний возраст является самоценным возрастным периодом жизни человека. Музыкальное воспитание является неотъемлемой частью всестороннего развития личности.
Сила музыки не только в развитии чувства красоты, но и в формировании таких качеств малыша, которые ему помогут со временем стать успешным младшим школьником.
Музицирование на детских музыкальных инструментах - одна из самых доступных форм ознакомления ребёнка с миром музыки. Творческое музицирование - это возможность приобретения многообразного опыта в связи с музыкой – опыта речи и движения, опыта общения, творчества и фантазирования, опыта переживания музыки как радости и удовольствия.
В процессе владения новыми знаниями у детей развивается мышление, память, складывается система понятий. Непосредственная и тесная связь музыки с окружающей действительностью даёт возможность воспитывать у детей умения сравнивать явления, а, следовательно, способствует развитию их познавательных интересов.
Многолетние исследования зарубежных психологов показали, что дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном и психомоторном развитии. Исследователями также отмечено заметное влияние музыкально – ритмических игр на формирование у детей хороших способностей к восприятию информации и способностью концентрировать внимание. Сейчас уже многим понятно, что для детей игровой подход представляет собой единственно возможную форму участия в музыкальной деятельности. Игры с музыкальными инструментами – это ничем не ограниченный полёт фантазии, свобода самовыражения, радость от того, что ты можешь быть таким, каким хочешь, что все тебя принимают и не «оценивают» по принципу «плохо или хорошо». При таком обучении ребёнок овладевает необходимыми знаниями вовсе не в результате специальных сознательных усилий (с целью научиться чему – то определённому, а в результате деятельности, направленную на другую цель, и обычно – незаметно для себя. Все занятия с шумовыми инструментами напоминают больше весёлую игру, чем кропотливую работу.
Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности.
Обучаясь игре на шумовых инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, умение применять в творчестве свой жизненный опыт, развивать наблюдательность.
В итоге таких занятий ребё нок разительно меняется: он становится бодрым, радостным, активным и в предметной деятельности, и в общении.
Цели и задачи проекта.
Цель проекта: Разработать и проводить музыкальные занятия и развлечения, физкультурные занятия и режимные моменты с применением шумовых инструментов, включая их в планирование. Накопить и адаптировать методический и дидактический материал по заданной теме. Обеспечить каждому ребёнку возможность психического и физического здоровья.
Образовательные задачи:
1. Одной из первостепенных задач педагогов дошкольных учреждений является сохранение и преумножение здоровья воспитанников. Особое место занимают дети раннего и младшего возраста. Малыши нуждаются в усиленном внимании и уходе. Окружающие их взрослые должны предусмотреть и учесть все стороны безопасности детей. Не менее значимы здоровьесберегающие технологии в процессе воспитания и обучения малышей :
- бережное отношение к голосовому аппарату детей (материал должен быть доступен по диапазону и рассчитан по нагрузке во время занятий.)
- бережное отношение к слуховому аппарату (учитывать силу звука и его длительность)
- смена чередования двигательной и малоподвижной деятельности
- безопасный раздаточный и демонстрационный материал.
- учитывая возраст детей и их небольшой жизненный опыт, необходимо правильно рассчитывать эмоциональную нагрузку: доступность материала, его разнообразие и представление интереса для детей.
2. Создать предметно – развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, здоровой личности.
3. Формировать начала музыкальной культуры.
4. Совершенствовать практическое употребление речи детей в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
5. - интеграция формальных и неформальных форм дошкольного образования. Воспитательные задачи :
1. Формировать положительное отношение ребёнка к окружающему миру, к своей семье, самому себе, его оценку действительности, взглядов, вкусов.
2. Воспитывать и развивать детей с учётом ярко выраженных индивидуальных психофизических особенностей, проявлений одарённости в музыкальной деятельности.
3. Воспитывать уважительное отношение к родному краю: к его истории, обычаях и укладах.
Основная идея педагогической деятельности
Основу методики элементарного музицирования с детьми младшего возраста составляет формирование метроритмического чувства. Такая работа предполагает качественно иные подходы к обучению со стороны педагога.
Его задачей становится не просто направлять учебный процесс, а жить на занятиях вместе с детьми, помогать им, искренне радоваться их успехам. С первых же минут нужно найти правильную эмоциональную волну в общении с детьми. Оно должно быть лёгким, непринуждённым, доставлять взаимное удовольствие детям и педагогу. В этом случае ребята не испытывают дискомфорта, скованности, страха. Они естественны и искренне увлечены всем происходящим. Любая программа обучения и воспитания в детском саду наряду с пением, музыкально- ритмическими движениями и слушанием музыки, включает в себя знакомство детей с музыкальными инструментами. Но за время работы над этой темой, я всё больше склоняюсь к тому, что для детей младшего возраста именно «шумелки» дают возможность развития в творчестве и знакомстве с окружающим миром. Проблема – в недостатке методических разработок по обучению младших дошкольников игре на шумовых инструментов, в дорогостоимости самих музыкальных и шумовых инструментов.
В современных дошкольных учреждениях педагоги с успехом используют метод немецкого педагога и музыканта Карла Орфа, заключающийся в синтезе слова, музыки и движения. Орфовская педагогика представляет собой особый тип музыкальной педагогики, которую обычно называют креативной. Она создаёт условия для детей творить свою музыку. Обучение посредством творчества способствует проявлению универсальной креативности, которая есть в каждом ребёнке и развитие которой становится всё более очевидной задачей образования. В наше время методика Карла Орфа имеет много последователей и единомышленников таких как: Лев Виноградов, Т. Тютюнникова, В. Жилин, Е. Железнова, Л. Раздобарина и др. Их труд широко освещается как в печатных изданиях, так и в интернет ресурсах. Заинтересовавшись темой шумовых инструментов и изучив много методов и технологий, я обратила внимание на то, что материал в основном подходит для детей старшего дошкольного возраста. Именно это и побудило нас разработать практический материал, который подходит для детей младшего дошкольного возраста. В процессе работы материал неоднократно проходил исправления и добавления. Хочется отметить, что освещение данных разработок и пособий (в СМИ, интернет – сайтах, форумах муз. руководителей) имеет большой интерес со стороны коллег дошкольных учреждений.
Степень распространенности:
- освещение материала в ДОУ
- Публикация материалов проекта в СМИ и на интернет – сайтах.
- Участие на профессиональных конкурсах различного уровня.
- освещение темы на родительских собраниях, индивидуальная работа.
- представление материалов на ГМО, обобщение опыта.
Основная часть:
Научно – исследовательское обобщение: «Работа с шумовыми инструментами, как средство всестороннего развития детей младшего возраста»
Период раннего возраста отличается уникальностью и неповторимостью. Его правомерно выделяют в общем развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Он уникален тем, что именно в этот отрезок ребёнок развивается столь стремительно, как никогда в последующие годы жизни. Отдельные умения, не сформированные в раннем детстве, в дальнейшем развить просто невозможно.
Важной особенностью данной работы с детьми младшего возраста является смена динамических поз и видов детской деятельности. Методы и приёмы построены таким образом, что подразумевается комбинация и взаимодействие обучающих и развивающих видов деятельности. В процессе работы по выбранной мною теме, определились несколько разделов в обучении, наиболее подходящих и сочетаемых с ней. Переключение на разнообразные виды деятельности помогает удерживать внимание детей, что повышает эффективность обучения, снимает утомляемость и перенапряжение, позволяет получить хорошие результаты. В процессе работы и по результатам в конце учебного года теория о «всестороннем развитии малышей через применение шумовых инструментов» нашла подтверждение:
работа с шумовыми инструментами это :
1. Музыкальные игры с движением.
2. Пальчиковые игры.
3. Мимические упражнения.
4. Элементы театральной деятельности.
5. Танцы с атрибутами.
6. Логоритмические упражнения.
На начальном этапе необходимо познакомить детей с шумовыми инструментами : трещотками, погремушками, колокольчиками, палочками. Поскольку все инструменты как-то шумят, то для удобства их различия во время работы с ними, малышам легче называть их по внешнему признаку, то есть учитывать из какого материала они сделаны: мешочки, бутылочки… На занятиях необходимо познакомить детей с выразительностью звучанием инструментов, заинтересовать их. Когда накоплен первый слуховой опыт и проведена предварительная работа, нужно показать детям правильные способы игры на инструментах, учитывая их возраст, уровень развития и способности. Первоначально часто приходится работать индивидуально, чтобы дети усвоили навык игры на инструментах, были готовы к совместной деятельности. Когда все дети достаточно хорошо держат инструменты в руках, знают основные способы игры на них, можно продолжать фронтальную работу.
Наличие стольких громких игрушек подразумевает обучение детей не только умению извлекать звук в нужный момент, регулировать динамику звучания, но и умение вовремя останавливаться, соблюдать тишину, чтобы услышать объяснения педагога. И для малышей это является особо трудной задачей. Чтобы облегчить понятие правил, помогают такие методы :
1. погремушечка «спит» - дети держат игрушку одной рукой, кладут её на колени и «укрывают» другой рукой.
2. колокольчик - зажимают в кулачке
3. палочки, ложки и трещотка - не «трогают» друг друга.
При регулярной работе с шумовыми инструментами у детей вновь набранной 1младщей группы для организации и создании рабочей атмосферы (сюда входит первоначальное знакомство с шумелками и умение детей выполнять просьбы воспитателя, а так же спокойная обстановка на занятии, в среднем уходит не более двух месяцев. За время работы с шумовыми инструментами определились этапы в освоение музыкальных игрушек и обучения игре на них. Необходимо соблюдать последовательность по усложнению материала. Для всех видов инструментов нужно придерживаться такого порядка:
1. Знакомство с инструментом (показ педагога, рассматривание его внешнего вида, название, наличие определё нного звука и правила обращения: как держать, что делать, чтобы он звучал, сопоставление его с музыкальным произведением.
2. Рассматривание инструментов непосредственно детьми, манипуляции с ним, «проба» на звук. Озвучивание несложных игр, использование двухчастных форм произведений, где используется не более двух видов извлечения звука.
3. Разучивание с большим количеством инструментов более сложных игр, потешек, доступного для малышей шумового оркестра. Озвучивание сказок «шумелок».
4. Творчество детей.
Музыкальные игры - это творческое развитие, которое служит нескольким важным педагогическим целям:
1. Развивать слуховые и телесные ощущения равномерной метрической пульсацией. 2. Развивать основы тембрового слуха в играх с инструментами и предметами окружающего мира, использовать их в озвучивании стихов и сказок. 3. Формировать эмоционально радостные ощущения от активного участия в музицировании.
Этапы реализации проекта:
1 этап. Организационный.
Цель: Изучение литературы по данной проблеме. Накопление методического и дидактического материала. Определение задач реализации проекта на учебный год.
Формы работы: Самообразование, самоанализ, знакомство с новыми технологиями.
2 этап. Практический.
Цель: Создание методических разработок для реализации проекта.
Были разработаны следующие пособия:
1. «Игры и упражнения с шумовыми инструментами для детей младшего дошкольного возраста» консультация для воспитателей
2. «Методические рекомендации по работе с шумовыми инструментами у детей раннего и младшего возраста»
3. Оформление самодельных шумовых инструментов, адаптированных для малышей (дидактическое пособие)
4Авторские дидактические игры, музыкальные игры и упражнения с шумовыми инструментами для детей 2-4лет «Играйте вместе с нами»
5. Перспективное планирование на учебный год по применению шумовых инструментов, с учётом образовательных областей
8. Оформление авторской книги «Шуметь разрешается»
9. Оформление пособий для развивающей музыкальной среды
10.«Шумовые инструменты, как средство всестороннего развития детей младшего возраста» (консультация для педагогов)
11. Творческо-исследовательский мини проект: «Наша погремушка – любимая игрушка»
12. Оформление презентаций, буклетов на тему знакомства и изготовлению шумовых инструментов.
3 этап. Диагностический, обобщающий.
Цель: Выявление начального и конечного уровня музыкального развития детей. Определение их интересов и возможностей. Исследование результатов практической деятельности, выявление недостатков.
Заключение:
Выводы и оценка продуктивной деятельности проекта.
В детском саду созданы хорошие условия для хорошего музыкального воспитания.
Разработанная программа повышает эффективность всестороннего развития у детей. Данные диагностические исследования свидетельствуют о положительной динамике развития воспитанников : у детей значительно возрос интерес к музыкальному творчеству, появилось устойчивое желание к занятиям по элементарному музицированию. Дети приобрели навыки первоначального восприятия музыки и владению игре на шумовых инструментах. К концу годичного курса обучения большая часть детей освоила приёмы как самостоятельно, так и в группах озвучивать стихи, рассказы и музыкальные произведения. Повысилось качество организационных моментов: внимание, сдержанность, выдержка, сосредоточенность. Многие дети стали активнее, инициативнее в придумывание различных музыкальных образов, вариантов озвучивания и обыгрывания произведений.
1. М. Трубникова «Играем в оркестре по слуху»- Москва, 2000г.
2. Л. Виноградов «Музыка как наука общения и воображения» «Детский сад со всех сторон» № 29 2007г.
3. Т. Тютюнникова «Шумовой оркестр снаружи и изнутри» - «Музыкальная палитра» №6, 2006г.
4. Н. В. Нищеева «Картотека подвижных игр» издательство Детство-пресс.