римма пащенко
Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Есть такие уголки на земле, где можно отдохнуть душой, подумать о красоте мира, помечтать и вернуться в детство… И необязательно ехать на знойные Гавайи или жаркий Кипр. В Ставропольском крае есть «Зеленый островок детства», именно так называют Дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №6 «Здоровье» г. Ставрополя, попадая на его территорию и видя красоту экологического микроландшафта, которая сама по себе оказывает позитивное влияние на его «обитателей».
Публикация «Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
МБДОУ №6 «Здоровье» г. Ставрополя функционирует с мая 1988года. В детском саду воспитываются 287 детей (2-7 лет, которых окружают творческие, инициативные, уважающие личность ребенка путеводители по миру детства – педагоги (31чел., любящие своих воспитанников, ежедневно заботясь и отдавая свое сердце для того, чтобы оставить после себя «свой яркий след, свои живые всходы».
Все мы родом из детства. Помните, каким ярким, незабываемым был каждый наш день в этом возрасте. Как много тайн открывалось нам, как любили мы потаенные, тенистые уголки природы, когда в душе рождалось чувство гармонии с миром, единения с ней. Счастливы те дети, которые могут выезжать в деревню, на дачу, бывать в лесу. Трудно переоценить профилактическую, эмоциональную и целебную силу трав, цветов, деревьев, водоемов. Развивающая предметная среда детства – это система условий, обеспечивающая развитие личности ребенка посредством правильной организации детской деятельности. Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. К ним относятся не только внутренние помещения детского сада, но и природная среда, культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения. Стремясь компенсировать своим воспитанникам вынужденную удаленность от мира природы, на сравнительно большой по площади территории – 0,9 га., площадь озеленения составляет 3973 кв. м, педагогический коллектив поставил целью создать своеобразный «ЗЕЛЕНЫЙ ОСТРОВОК ДЕТСТВА» с многообразной флорой и фауной, противостоящий загазованной, густозаселенной городской среде и вот уже в течение двух лет работает над проектом по улучшению эстетического и экологического состояния территории детского сада, которая привлекает детей и родителей, радует глаз прохожих своей ухоженностью, неповторимостью, эстетичностью.
Идея проекта в рамках городской многофункциональной практической лаборатории «Благоустройство и озеленение территорий образовательных учреждений города Ставрополя» заключается в комплексном подходе к улучшению окружающего природного дизайна в образовательных учреждениях города и выполнению инновационных и прикладных исследовательских задач, связанных с созданием биологического комплекса, обеспечивающего более тесный контакт детей с природой и решение задач по экологическому образованию и охране природы в условиях городской системы образования.
Поэтому перед педагогическим коллективом была поставлена цель -преобразовать предметно-развивающую среду территории посредством создания новых природных, спортивно-игровых и оздоровительных зон.
В ходе ее реализации решались следующие задачи:
- переоборудование спортивно-игровых комплексов;
- создание новых природно-ландшафтных, оздоровительных зон;
спортплощадки;
игровые площадок и павильонов;
цветников;
автогородка;
поляны сказок;
огорода;
уголка леса;
питомника хвойных и лиственных пород деревьев;
экологических зон, используя монументальные и декоративные скульптуры;
сухого ручья,
розария.
-озеленение каждой функциональной зоны, учитывая имеющиеся насаждения и элементы для декора.
-подбор цветочно-декоративного материала, использование разностилевых элементов и малых архитектурных форм для комплексного оформления территории ДОУ.
- повышение социальной активности педагогов в развитии экологической среды дошкольного учреждения;
- вовлечение родителей, социальных партнеров в переустройство территории детского сада.
Учитывались рекомендации Н. А. Коротковой о построении «пульсирующего» пространства, которые подразумевают условное деление его на три части: зону для спокойной деятельности, зону для деятельности, связанной с интенсивным использованием пространства, рабочую зону. Вся территория хорошо озеленена: по периметру вдоль забора посажены высокие деревья, служащие преградой для пыли, выхлопных газов, сильного ветра, уменьшающие шум улицы и создающие тень в жаркие летние дни. Использование разнообразных пород деревьев, обладающих разными интересными качествами позволяет создавать благоприятный микроклимат: клен имеет крупную и красивую листовую пластинку, дает густую тень; ясень интересен гроздьями семян, которые остаются на всю зиму; липа прекрасна своим ароматом в разгар лета; рябина красиво цветет и дает гроздья ягод, которые привлекают птиц; тополь является хорошим пылесборником; черемуха замечательно цветет, пахнет и выделяет фитонциды. На территории применены разнообразные ландшафтно-архитектурные формы посадки деревьев:
- рядовые;
- аллеи вдоль центральной дорожки;
- групповые и индивидуальные посадки из различных пород деревьев. Кустарники создают нижний защитный ярус
и играют роль «живой изгороди» между участками. Древесную растительность дополняет сплошной травяной покров всей территории, кроме подъездных путей и дорожек. Каждый прогулочный участок, а также вся территория в целом условно подразделены на 3 зоны:
- спокойная: для организации спокойных игр, художественно-творческой деятельности, отдыха детей, релаксации;
- средней интенсивности : центры воды и песка, мини-лаборатории, культурные уголки; экосистемы для организации познавательной и трудовой деятельности;
- высокой интенсивности: зона подвижных игр, физкультурно-игровые комплексы, спортивные сооружения и оборудование. Для физического развития детей на территории детского сада переоборудован спортивно-игровой комплекс, включающий волейбольную, баскетбольную, гимнастическую, городошную площадки, яму для прыжков в длину, беговую дорожку, плескательный бассейн и другое спортивное оборудование.
Зоны релаксации расположены по всей территории детского сада. Это небольшие открытые беседки, закрывающие от солнца, перголы, увитые декоративным виноградом, вьющимися цветущими растениями, в которых дети могут уединиться, отдохнуть, пообщаться с товарищем, родителями;
Мини–водоемы - это центр воды, лаборатория, в которой можно провести исследования и узнать о свойствах предметов, а также отдохнуть, насладиться прохладой, поиграть с водой. Все вышеперечисленные компоненты предметно-развивающей среды находятся в непосредственной близости друг от друга и позволяют воспитателю создавать «пульсирующее» пространство и одновременно организовывать несколько видов деятельности в зависимости от желания детей.
На «полянах сказок», под кроной ивы, где хозяйничают сказочные персонажи можно спрятаться от знойного солнца, почитать сказки, побеседовать на интересные темы.
Скульптуры героев сказок приглашают всех в сказочный мир детства. Педагог легко может организовать театрализованную деятельность, используя переносные легкие ширмы, разнообразные виды театра, элементы костюмов.
Природно-ландшафтный комплекс дошкольного учреждения, состоящий из системы ландшафтных блоков, включает в себя следующий экологические объекты: огород-ягодник, каменистый сад, уголок нетронутой природы, микромодель луга, уголок здоровья, сухой ручей, зону клумб, питомник хвойных пород деревьев (сибирская сосна, рельефное сооружение «ЗАМОК У ПРУДА».
На огороде дети имеют возможность наблюдать за ростом растений, отмечать стадии развития растений в огородной книге. В фруктовом саду представлены разновидности плодово-ягодных деревьев: абрикос, кизил, черешня, смородина, малина, алыча, рябина. Каменистый сад придает территории детского сада величественность, усиливает ощущение масштабности, привлекает своей необычностью,- рокарий, приподнятая клумба, выложенная из камня. Камни-солитеры символизируют вечность, покой, неизменность бытия. В рокарии произрастают: молодило, василек, ирисы, астра карликовая, молочай альпийский, гвоздика-травянка, очиток или седум, настурция, портулак, бегония клубневая, барвинок, скальник.
Уголок нетронутой природы – это небольшая озеленённая территория, которая не подвергается никакому воздействию со стороны человека. «Горшечный сад» - идеальное декоративное оформление для входного крыльца, групповых веранд, тротуарных переходов и дорожек между участками. Весной растения-однолетники, высаженные в кашпо, выставляются на территории детского сада. Гармонично подобранные мини-композиции из трех-четырех видов растений, сочетание цветочных и овощных культур придают необычность, оригинальность, красочность.
Для вертикального озеленения используются вечнозеленые хвойные растения: ели, туя; из вьющихся: декоративный виноград, клематис, плющ. тропы на территории дошкольного учреждения. Формы и методы работы на экологической тропе разнообразны: экологические занятии, экологические игры, экскурсии, игры-инсценировки, театрализация, спортивно-экологические праздники, чтение литературы, тематические акции.
Ансамбль разнообразных цветников представляют : клумбы, рабатки, миксбордеры, рокарий, альпийские горки, цветочные бордюры.
Цветники расположены на каждом прогулочном участке и в комплексе выполняют триединую задачу – развивающую, обучающую и воспитательную. Используя клумбу в образовательном процессе, педагог подводит детей к тому, что природой можно не только восхищаться, наслаждаться, любоваться, но что она нуждается в помощи, в заботливых руках и охране.
Предметное окружение, созданное руками педагогов, детей, родителей приносит радость, дарит ощущение тепла, комфорта, эмоциональной удовлетворенности. Благодаря усилиям и творческой фантазии всех участников образовательного процесса, территория дошкольного учреждения имеет неповторимый привлекательный облик и воспринимается как культурный и эстетический центр жилого микрорайона, города.
Таким образом, все эти изменения способствовали улучшению экологизации и эстетического состояния микросреды и имиджа ДОУ, рационального их использования в соответствии с воспитательно-образовательными задачами в условиях городской системы образования.