Инновационный подход в работе с детьми по развитию речи

ольга никишина
Инновационный подход в работе с детьми по развитию речи

Консультация

«Инновационный подход в работе с детьми по развитию речи».

Проблема развития речи одна из важнейших в дошкольной педагогике. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – сегодня явление очень редкое. Сегодня учёные и педагоги говорят о том, что для современных детей характерно позднее начало формирования речевой системы. К сожалению, для многих детей вероятен риск отставания в псих - речевом развитии из – за ряда особенностей (здоровье родителей, наследственность, период раннего развития и т. п). И не смотря на усилия педагогов, зачастую речь детей лаконична, суха, лишена образности, яркости.

Поэтому в методике развития речи широко применяются инновационные методы, технологии, программы. Эти методы принадлежат к числу эффек-тивных средств речевого развития и помогают достижению максимально возможных успехов в обучении детей дошкольного возраста. На фоне инте-грации дошкольного образования инновационные методы, технологии, ме-тодики не требуют особых усилий, как со стороны педагога, так и со стороны ребёнка, оптимизируют процесс развития речи детей и способствуют всесто-роннему развитию личности.

Для того чтобы полученные навыки детьми лучше усвоились и закрепились, необходимо изменить способы передачи детям любой информации. Основ-ная идея инновационного подхода сводится к тому, что мы педагоги долж-ны формировать у ребёнка инициативность и исследовательские навыки. Что это значит? Это значит не предлагать материал в готовом виде, а дать ребёнку возможность самому сделать пробы и выбрать правильный вариант ответа. Это возможно через решение более широких задач развития речи:

- поддержка детской инициативности;

- формирование активного отношения и интереса к звучащей речи;

- развитие у детей умения размышлять и экспериментировать со словом.

Решение данных задач способствует использование инновационных техно-логий речевого развития:

Содержание Пути реализации

Широкое внедрение способов подачи мате-риала, повышающих мотивацию детей к развитию речи Использование в образовательном процессе проблемных ситуаций.

Формирование аналитико - синтетических способностей при моделировании состава слогов, слов, фраз, текстов. Символы звуков и их характеристик, графические схемы, мнемотаблици, дневники исследований.

Развитие речемыслительной деятельности в детских вопросах и ответах. Стимуляция вопросно – ответной формы обучения (исполь-зование игровых упражнений «Мы журналисты» ; «Прав ли Незнайка?».

Активное использование элементов ТРИЗ для развития фразовой и связной речи. Проблемный сюжет, сочинение сказок.

Развитие речи в экспериментально – поис-ковой деятельности детей (проблемное обу-чение). Активная роль ребёнка в получении, переработке инфор-мации: гипотезы и их проверки, проблемные вопросы.

Развитие речевого творчества а процессе совместной деятельности и равноправного партнерства. Совместные проекты, поиск, проверка речевых высказыва-ний как других детей, так и самого себя.

Использование метода наглядного модели-рования для развития связной речи у до-школьников. Стихосложение: придумывание детьми загадок, сказок, небылиц, небольших по размеру. Синквейн.

Сочетание двух методов: наглядного и сло-весного, направленных на повышение эф-фективности развития связной речи. Использование при составлении связного рассказа различ-ных моделий, речевого плана воспитателя.

Использование игровых и компьютерных технологий. Компьютерные игры, помогающие развивать речь детей.

Остановимся подробней на каждом подходе отдельно. Что значит использо-вание мнемотехники в развитии речи?

Мнемотехника – это искусство запоминания, совокупность приёмов и спо-собов, облегчающих запоминание. Увеличивающих объём памяти путём об-разования искусственных ассоциаций. Помогает использовать данное направление дошкольной педагогике мнемотаблици.

Мнемотаблици – это схема, структура, в которую можно заложить различ-ную информацию.

Виды мнемотаблиц.

1. Развивающие

2. Обучающие

«Картинка + слово» (работа с открытками); «трансформация» (работа с пла-стилином, ковралином, липучкой); «Коллаж» (развитие фотографической памяти, расширение словарного запаса, образного восприятия, умение гово-рить, рассказывать).

Результаты

- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные исто-рии;

- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

-словарный запас выходит на более высокий уровень

- дети преодалевают робость, застенчивость, учатся свободно держатся пе-ред аудиторией.

Проблемное обучение – использование в работе с детьми проблемно - по-исковых методов (проблемно – речевых ситуаций).

Проблемно – речевые ситуации моделируются в различных словесных ди-диктических играх (ситуации, где ребёнок становится на место взрослого и пытается сделать свой вывод, палагаясь на имеющийся опыт).

Этапы проблемного обучения

1. Знание или образец действия;

2. Создание проблемного поля;

3. Преобразующая деятельность ребёнка;

4. Новый личный опыт.

Уровни проблемного обучения

1. Воспитатель ставит перед ребёнком проблему и сам её решает;

2. Воспитатель ставит проблему, а дети находят пути её решения;

3. Ребёнок ставит задачу, воспитатель помогает её решить;

4. Ребёнок сам ставит и решает свою проблемную ситуацию (задачу).

«Синквейн» - от французского «пять строк».

Правила написания синквейна:

1 строка – существительное

2 строка - два прилагательных

3 строка - три глагола

4 строка – фраза из четырёх слов

5 строка – синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову.

Эффективность и значимость «синквейна»

- это его простота, его могут составлять все;

- при составлении синквейна каждый ребёнок может реализовать свои творческие способности, интеллектуальные возможности;

- это игровой приём;

- используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза получен-ной информации.

Компьютерные технологии.

Данное направление широко применяется в настоящее время. Выде-ляют несколько преимуществ:

- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей интерес, положительные эмоции;

- несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ре-бёнка;

- проблемные задачи,поощрения ребёнка при их правильном реше-нии самым комфортным образом влияют на психику ребёнка;

- предоставляет возможность индивидуализации обучения;

- ребёнок сам регулирует темп и количество решаемых игровых задач;

- в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приоб-ретает уверенность в себе.

А главное преимущество – компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребёнка за ошибки, а ждёт, пока он сам исправит их.

Требования:

1 исследовательский характер;

2. легкость для самостоятельных занятий ребенка;

3. развитие широкого спектра навыков и представлений;

4. высокий технический уровень,

5. соответствие возрасту,

6. занимательность.

Принциты:

- от простого к сложному;

- от постоянного руководства к самостоятельной работе;

- чередование самостоятельной работы детей, работы в парах и фрон-тальной работы;

- частая смена видов деятельности;

- тесная связь компьютерной игры с дидактической;

- подбор игр и заданий, имеющих различную степень сложности.

Таким образом, подводя итог всему выше изложенному, ученые делают вывод о том, что новые подходы, методики технологии способствуют рече-вому развитию детей, раскрепощению детей, что в свою очередь ведет к всестороннему развитию личности и позволяет качественно подготовить де-тей к школе.

Публикации по теме:

Мнемотехника как прием развития речи детей дошкольного возраста Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании.

Влияние театрализованной игры на познавательно-речевое развитие детей. Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира дошкольного образования, интегративным результатом реализации.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Инновационный подход в работе с детьми по развитию речи
Опубликовано: 7 октября 2014 в 09:56
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. Литературный праздник «День белых журавлей»

Белый журавль в преданиях многих народов является символом вечной жизни, её победы над смертью. Эта птица издавна представляется людям разных стран как посланник небес, как посредник между землёй и...

22 октября. День городецкой росписи на МААМ

Городецкая роспись – это цветы, орнаменты, узоры и сюжеты, в которых хочется разглядывать мельчайшую деталь. Теперь уже не узнать, кто первым придумал расписывать таким образом деревянные изделия, но идея...

«Приходите, скоморохи, поиграть с ребятами!» Сценарий игрового праздника для детей...
Здравствуйте, друзья мои и коллеги! Я уже в нескольких публикациях рассказывала о нашем масштабном проекте «Музей друзей». Сегодня немного о следующем его...
План Месячника пожилых людей во второй младшей группе
01. 10. 19 Консультация для родителей « Международный день пожилых людей» Познакомить родителей с историей и традициями праздника день пожилого человека....
Выставка совместных творческих работ детей и родителей «Осенние чудеса»
В народе говорят, что осень время мудрости, а описывая и характеризуя осень можно сказать с уверенностью, осенняя пора никого из нас не оставляет...